г. Казань |
|
16 августа 2012 г. |
Дело N А12-21317/2011 |
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 12084/12 настоящее постановление оставлено без изменения
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ибятовой Э.М. (протоколирование ведется с использованием систем видео-конференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих: в Арбитражном суде Волгоградской области представителей заявителя - Халаского М.А. (доверенность от 16.01.2012 N 46/1), Прикащиковой О.В. (доверенность от 08.08.2012 N 58), ответчика - Орловой В.В. (доверенность от 01.08.2012 N 29); в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа представителя заинтересованного лица - Федоричева С.С. (доверенность от 01.12.2011 N 48),
в отсутствие:
заинтересованного лица (Федеральная служба по тарифам) - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Волгоградоблэлектросбыт" и Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.02.2012 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-21317/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028) к Управлению по региональным тарифам администрации Волгоградской области (ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048) о признании бездействия незаконным, при участии в деле заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральной службы по тарифам, г. Москва, общества с ограниченной ответственностью "Волгоградоблэлектросбыт" (ИНН 3443062227, ОГРН 1043400260364),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", заявитель) с заявлением к Управлению по региональным тарифам администрации Волгоградской области (далее - Управление, ответчик) о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в непринятии решения о лишении общества с ограниченной ответственностью "Волгоградоблэлектросбыт" (далее - ООО "Волгоградоблэлектросбыт") статуса гарантирующего поставщика и изменении зоны деятельности ОАО "Волгоградэнергосбыт" в качестве гарантирующего поставщика за счет присоединения зоны деятельности ООО "Волгоградоблэлектросбыт".
В порядке восстановления нарушения права заявитель просит обязать Управление принять решение о лишении ООО "Волгоградоблэлектросбыт" статуса гарантирующего поставщика и внесении изменений в постановление Управления от 12.10.2006 N 15/2 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области", путем исключения пункта 3 приложения к названному постановлению, устанавливающего зону деятельности гарантирующего поставщика ООО "Волгоградоблэлектросбыт", и изменения зоны деятельности ОАО "Волгоградэнергосбыт" в качестве гарантирующего поставщика за счет присоединения зоны деятельности ООО "Волгоградоблэлектросбыт", направить в установленном порядке соответствующие сведения в Федеральную службу по тарифам России для внесения изменений в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности в связи с лишением ООО "Волгоградоблэлектросбыт" статуса гарантирующего поставщика и изменением зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Волгоградэнергосбыт".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.02.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Волгоградоблэлектросбыт" и Управление обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят данные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
В соответствии со статьей 153N Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Волгоградской области.
До рассмотрения кассационных жалоб по существу Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области заявило ходатайство о процессуальном правопреемстве в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что на основании постановления Губернатора Волгоградской области от 08.06.2012 N 453 "О Министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области" Управление переименовано в Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области. Указанные изменения и Положение о Министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденное постановлением Правительства Волгоградской области от 19.06.2012 N 125-п, зарегистрированы в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Волгограда 03.07.2012.
Судебная коллегия, исследовав документы, представленные в обоснование заявленного ходатайства о процессуальном правопреемстве, считает его подлежащим удовлетворению и в соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производит замену Управления на Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на кассационные жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, согласно письму от 09.04.2008 N 01-02/08-6774, выданному некоммерческим партнерством "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии единой энергетической системы" ООО "Волгоградоблэлектросбыт" внесено в раздел 2.3 (гарантирующие поставщики) Реестра субъектов оптового рынка под регистрационным номером 2.3.0268, наблюдательным советом некоммерческого партнерства "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" принято решение о приеме в члены партнерства ООО "Волгоградоблэлектросбыт".
Пунктом 3.4.3 Административного регламента исполнения государственной функции Федеральной службы по тарифам по формированию и ведению Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2008 N 423-э, предусмотрено, что основанием для рассмотрения вопроса об исключении организации из Реестра субъектов оптового рынка является соответствующее заявление (обращение) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об исключении организации в соответствии с приложением N 3 к настоящему Регламенту субъектов оптового рынка, а также иные документы, полученные от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и (или) физических лиц, иных источников информации, свидетельствующие о лишении организации статуса гарантирующего поставщика (отмены согласования границ зоны деятельности).
В связи с тем, что Управлением не было принято решение о лишении ООО "Волгоградоблэлектросбыт" статуса гарантирующего поставщика и изменении зоны деятельности ОАО "Волгоградэнергосбыт" в качестве гарантирующего поставщика за счет присоединения зоны деятельности, ОАО "Волгоградэнергосбыт" обратилось с указанным заявлением.
Судебная коллегия считает, что суды обеих инстанций удовлетворяя заявленные требования правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 главой администрации Волгоградской области принято постановление от 05.10.2006 N 1216 "О регулировании деятельности гарантирующих поставщиков", которым Управление, определено уполномоченным органом, осуществляющим функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.
Пунктом 16 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, определено, что статус гарантирующего поставщика электрической энергии присваивается организациям по итогам очередного (внеочередного) конкурса, организованного и проведенного в соответствии с требованиями Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
Круг лиц, которым может быть присвоен статус гарантирующего поставщика до определения победителя первого конкурса на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации, установлен пунктом 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
Как следует из материалов дела, постановлением Управления от 12.10.2006 N 15/2 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области" ООО "Волгоградоблэлектросбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с подпунктом "б" пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, границами его зоны деятельности определены границы балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Волгоградоблэлектро", электрических сетей потребителей, присоединенных к сетям ОАО "Волгоградоблэлектро" и электрических сетей субабонентов ОАО "Волгоградоблэлектро".
ОАО "Волгоградэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком, соответствующий статус которому присвоен на основании подпункта "а" пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии как обществу, созданному в результате реорганизации ОАО "Волгоградэнерго".
Согласно пункту 40 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в случае если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом "б" или "в" пункта 36 данного документа организации, не имеющей права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в отношении соответствующих ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика групп точек поставки эта организация должна получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 01 января очередного года, но не позднее 01.01.2010.
В противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 01.01.2010.
Если такая организация не получает право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке и утрачивает статус гарантирующего поставщика до 01.01.2010 и в ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика статус гарантирующего поставщика присваивается до 01.01.2010 в соответствии с настоящим документом иной организации, требование настоящего абзаца распространяется также на эту иную организацию.
В соответствии с пунктом 41 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, указанная в пункте 40 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии организация, не может быть лишена статуса гарантирующего поставщика, если будет доказано, что право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке не получено такой организацией в результате нарушения органами или организациями, на основании решений и (или) действий которых предоставляется такое право, установленного порядка предоставления права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке.
При рассмотрении заявления, судами обеих инстанций исследованы указанные обстоятельства и не установлено наличие соответствующих доказательств.
Пунктом 57 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии предусмотрено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 10 дней с даты принятия решения о смене организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика в какой-либо зоне деятельности, или об изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков в порядке и случаях, которые установлены настоящим документом, уведомляют об этом федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов в целях внесения соответствующих изменений в федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.
В силу пункта 58 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии границы зон деятельности гарантирующего поставщика не подлежат изменению в период между проведением очередных конкурсов и могут быть изменены до проведения первого конкурса в случае принятия решения уполномоченным органом об изменении (объединении или разделении) границ смежных зон деятельности гарантирующих поставщиков на основании письменного согласия на такое изменение зон деятельности всех гарантирующих поставщиков, границы зон деятельности которых изменяются.
Таким образом, судами обеих инстанций обоснованно указано, что лишение ООО "Волгоградоблэлектросбыт" статуса гарантирующего поставщика влечет изменение зоны деятельности ОАО "Волгоградэнергосбыт" в качестве гарантирующего поставщика за счет присоединения зоны деятельности ООО "Волгоградоблэлектросбыт".
Судебная коллегия принимает во внимание позицию Федеральной службы по тарифам по данному делу, изложенную в отзывах, которая считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными (том 3, листы дела 50-54, 151-153).
Кроме того, Федеральная служба по тарифам указывает, что незаконное бездействие Управления выражено в непринятии решения об изменении границ зон деятельности в порядке, предусмотренном пунктом 57 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.04.2012, отменившим постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2011, оставившим в силе решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2011 по делу N А40-64830/11-148-551 по заявлению ООО "Волгоградоблэлектросбыт" о признании действий (бездействия) Федеральной службы по тарифам по невключению заявителя в субъектный состав покупателей электрической энергии (мощности) Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2011 год незаконными, установлено, что уполномоченный органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об исключении ООО "Волгоградоблэлектросбыт" из Реестра как гарантирующего поставщика Федеральной службы по тарифам не принимал.
При этом Федеральным арбитражным судом Московского округа не проверялась законность и обоснованность бездействия Управления, выразившихся в непринятии решения о лишении ООО "Волгоградоблэлектросбыт" статуса гарантирующего поставщика и изменении зоны деятельности ОАО "Волгоградэнергосбыт" в качестве гарантирующего поставщика за счет присоединения зоны деятельности ООО "Волгоградоблэлектросбыт", которые является предметом спора по данному делу.
Кассационная инстанция полагает, что при принятии судебных актов судами обеих инстанций в полной мере соблюдены положения статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами исследованы и оценены все представленные обеими сторонами доказательства, проверены все доводы лиц, участвующих в деле, и установил все обстоятельства, установление которых необходимо для правильного разрешения данного спора.
Доводы кассационных жалоб, фактически повторяют аргументы, изложенные в апелляционных жалобах, и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами обеих инстанций, что в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными и не подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
удовлетворить ходатайство Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048) о замене стороны (процессуальном правопреемстве). Произвести процессуальное правопреемство Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области на Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.02.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 по делу N А12-21317/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3.4.3 Административного регламента исполнения государственной функции Федеральной службы по тарифам по формированию и ведению Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2008 N 423-э, предусмотрено, что основанием для рассмотрения вопроса об исключении организации из Реестра субъектов оптового рынка является соответствующее заявление (обращение) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об исключении организации в соответствии с приложением N 3 к настоящему Регламенту субъектов оптового рынка, а также иные документы, полученные от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и (или) физических лиц, иных источников информации, свидетельствующие о лишении организации статуса гарантирующего поставщика (отмены согласования границ зоны деятельности).
...
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 главой администрации Волгоградской области принято постановление от 05.10.2006 N 1216 "О регулировании деятельности гарантирующих поставщиков", которым Управление, определено уполномоченным органом, осуществляющим функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.
Пунктом 16 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, определено, что статус гарантирующего поставщика электрической энергии присваивается организациям по итогам очередного (внеочередного) конкурса, организованного и проведенного в соответствии с требованиями Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 августа 2012 г. N Ф06-5553/12 по делу N А12-21317/2011
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 12084/12 настоящее постановление оставлено без изменения
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2013 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-21317/11
19.02.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 12084/12
19.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12084/12
18.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12084/12
17.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12084/12
05.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12084/12
16.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5553/12
22.05.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2235/12
03.02.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-21317/11