г. Казань |
|
14 августа 2012 г. |
Дело N А57-95/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Петрова А.Л.,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
заинтересованного лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Березка"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.02.2012 (судья Землянникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Пригарова Н.Н., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-95/2012
по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Березка" (ИНН 6421013207, ОГРН 1026400556467) к Главному государственному инспектору Новобурасского района по пожарному надзору подполковнику внутренней службы Малюкову Олегу Геннадьевичу, Саратовская область, Новобурасский район, р.п. Новые Бурасы, о признании незаконным и отмене постановления от 03.10.2011 N 92 по делу об административном правонарушении, с участием заинтересованного лица: Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (ИНН 6450604733, ОГРН 1046405036886),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Березка" (далее - МДОУ "Детский сад "Березка", Учреждение, заявитель) с заявлением к Главному государственному инспектору Новобурасского района по пожарному надзору подполковнику внутренней службы Малюкову О.Г. о признании незаконным и отмене постановления от 03.10.2011 N 92 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.02.2012, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012, в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МДОУ "Детский сад "Березка" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве заинтересованное лицо - Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, полагая состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
МДОУ "Детский сад "Березка" и Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области представили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для их отмены.
Из материалов дела следует, что в период с 21.09.2011 по 30.09.2011 на основании распоряжения от 26.08.2011 N 84 была проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях и на территории МДОУ "Детский сад "Березка", расположенного по адресу: Саратовская область, Новобурасский район, р.п. Новые Бурасы, ул. Советская, д. 13.
В ходе проверки выявлены нарушения МДОУ "Детский сад "Березка" Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации", СНиП 21-01-97* Строительные нормы и правила "Пожарная безопасность зданий и сооружений", а именно:
- люк выхода на кровлю здания не противопожарный 2-го типа, с размерами 0,6 x 0,8 м, закрепленная стальная стремянка у люка отсутствует, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 151 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 3 ППБ 01-03, пункта 8.4* СНиП 21-01-97*;
- дверь электрощитовой выполнена не противопожарной 2-го типа (с пределом огнестойкости не менее ЕI 30), что свидетельствует о нарушении статьи 151 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 3 ППБ 01-03, подпункта 7.4, 5.14*, таблицы 2* СНиП 21-01-97*;
- на кровле здания отсутствует ограждение по периметру кровли, в нарушение статьи 151 Федерального закона N 123-ФЗ, пунктов 3, 40, 51, 53, ППБ 01-03, пункта 8.11 СНиП 21-01-97*;
- из помещений класса Ф 1.1 с одновременным пребыванием более 10 человек (спальная-игровая средней и младшей групп) отсутствуют вторые эвакуационные выходы, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 151 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.12*СНиП 21-0197*;
- ширина эвакуационных выходов из игровых, спален, музыкального зала, из коридора 1-го этажа на лестничную клетку менее 1,2 м в нарушение части 1 статьи 151 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.16 СНиП 21-01-97*;
- ширина маршей лестниц, предназначенных для эвакуации людей, менее 1,35 м, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 151 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.29 СНиП 21-01-97*;
- для отделки полов, стен на путях эвакуации используются материалы, не соответствующие нормативным показателям, что свидетельствует о нарушении статей 4, 53, 89, 151 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 53 ППБ 01-03, пункта 6.25* СНиП 21-01-97*;
-помещения прачечной, складов не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в нарушение части 1 статьи 151 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 3, 98 ППБ 01-03, НПБ 110-03.
Выявленные нарушения были зафиксированы в акте проверки от 30.09.2011 N 84.
Главным государственным инспектором Новобурасского района по пожарному надзору подполковником внутренней службы Малюковым О.Г. 30.09.2011 по факту выявленных административным органом нарушений в отношении МДОУ "Детский сад "Березка" составлен протокол об административном правонарушении N 92, которым действия Учреждения квалифицированы по частям 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Определением от 30.09.2011 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 03.10.2011 на 15 часов 00 минут
Главным государственным инспектором Новобурасского района по пожарному надзору подполковником внутренней службы Малюковым О.Г. 03.10.2011 было вынесено постановление N 92 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым МДОУ "Детский сад "Березка" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением МДОУ "Детский сад "Березка" обжаловало его в Главное Управление МЧС России по Саратовской области.
Решением от 25.11.2011 заместитель главного государственного инспектора Саратовской области по пожарному надзору полковник внутренней службы Степанов В.А. оставил постановление главного государственного инспектора Новобурасского района по пожарному надзору Малюкова О.Г. от 03.10.2011 N 92 по делу об административном правонарушении без изменения, а жалобу МДОУ "Детский сад "Березка" - без удовлетворения.
МДОУ "Детский сад "Березка" не согласилось с привлечением к административной ответственности и, полагая, что постановление по делу об административном правонарушении от 03.10.2011 N 92 является незаконным, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Учреждением требований, указал, что административным органом доказаны события вменяемого МДОУ "Детский сад "Березка" правонарушения, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Дав оценку данным обстоятельствам, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии нарушений правил противопожарной безопасности, за которые в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) несет ответственность само образовательное учреждение.
При этом суды не приняли во внимание доводы образовательного учреждения об отсутствии у него денежных средств для исполнения требований пожарной безопасности, ввиду отсутствия финансирования таких расходов со стороны собственника, придя к выводу, что обязанность по выполнению требований пожарной безопасности целиком лежит на образовательном учреждении, являющемся юридическим лицом.
В кассационной жалобе МДОУ "Детский сад "Березка" просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новый судебный акт, считая, что суды не дали оценки существенным для рассмотрения дела обстоятельствам, а именно: здание, занимаемое образовательным учреждением, введено в эксплуатацию в 1974 году и на момент сдачи в эксплуатацию соответствовало всем действующим нормам пожарной безопасности; суды не приняли во внимание особенности финансирования муниципального образовательного учреждения и представленные учреждением доказательства отсутствия у него финансовых средств для выполнения противопожарных мероприятий, что влечет отсутствие вины Учреждения.
МДОУ "Детский сад "Березка", считая, что в нарушении правил противопожарной безопасности отсутствует его вина, представило суду переписку с собственником в лице его органов управления, из которой следует, что образовательное учреждение неоднократно просило принять меры содействия в устранении нарушений правил пожарной безопасности, в связи с отсутствием у учреждения денежных средств для устранения данных нарушений. Из имеющихся писем Главы администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области, управления образования следует, что собственник не располагает финансовыми возможностями для финансирования необходимых противопожарных мероприятий.
Статьей 38 Закона о пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности как лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственников имущества.
Однако ни КоАП РФ, ни Закон о пожарной безопасности не устанавливает четких критериев для разделения ответственности собственника имущества и лиц, уполномоченных владеть, распоряжаться или пользоваться имуществом.
Согласно Уставу (в редакции, действовавшей на момент привлечения Учреждения к ответственности) МДОУ "Детский сад "Березка" является муниципальным учреждением - юридическим лицом, единственным учредителем которого является Администрация Новобурасского муниципального района Саратовской области (пункты 1.3-1.5 Устава). Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, имущество на праве оперативного управления (пункты 8.1-8.2 Устава).
Частью 2 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон "О некоммерческих организациях") установлено, что типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Пунктом 3 части 2 статьи 15 Закона "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что учредителем бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.
Согласно статье 9.2 Закона "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрена обязанность органов местного самоуправления проводить разработку и осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Уставом МДОУ "Детский сад "Березка" вопросы содержания и развития материально-технической базы, контроля за сохранностью и эффективностью использования Учреждением закрепленной за ним на праве оперативного управления собственности отнесены к компетенции учредителя (пункты 5.1, 8.2 Устава).
Статья 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" устанавливает, что учредитель в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом закрепляет за образовательным учреждением объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Данное здание, в соответствии со статьей 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", закреплено собственником - муниципальным образованием, на праве оперативного управления за Учреждением (распоряжение Главы администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области от 20.05.2011 N 287-р). Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за образовательным учреждением носит целевой характер - обеспечения образовательного процесса, что связано и с обеспечением безопасности находящихся в образовательном учреждении детей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать, в том числе, и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности, включая оборудование такого здания необходимыми инженерными системами оповещения и пожаротушения.
Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности, либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения дошкольного образования финансируются собственником.
Ответственность самого образовательного учреждения за нарушение правил пожарной безопасности возникает в случаях, когда нарушение правил пожарной безопасности, установленных для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений действующим приказом Гособразования Союза Советских Социалистических Республик от 04.07.1989 N 541 "О введении в действие Правил пожарной безопасности", не связано с конструктивными или иными недостатками закрепленного за ним собственником здания, наличием или отсутствием инженерных противопожарных систем.
Вмененные в вину образовательному учреждению нарушения требований пожарной безопасности, относятся к нарушениям требований пожарной безопасности, предъявляемых к объекту защиты, то есть к зданию, занимаемому образовательным учреждением.
Судами первой и апелляционной инстанций не принята во внимание часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ, в соответствии с которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом обязанность доказывания возможности соблюдения юридическим лицом обязательных требований пожарной безопасности в соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ лежит на административном органе.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что у административного органа и судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для привлечения МДОУ "Детский сад "Березка" к ответственности за правонарушения, связанные с отсутствием автоматической пожарной сигнализации, а также с конструктивными недостатками здания - выполнением люка выхода на кровлю здания, двери электрощитовой не того типа, отсутствием ограждения по периметру кровли здания, отсутствием вторых эвакуационных выходов, несоответствием ширины эвакуационных выходов из игровых, спален, музыкального зала, из коридора 1-го этажа на лестничную клетку и ширины маршей лестниц, предназначенных для эвакуации людей, установленным требованиям; применением горючей отделки на путях эвакуации, учитывая, что административный орган в нарушение части 2 статьи 2.1 КоАП РФ не опроверг доводов Учреждения о невозможности установки автоматической пожарной сигнализации, капитального ремонта здания (в части приведения кровли, эвакуационных выходов, дверей установленным требованиям) и замены материала отделки путей эвакуации в связи с неисполнением собственником имущества обязанности по финансированию противопожарных мероприятий в детском саду.
Отсутствие финансирования со стороны собственника имущества муниципального образовательного учреждения установленных действующими требованиями пожарной безопасности к переданному учреждению в оперативное управление зданию, о чем заявляло учреждение в судах первой и апелляционной инстанции с представлением доказательств, с учетом части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, которые не опровергнуты органом пожарного надзора, свидетельствуют об отсутствии вины учреждения в совершении административного правонарушения, поскольку не доказана финансовая возможность соблюдения им требований технических регламентов. Отсутствие вины влечет отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов вследствие неправильного применения судами норм материального права, что повлекло недоказанность наличия вмененного Учреждению состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований об отмене постановления по делу об административном правонарушении в силу статей 29.9, 24.5 КоАП РФ, части 2 статьи 211 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.02.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012 по делу N А57-95/2012 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Главного государственного инспектора Новобурасского района по пожарному надзору Малюкова О.Г. от 03.10.2011 N 92 о привлечении Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Березка" к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами первой и апелляционной инстанций не принята во внимание часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ, в соответствии с которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом обязанность доказывания возможности соблюдения юридическим лицом обязательных требований пожарной безопасности в соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ лежит на административном органе.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что у административного органа и судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для привлечения МДОУ "Детский сад "Березка" к ответственности за правонарушения, связанные с отсутствием автоматической пожарной сигнализации, а также с конструктивными недостатками здания - выполнением люка выхода на кровлю здания, двери электрощитовой не того типа, отсутствием ограждения по периметру кровли здания, отсутствием вторых эвакуационных выходов, несоответствием ширины эвакуационных выходов из игровых, спален, музыкального зала, из коридора 1-го этажа на лестничную клетку и ширины маршей лестниц, предназначенных для эвакуации людей, установленным требованиям; применением горючей отделки на путях эвакуации, учитывая, что административный орган в нарушение части 2 статьи 2.1 КоАП РФ не опроверг доводов Учреждения о невозможности установки автоматической пожарной сигнализации, капитального ремонта здания (в части приведения кровли, эвакуационных выходов, дверей установленным требованиям) и замены материала отделки путей эвакуации в связи с неисполнением собственником имущества обязанности по финансированию противопожарных мероприятий в детском саду.
Отсутствие финансирования со стороны собственника имущества муниципального образовательного учреждения установленных действующими требованиями пожарной безопасности к переданному учреждению в оперативное управление зданию, о чем заявляло учреждение в судах первой и апелляционной инстанции с представлением доказательств, с учетом части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, которые не опровергнуты органом пожарного надзора, свидетельствуют об отсутствии вины учреждения в совершении административного правонарушения, поскольку не доказана финансовая возможность соблюдения им требований технических регламентов. Отсутствие вины влечет отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов вследствие неправильного применения судами норм материального права, что повлекло недоказанность наличия вмененного Учреждению состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований об отмене постановления по делу об административном правонарушении в силу статей 29.9, 24.5 КоАП РФ, части 2 статьи 211 АПК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 августа 2012 г. N Ф06-6290/12 по делу N А57-95/2012