г. Казань |
|
17 августа 2012 г. |
Дело N А57-12101/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Гильмановой Э.Г., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
заявителя - Князевой Ю.И. (доверенность от 04.05.2012 N 14),
2-го заинтересованного лица - Тереховой О.И. (доверенность от 22.06.2012 N Д/12-277), Миропольского О.Р. (доверенность от 25.05.2012 N Д/12-255),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжская территориальная генерирующая компания"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.11.2011 (судья Топоров А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Дубровина О.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-12101/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" о признании распоряжения от 24.06.2011 N 12/3-р "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к распределительным сетям ОАО "Волжская ТГК" по индивидуальному проекту для ОАО "МРСК Волги" недействительным, с участием заинтересованных лиц: Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - общество, ОАО "Волжская ТГК") с заявлением о признании недействительным распоряжения от 24.06.2011 N 12/3-р Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к распределительным сетям ОАО "Волжская ТГК" по индивидуальному проекту для ОАО "МРСК Волги".
Решением арбитражного суда Саратовской области от 23.11.2011 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что является гарантирующим поставщиком и на него не могут распространяться требования законодательства, регулирующие взаимоотношения сетевой организации и абонента при технологическом присоединении, в том числе нормы о государственном регулировании платы за технологическое присоединение.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, установив оспариваемым распоряжением для ОАО "Волжская ТГК" тариф на технологическое присоединение в размере 0 руб., лишил общество возможности применения в отношениях с ОАО "МРСК Волги" договорной цены и не предоставил никакого источника финансирования для проведения необходимых строительно-монтажных работ.
В своем отзыве комитет отклоняет доводы заявителя об отсутствии государственного регулирования платы за технологическое присоединение к сетям лиц, не являющихся сетевой организацией. Установление платы в размере 0 руб. объясняет непредставлением документов, обосновывающих стоимость работ по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как следует из материалов дела, 12.05.2011 ОАО "Волжская ТГК" обратилась в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области с обращением N 100/2657 об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "МРСК Волги" к электроисточнику ОАО "Волжская ТГК" - филиала Саратовская ТЭЦ в размере 11 371 руб. по индивидуальному проекту.
В заявке общество просило установить размер платы за технологическое присоединение в размере 11 371 тыс.руб.
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, рассмотрев обращение заявителя от 15.05.2011 исх. N 100/2657, распоряжением от 24.06.2011 N 12/3-р установил плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (ПС-110/35/6 кВ "Западная"), расположенных по адресу г. Саратов, ул. Шелковичная, д. 138 к распределительным сетям ОАО "Волжская ТГК" по индивидуальному проекту ОАО МРСК Волги" в размере 0 руб. (без учета НДС).
Отказывая в удовлетворении заявления общества о признании недействительным распоряжения Комитета, суды первой и апелляционной инстанций указали на ошибочность доводов общества о том, что на него не распространяется государственное регулирование платы за технологическое присоединение.
Данные выводы судов соответствуют нормам материального права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций подлежит государственному регулированию путем установления платы за такое присоединение или стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину такой платы.
ОАО "Волжская ТГК" не является сетевой организацией, не оказывает услуги по передаче электроэнергии, и формально не подпадает под действие пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике. Однако в соответствии с пунктом 5 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.
Возложение на генерирующего поставщика выполнения функций сетевой организации означает и распространение на отношения, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителя к распределительным сетям электростанции, обязательных требований, регулирующих порядок установления платы за технологическое присоединение, поскольку такая плата, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации, является существенным условием договора технологического присоединения (подпункт "д" пункта 16 Правил).
Следовательно, доводы ОАО "Волжская ТГК" о том, что на него не распространяются требования пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике о государственном регулировании платы за технологическое присоединение, не основаны на действующем законодательстве и не могут быть приняты во внимание.
Между тем из текста оспариваемого постановления следует, что размер платы за присоединение установлен в размере 0 руб. (без учета НДС).
При этом суд апелляционной инстанции исходил из невозможности определения платы за технологическое присоединение в соответствии с порядком, установленном пунктом 12 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам российской Федерации от 30.11.2010 N 65-э/5 в связи с непредставлением документов самим заявителем.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (в редакции постановления правительства Российской Федерации от 21.03.2007 N 168) (далее - Правила технологического присоединения).
В соответствии с пунктом 4 Правил технологического присоединения любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с названными Правилами.
В силу пункта 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 5 Правил при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.
Одним из необходимых условий договора технологического присоединения, является условие о размере платы за технологическое присоединение.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 16 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики является одним из существенных условий договора технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам, при установлении платы за технологическое присоединение учитываются расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя, в том числе расходы на подготовку сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором и разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями и т.п.
Таким образом, размер платы за технологическое присоединение, являясь существенным условием договора, определяется исходя из состава мероприятий, которые должны выполнить стороны при конкретном технологическом присоединении.
Установив своим распоряжением плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (ПС-110/35/6 кВ "Западная") к распределительным сетям ОАО "Волжская ТГК" по индивидуальному проекту в размере 0 руб. (включая НДС), комитет нарушил общеправовые принципы платности услуг.
При отсутствии необходимых для расчета размера платы за технологическое присоединение документов заявление ОАО "Волжская ТГК" подлежало оставлению без рассмотрения, либо отказу об установлении платы за присоединение.
Поскольку неправильное определение платы госорганом носит неустранимый характер, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а распоряжение комитета - признанию недействительным.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.11.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 по делу N А57-12101/2011 отменить.
Заявление открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение от 24.06.2011 N 12/3-р "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к распределительным сетям ОАО "Волжская ТГК" по индивидуальному проекту для ОАО "МРСК Волги".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (в редакции постановления правительства Российской Федерации от 21.03.2007 N 168) (далее - Правила технологического присоединения).
В соответствии с пунктом 4 Правил технологического присоединения любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с названными Правилами.
В силу пункта 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 5 Правил при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.
...
В соответствии с подпунктом "д" пункта 16 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики является одним из существенных условий договора технологического присоединения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 августа 2012 г. N Ф06-4858/12 по делу N А57-12101/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16037/12
04.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16037/12
03.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16037/12
16.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16037/12
17.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4858/12
28.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-377/12
23.11.2011 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-12101/11