г. Казань |
|
22 августа 2012 г. |
Дело N А55-12623/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Альмашевой Г.Д.,
при участии представителей:
ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ИмпексКомпани" - Воропаева И.В., доверенность от 22.08.2011 б/н, Рукавишниковой Д.А., доверенность от 10.08.2012 б/н,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2011 (судья Пономарева О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-12623/2011
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134), г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "ИмпексКомпани" (ИНН 7729419360, ОГРН 1027729005380), г. Самара, о взыскании задолженности по арендной плате и пени,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИмпексКомпани" (далее - ООО "ИмпексКомпани", ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 71 226 929 руб. 73 коп. по договору аренды земельного участка от 15.04.2005 N 020068з за период с 01.01.2008 по 15.12.2010, пени в сумме 84 096 748 руб. 20 коп. за период с 11.01.2007 по 15.12.2010.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика в судебном заседании просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей ответчика в судебном заседании, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 15.04.2005 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары (арендодатель) и ООО "ИмпексКомпани" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 020068з, согласно которому ответчику (арендатору) передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 63:01:07 15 003:0020, площадью 28 586,30 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе/Проспект Кирова. Земельный участок предоставлен под строительство многофункционального торгового комплекса.
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 14.10.2005.
Срок действия договора установлен с 30.07.2004 по 29.07.2014.
С 01.07.2006 Комитет по управлению имуществом г. Самары утратил правомочие действовать от имени государства при распоряжении государственной землей.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в соответствии с Законом Самарской области "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с 01.07.2006 наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей строительства.
По мнению истца, условия договора относительно срока внесения арендной платы и полноты её внесения ответчик не исполнил, в связи с этим за период с 01.01.2008 по 15.12.2010 образовалась задолженность по арендной плате в размере 71 226 929 руб. 73 коп. Также истцом в соответствии с пунктом 7.2. договора за период с 11.01.2007 по 15.12.2010 начислены пени в размере 84 096 748 руб. 20 коп.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области арендатору направлено письмо о необходимости подписать акты приема-передачи земельного участка по договору и погасить имеющуюся задолженность по арендной плате и пеням. Данное письмо было получено арендатором, однако ответ в десятидневный срок не поступал.
Данные обстоятельства явились поводом для настоящего иска.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций установили, что задолженность по арендной плате образовалась в связи с увеличением размера арендной платы, которая в свою очередь изменилась по причине применения министерством иной методики ее определения.
Поскольку изменение методики расчета арендной платы является односторонним изменением условия договора аренды и должно быть совершено в силу части 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в той же форме, что и договор, чего истцом не было сделано, при этом системное толкование условий договора аренды от 15.04.2005 N 020068з указывает на то, что арендодатель вправе в одностороннем порядке изменять лишь показатели, используемые в качестве коэффициентов при расчете, и не наделен правом вносить коррективы в способ определения размера арендных платежей посредством упразднения старых или введения новых расчетных коэффициентов, суды признали, что министерство необоснованно применило новую методику расчета арендной платы и отказали в иске.
Однако судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ установлено, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Пунктом 4 статьи 22 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 1709/11, при расчете арендной платы следует исходить из условий договора, но с учетом повышения базовых ставок, действующих в период действия договора.
При этом в соответствии с пунктом 4.3 договора аренды определено право арендодателя пересматривать в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер арендной платы за пользование землей.
В силу части 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что пунктами 1, 2 статьи 390 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
Суд не проверил, какие изменения налога и базовых ставок арендной платы произошли за спорный период. Учитывая, что условия договора предусматривают изменение размера арендной платы в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка и базовых ставок, судам следовало установить, какие нормативные акты, принятые в течение спорного периода, являются обязательными для обеих сторон договора аренды.
Поскольку судебные акты приняты без анализа и оценки действующих в спорный период базовых ставок арендной платы, без правовой оценки всех условий договора аренды земельного участка, судебная коллегия считает, что принятые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении суду следует оценить условия договора, порядок расчета, который положен в основу определения размера арендной платы и с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.07.2011 N 1709/11, принять обоснованное и законное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 по делу N А55-12623/2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 1709/11, при расчете арендной платы следует исходить из условий договора, но с учетом повышения базовых ставок, действующих в период действия договора.
...
В силу части 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что пунктами 1, 2 статьи 390 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
...
При новом рассмотрении суду следует оценить условия договора, порядок расчета, который положен в основу определения размера арендной платы и с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.07.2011 N 1709/11, принять обоснованное и законное решение."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 августа 2012 г. N Ф06-6372/12 по делу N А55-12623/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13552/13
16.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4878/13
26.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17024/12
19.12.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12623/11
22.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6372/12
12.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2316/12
09.11.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12623/11