г. Казань |
|
29 августа 2012 г. |
Дело N А72-245/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2012 года.
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Карповой В.А., Вильданова Р.А.,
при участии представителей:
истца - Шевченко И.И., доверенность от 27.01.2012,
ответчика (Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска) - Малкиной Н.П., доверенность от 27.07.2012 N 16903-10,
третьего лица (администрации города Ульяновска) - Малкиной Н.П., доверенность от 10.07.2012 N 158-01-12,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.03.2012 (судья Каданцев Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Марчик Н.Ю., Засыпкина Т.С.)
по делу N А72-245/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ленинские горки" в лице конкурсного управляющего Фомина А.В., г. Ульяновск, к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием третьих лиц: администрации города Ульяновска, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ленинские горки" (далее - ООО "Ленинские горки", общество, заявитель) в лице конкурсного управляющего Фомина А.В. обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Комитету по Управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска (далее - Комитет), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Управление Росреестра), с учетом уточнения требований, в котором просит признать действия Комитета, выразившиеся в направлении указанных заявлений о снятии с кадастрового учета земельных участков: 73:24:041702:45; 73:24:041702:47; 73:24:041702:51; 73:24:041702:52 незаконными; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области" восстановить и поставить на кадастровый учет земельные участки: площадью 48 040 кв. м, кадастровый номер 73:24:041702:45, разрешенное использование - Буксировочная канатная дорога N 1 и горнолыжная трасса; площадью 13 556 кв. м, кадастровый номер 73:24:041702:47, разрешенное использование - Главный корпус; площадью 2422 кв. м, кадастровый номер 73:24:041702:51, разрешенное использование - кресельная канатная дорога верхняя и нижняя станции; площадью 2446 кв. м, кадастровый номер 73:24:041702:52, разрешенное использование - кресельная канатная дорога верхняя и нижняя станции.
Решением суда первой инстанции от 30.03.2012 оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2012 требования заявителя удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет просит решение от 30.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2012 отменить, как несоответствующее нормам материального и процессуального права, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, конкурсный управляющий ООО "Ленинские горки" Фомин А.В. 02.06.2011 обратился в Комитет по Управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска с заявлениями о передаче в аренду земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, а именно: земельного участка площадью 48 040 кв. м, кадастровый номер 73:24:041702:45, расположенного по адресу: г. Ульяновск, спуск Степана Разина, д. 33 в Ленинском районе сроком на 49 лет, на котором находится принадлежащий обществу на праве собственности объект недвижимости - Буксировочная канатная дорога N 1 и горнолыжная трасса; земельного участка площадью 13 556 кв. м, кадастровый номер 73:24:041702:47, расположенного по адресу: г. Ульяновск, спуск Степана Разина, д. 33 в Ленинском районе сроком на 49 лет, на котором находится принадлежащий обществу на праве собственности объект недвижимости - Главный корпус; земельного участка площадью 2428 кв. м, кадастровый номер 73:24:041702:51, расположенного по адресу: г. Ульяновск, спуск Степана Разина, д. 33 в Ленинском районе сроком на 49 лет, на котором находится принадлежащий обществу на праве собственности объект недвижимости - Канатная дорога, нижняя и верхняя станции; земельного участка площадью 2446 кв. м, кадастровый номер 73:24:041702:52, расположенного по адресу: г. Ульяновск, спуск Степана Разина, д. 33 в Ленинском районе сроком на 49 лет, на котором находится принадлежащий обществу на праве собственности объект недвижимости - Канатная дорога, нижняя и верхняя станции.
Комитет письмом от 15.08.2011 N 14838-12 сообщил, что у мэрии города Ульяновска отсутствуют правовые основания для заключения договора аренды, поскольку 29.12.2006 между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и ООО "Ленинские горки" заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск спуск Степана Разина, д. 33, площадью 574 734,79 кв. м, и на момент обращения в Комитет запись о наличии этого договора в Едином государственном реестре прав не погашена.
21 ноября 2011 года конкурсный управляющий ООО "Ленинские горки" Фомин А.В. повторно обратился с заявлениями о передаче в аренду спорных земельных участков.
Как следует из материалов дела на основании заявлений Комитета N 7324/107/11-555, N 7324/107/11-556, N 7324/107/11-557, N 7324/107/11-558, N 7324/107/11-559, N 7324/107/11-560, N 7324/107/11-561, N 7324/107/11-562, N 7324/107/11-565, N 7324/107/11-566, от 24.11.2011 N 7324/107/11-567; N 7324/107/11-591, от 28.11.2011 N 7324/107/11-592 о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости, сведения о которых носят временный характер, органом кадастрового учета, земельные участки с кадастровыми номерами: 73:24:041702:45, 73:24:041702:46,73:24:041702:47, 73:24:041702:48, 73:24:041702:49, 73:24:041702:50, 73:24:041702:51, 73:24:041702:52, 73:24:041702:53, 73:24:041702:54, 73:24:041702:55, 73:24:041721:68, 73:24:041721:69 решениями от 14.12.2011 N 7324/02/11-660-671, N 73-00/11-16165 снял с государственного кадастрового учета.
Комитет письмом от 27.12.2011 N 23594-12 сообщил, что в соответствии с выписками из Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Ульяновской области по состоянию на 14.12.2011 испрашиваемые земельные участки сняты с кадастрового учета, в связи с чем они не могут являться объектом гражданских правоотношений и их передача в аренду не представляется возможной.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения конкурсного управляющего ООО "Ленинские горки" Фомина А.В. в суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Приказом Управления Росреестра от 11.03.2010 N П/93 филиал Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Ульяновской области с 15.09.2010 наделен полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
На основании части 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
На основании статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворяя заявленные требования указали, что после подачи частным лицом заявки на приватизацию земельного участка по статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации этот участок не может быть расформирован в административном порядке по заявке публичного собственника земли.
Оспариваемые действия Комитета нарушают представленное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации право заявителя на приобретение в аренду или в собственность (по усмотрению заявителя) земельного участка, на котором находятся объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности заявителя.
Подав заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета, Комитет тем самым нарушил исключительное право заявителя на приобретение права аренды спорных земельных участков, что противоречит статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражных судов в этой части соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 6200/10 по делу N А56-50083/2008.
Судебная коллегия выводы суда находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам и правомерным удовлетворение заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела, установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2012 по делу N А72-245/2012 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворяя заявленные требования указали, что после подачи частным лицом заявки на приватизацию земельного участка по статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации этот участок не может быть расформирован в административном порядке по заявке публичного собственника земли.
Оспариваемые действия Комитета нарушают представленное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации право заявителя на приобретение в аренду или в собственность (по усмотрению заявителя) земельного участка, на котором находятся объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности заявителя.
Подав заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета, Комитет тем самым нарушил исключительное право заявителя на приобретение права аренды спорных земельных участков, что противоречит статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражных судов в этой части соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 6200/10 по делу N А56-50083/2008."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 августа 2012 г. N Ф06-7013/12 по делу N А72-245/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2012 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-245/12
29.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7013/12
06.06.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5351/12
30.03.2012 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-245/12