Противоречия, существующие между бюджетным и налоговым законодательством, приводят к потерям бюджетов субъектов РФ, так и оказывают негативное влияние на финансовое состояние бюджетных учреждений, а также исключает их заинтересованность в оказании платных услуг, которые необходимо увеличивать в силу ограниченности средств бюджетов всех уровней.
В целях приведения налогового законодательства в соответствие с бюджетным законодательством прошу Вас внести на рассмотрение Правительства РФ проект федерального закона "О внесении изменения в часть вторую НК РФ (главу 25 "Налог на прибыль организаций")"
Министерством финансов Российской Федерации рассмотрено Ваше письмо по вопросу налогообложения доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и сообщается следующее.
Согласно статье 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, относятся к неналоговым доходам.
Согласно статье 42 указанного Кодекса доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Статьей 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 2000 года, установлено, что доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах согласно Налоговому кодексу Российской Федерации состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п.1 ст.1 Кодекса).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 Кодекса).
Таким образом, при рассмотрении вопроса о налогообложении доходов, полученных бюджетными организациями от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, следует руководствоваться законодательством о налогах и сборах.
С 1 января 2002 года вступает в действие глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 246 указанной главы налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В частности, для российских налогоплательщиков прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с Кодексом (статья 247 Кодекса).
Таким образом, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации все российские организации (в том числе и бюджетные учреждения), получающие доход, являются плательщиками налога на прибыль.
Учитывая изложенное, вносить изменения в абзац первый пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации нет оснований.
Член коллегии - Руководитель | А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.