г. Казань |
|
19 сентября 2012 г. |
Дело N А12-21980/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Мельниковой Н.Ю., Махмутовой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Мачтаковой Л.И.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
истца - Федорова А.А. (доверенность от 10.01.2012 N 10),
ответчика - Троицкой А.Н. (доверенность от 15.05.2012 б/н),
в отсутствие после перерыва:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.03.2011 (судья Прудникова Н.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Антонова О.И., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-21980/2011
по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" (ИНН 3441010181, ОГРН 1023402460620) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" (ИНН 3444173280, ОГРН 1093444006765) о взыскании 17 407 384,51 руб. задолженности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт", временный управляющий муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети", Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось муниципальное унитарное производственное предприятие "Волгоградские межрайонные электрические сети" (далее - истец) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" (далее - ответчик) стоимости объема бездоговорного потребления электроэнергии в размере 14 256 222,28 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.03.2012 заявленные исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 решение суда первой инстанции от 14.03.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявителем кассационной жалобы отмечается, что произведенный истцом расчет бездоговорного потребления не соответствует действующему законодательству, ответчик является исполнителем коммунальных услуг и вопрос о количестве потребленной энергии в силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, должен решаться в соответствии с законодательством Российской Федерации для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
Кроме того, акты бездоговорного потребления энергии составлены в одностороннем порядке без надлежащих доказательств вызова представителя ответчика; не доказан факт начала исчисления бездоговорного потребления, поскольку в материалы дела истцом не представлены надлежащие доказательства принадлежности домов к ответчику в подтверждение предыдущей проверки.
В судебном заседании 06.09.2012 по делу в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 09 часов 00 минут 13.09.2012.
Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрения в суд первой инстанции исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что истцом в рамках осуществления своих полномочий были проведены проверки законности и обоснованности потребления электрической энергии с использованием энергопринимающих устройств ответчика, в результате которых выявлены факты бездоговорного потребления электрической энергии. По результатам проверки составлены следующие акты: N с-07/10.06.11 на сумму 141 764,20 руб., N с-11/10.06.11 на сумму 531 149,41 руб., N с-12/10.06.11 на сумму 25 181.79 руб., N с-13/10.06.11 на сумму 87 436,80 руб., N с-14/10.06.11 на сумму 27 979,78 руб., N с-45/10.06.11 на сумму 97 929,22 руб., N с- 16/10.06.11 на сумму 157386,24 руб., N с-17/10.06.11 на сумму 76944,38 руб., N с- 18/10.06.11 на сумму 242 957,72 руб., N с-11/10.06.11 на сумму 27 979,77 руб., N с- 20/10.06.11 на сумму 74 146,41 руб., N с-21/10.06.11 на сумму 12 590,90 руб., N с- 22/10.06.11 на сумму 61 555,50 руб., N с-23/10.06.11 на сумму 73 46,91 руб., N с-24/10.06.11 на сумму 61 555,50 руб., N с-25/10.06.11 на сумму 106 323,14 руб., N с-26/10.06.11 на сумму 29 378,76 руб., N с-27/10.06.11 на сумму 78 343,37 руб., N с- 29/10.06.11 на сумму 56 659,04 руб., N с-30/10.06.11 на сумму 90 934,27 руб., N с- 31/10.06.11 на сумму 10 492,42 руб., N с-32/10.06.11 на сумму 130 105,96 руб., N с- 33/10.06.11 на сумму 88 136,29 руб., N с-34/10.06.11 на сумму 167 412,31 руб., N с- 36/10.06.11 на сумму 893 953,84 руб., N с-37/10.06.11 на сумму 111 219,61 руб., N с- 38/10.06.11 на сумму 73 446,91 руб., N с-39/10.06.11 на сумму 62 954,50 руб., N с-40/10.06.11 на сумму 187 930,83 руб., N с-41/10.06.11 на сумму 12 590,89 руб., N с- 42/10.06.11 на сумму 90 234,78 руб., N с-43/10.06.11 на сумму 33 575,73 руб., N с- 44/10.06.11 на сумму 150 391,63 руб., N с-45/10.06.11 на сумму 41 969,66 руб., N с- 46/10.06.11 на сумму 33 575,73 руб., N с-47/10.06.11 на сумму 345 317,07 руб., N с- 48/10.06.11 на сумму 95 597,57 руб., N с-49/10.06.11 на сумму 100 727,19 руб., N с- 50/10.06.11 на сумму 33 575,73 руб., N с-51/10.06.11 на сумму 16 787,87 руб., N с- 52/10.06.11 на сумму 109 121,12 руб., N с-53/10.06.11 на сумму 12 590,90 руб., N с- 54/10.06.11 на сумму 370 498,87 руб., N с-55/10.06.11 на сумму 143 396,35 руб., N с-6/10.06.11 на сумму 75 545,40 руб., N с-57/10.06.11 на сумму 99 178,90 руб., N с-58/10.06.11 на сумму 172 076,28 руб., N с-59/10.06.11 на сумму 75 545,39 руб., N с-60/10.06.11 на сумму 375 861,66 руб., N с-61/10.06.11 на сумму 185 366,02 руб., N с- 62/10.06.11 на сумму 191 195,14 руб., N с-63/10.06.11 на сумму 391 354,67 руб., N с- 64/10.06.11 на сумму 41 969,66 руб., N с-65/10.06.11 на сумму 424 930,40 руб., N с-66/10.06.11 на сумму 191 195,14 руб., Nс-67/10.06.11 на сумму 908 176,90 руб., N с-68/10.06.11 на сумму 908 176,90 руб., N с-69/10.06.11 на сумму 573 585,41 руб., N с- 70/10.06.11 на сумму 477 987,84 руб., N с-73/10.06.11 на сумму 430 189,06 руб., N с- 74/10.06.11 на сумму 238 993,92 руб., N с-75/10.06.11 на сумму 621 384,19 руб., N с- 76/10.06.11 на сумму 238 993,92 руб., N с-77/10.06.11 на сумму 238 993,92 руб., N с-78/10.06.11 на сумму 525 786,62 руб., N с-79/10.06.11 на сумму 334 591,48 руб., N с-80/10.06.11 на сумму 669 182,97 руб., N с-81/10.06.11 на сумму 477 987,84 руб., N с-82/10.06.11 на сумму 25 181,80 руб.
В соответствии с пунктом 151 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
Согласно пункту 152 Правил N 530 по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного ее потребления составляется акт о таком неучтенном потреблении, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию.
Положениями пункта 2 статьи 539, пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие устройства присоединены к сети энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
На основании пункта 153 Правил N 530 в случае выявления факта неучтенного потребления электрической энергии должен присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее ее бездоговорное потребление, либо его представитель. Расчет объема безучетного потребления электрической энергии или ее бездоговорного потребления осуществляется в течение 3 рабочих дней на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии), а также на основании документов, представленных потребителем или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии.
Как следует из материалов дела, письмом от 08.06.2011 истцом предлагалось ответчику прибыть 10.06.2011 на составление актов о неучтенном потреблении электрической энергии по адресу: г. Волгоград, ул. Штеменко, д. 54 либо обеспечить явку его представителя с надлежаще оформленными полномочиями. Указанное письмо (т.1, л.д. 76) получено ответчиком, о чем имеется отметка с входящим номером 698 от 08.06.2011. В этой связи судом правомерно установлено наличие надлежащего уведомления о составлении актов о безучетном потреблении энергии.
При составлении ранее названных актов в связи с отсутствием законного представителя ответчика они были подписаны с участием независимых представителей - Маштакова А.М. и Артоболевского С.А.
Также правомерно судами было установлено отсутствие доказательств о наличии договорных отношений ответчика с гарантирующим поставщиком энергии, что является основанием для истца, как сетевой организации, требовать оплаты всего объема бездоговорного потребления энергии в местах общего пользования многоквартирных домов, в том числе энергопринимающих устройств лифтового оборудования через точки присоединения к электрическим сетям истца.
Судами предыдущих инстанций со ссылкой на пункт 156 Правил N 530 указано, что стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного лица, на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии по рассчитанной в соответствии с настоящим документом нерегулируемой цене, учитывающей стоимость электрической энергии (мощности) исходя из коэффициента оплаты мощности, соответствующего диапазону числа часов использования мощности.
Расчет стоимости объема бездоговорного потребления произведен истцом на основании пункта 155 Правил N 530, согласно которому объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется исходя из расчета полного использовании всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств. При расчете стоимости поставленной электроэнергии применен одноставочный тариф на электрическую энергию, установленный постановлением Управления региональных тарифов администрации Волгоградской области от 15.10.2010 N 32/1, в размере 2,53 руб./кВт. Полное использование мощности составляет 24 часа в сутки. Мощность присоединенных энергопринимающих устройств лифтов составляет 14 кВт. Общая мощность светильников составляет 32,7 кВт.
Вместе с тем, судами предыдущих инстанций не учтено следующее.
Согласно пунктам 89, 91 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения розничных рынков), исполнитель коммунальных услуг приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. В случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
Исполнители коммунальных услуг при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению применяют положения раздела XII настоящего документа, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 92 Основных положений розничных рынков). В соответствии с пунктом 136 Основных положений розничных рынков оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Положения настоящего раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 147 указанных Основных положений розничных рынков в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичный порядок определения размера платы за электроснабжение с учетом норматива потребления соответствующей коммунальной услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета установлен пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Таким образом, с учетом положений 136, 147 Правил N 530, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации количество электрической энергии, потребленной в местах общего пользования, подлежало определению либо по показаниям приборов учета, либо исходя из нормативов, установленных органами местного самоуправления. Определение расхода электроэнергии в отсутствие прибора учета по присоединенной электрической мощности и числу часов работы объектов энергопотребления не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2011 N 5514/11.
Указанным обстоятельствам судами предыдущих инстанций надлежащая оценка не дана.
Поскольку указанным обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для принятия правильного решения, не дана правовая оценка, а суд кассационной инстанции в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.03.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 по делу N А12-21980/2011 отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 2 пункта 147 указанных Основных положений розничных рынков в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичный порядок определения размера платы за электроснабжение с учетом норматива потребления соответствующей коммунальной услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета установлен пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Таким образом, с учетом положений 136, 147 Правил N 530, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации количество электрической энергии, потребленной в местах общего пользования, подлежало определению либо по показаниям приборов учета, либо исходя из нормативов, установленных органами местного самоуправления. Определение расхода электроэнергии в отсутствие прибора учета по присоединенной электрической мощности и числу часов работы объектов энергопотребления не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2011 N 5514/11."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 сентября 2012 г. N Ф06-6211/12 по делу N А12-21980/2011
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2013 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-987/13
20.12.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-21980/11
19.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6211/12
03.07.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3658/12
14.03.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-21980/11