г. Казань |
|
15 июля 2014 г. |
Дело N А55-22812/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Коноплевой М.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.01.2014 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Николаева С.Ю.)
по делу N А55-22812/2013
по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ОГРН 1046300456234) к обществу с ограниченной ответственностью "Инициатива" (ОГРН 1076317008943) о признании договора аренды лесного участка незаключенным,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство лесного хозяйства) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Инициатива" (далее - ООО "Инициатива", общество) о признании незаключенным договора аренды лесного участка от 19.10.2009 N 232/07.
Исковые требования основаны на положениях статей 433, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и мотивированы тем, что договор аренды лесного участка в установленном законом порядке не зарегистрирован, арендная плата не произведена.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.01.2014 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что сторона договора, не прошедшего необходимую государственную регистрацию, не вправе на этом основании ссылаться на его незаключенность, кроме того, договор содержит все существенные условия, соответствуют требованиям действующего законодательства.
В кассационной жалобе Министерство лесного хозяйства, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что обществом не исполнялись условия договора аренды, а именно: арендная плата не вносилась; не осуществлялись санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление, использование лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов, лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, кроме того, на арендуемом участке не проводятся мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании Протокола заседания аукционной комиссии министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области по проведению аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности от 16.10.2009 N 4 между Министерством природопользования, сельского хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (ныне Министерство лесного хозяйства) и ООО "Инициатива" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 19.10.2009 N 232/07 (далее - договор аренды), по условиям которого арендатору был передан во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном реестре 257-2009-08, имеющий местоположение: Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Красноярское участковое лесничество, квартал N 99, выдел N 6, в границах, указанных в плане лесного участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 0,50 га.
В пункте 20 договора аренды стороны установили срок аренды с 19.10.2009 по 19.10.2058 (49 лет).
Фактическая передача лесного участка в аренду подтверждается актом приема-передачи от 19.10.2009 и не оспаривается сторонами.
Согласно подпункту б) пункта 13 договора аренды арендатор обязан в течение 8 месяцев с момента подписания договора зарегистрировать договор в Федеральной регистрационной службе по Самарской области.
Министерство лесного хозяйства направило в адрес ООО "Инициатива" письмо от 06.12.2012 N 27-05002/14606 с предложением в течение 3-х месяцев с момента получения настоящего уведомления осуществить регистрацию указанного договора аренды лесного участка и представить в министерство соответствующие документы.
Впоследствии Министерство лесного хозяйства вновь уведомлением от 12.08.2013 N 27-05-02/11204 проинформировало общество о необходимости представления в пятидневный срок информации о проделанной работе по осуществлению государственной регистрации договора аренды.
На основании запроса Министерства лесного хозяйства от 27.11.2013 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о предоставлении информации о наличии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) регистрации договор аренды лесного участка от 19.10.2009 N 232/07 получен ответ, что запрошенная информация в ЕГРП отсутствует (уведомление от 29.11.2013 N 01/039/2013-674).
Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
Согласно пункту 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с землей подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьями 131, 433, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 4 и 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ (на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства до проведения кадастровых работ.
Кадастровый учет обеспечивает надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель.
Земельный участок из земель лесного фонда, который предоставлен в аренду обществу в силу закона, считается поставленный на государственный кадастровый учет, в том числе при наличии его границ, площади по сведениям государственного лесного реестра 275-2009-08.
В соответствии со статьей 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав является - юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2001 N 132-О отмечено, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.
Таким образом, с учетом положений статьи 93 ЛК РФ применяемых во взаимосвязи с правилами статей 433, 651 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация договора лесного участка осуществляется в целях создания возможности защиты интересов третьих лиц, которые должны знать о долгосрочной аренде.
Не прошедший необходимую государственную регистрацию договор не порождает последствий, которые могут оказать влияние на права и интересы третьих лиц, не знавших о факте заключения договора аренды.
Иное истолкование правил гражданского законодательства о государственной регистрации договора аренды способствует недобросовестному поведению сторон договора, который не прошел необходимую регистрацию, но исполняется им. В связи с чем выводы судов относительно того, что сторона договора не прошедшего необходимую государственную регистрацию, не вправе на этом основании ссылаться на его незаключенность, основаны на правильном применении норм действующего законодательства и существующей правоприменительной практике.
Заключение договора аренды от 19.10.2009 N 232/07 осуществлялось по результатам проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды, фактическая передача и приемка лесного участка подтверждается актом от 19.10.2009 и не оспаривается сторонами.
Следовательно, стороны приступили к исполнению договора аренды, предметом которого является предоставление во временное пользование лесного участка за соответствующую плату.
Неисполнение арендатором обязательств по использованию земельного участка в соответствии с проектом лесов и уклонении от подачи лесной декларации следует рассматривать в качестве нарушений условий договора и принятых обязательств.
Таким образом, ссылки Министерства лесного хозяйства о том, что, поскольку общество нарушает принятые обязательства в сфере лесопользования, стороны не приступили к фактическому исполнению (использованию объекта) договора аренды, не основаны на правильном толковании норм гражданского законодательства, регулирующих общие положения об аренде объектов.
Нарушения существенных обязательств, в том числе относительно нарушения сроков внесения арендной платы, могут служить основанием для расторжения договора аренды в порядке и по основаниям, предусмотренных законом либо соглашением сторон.
При таких обстоятельствах ссылки заявителя кассационной жалобы о том, что в данном конкретном случае требования о признании договора аренды незаключенным предъявляются в связи с тем, что арендатор не вносит арендную плату, не могут быть приняты во внимание.
Следует отметить, что регистрация возникающих из договора аренды, обременяющих вещные права арендодателя на объект осуществляется на основании статьи 26 Закона N 122-ФЗ только в случае, когда регистрации подлежит сам договор аренды недвижимости. При этом регистрация права аренды не является самостоятельной государственной регистрацией упомянутого права, а представляет собой запись прав о государственной регистрации договора аренды, на основании которого возникают права арендатора, обременяющие недвижимое имущество.
В пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отмечено, что, если одна из сторон такого договора уклоняется от его государственной регистрации, другая сторона вправе на основании пункта 3 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявить иск об обязании зарегистрировать договор.
Таким образом, при уклонении одной из сторон от государственной регистрации договора аренды по требованию другой стороны может быть вынесено решение о регистрации сделки.
В связи с чем по данному спору Министерство лесного хозяйства использовало способы защиты гражданских прав не соответствующие характеру допущенных арендатором нарушений по уклонению в государственной регистрации сделки.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 165, 433, 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 93 ЛК РФ и статьи 26 Закона N 122-ФЗ, установив, что, поскольку договор аренды сторонами не исполнялся, арендодатель не вправе требовать признания его незаключенным по мотиву отсутствия государственной регистрации, отказали в иске.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.01.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу N А55-22812/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отмечено, что, если одна из сторон такого договора уклоняется от его государственной регистрации, другая сторона вправе на основании пункта 3 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявить иск об обязании зарегистрировать договор.
...
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 165, 433, 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 93 ЛК РФ и статьи 26 Закона N 122-ФЗ, установив, что, поскольку договор аренды сторонами не исполнялся, арендодатель не вправе требовать признания его незаключенным по мотиву отсутствия государственной регистрации, отказали в иске."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 июля 2014 г. N Ф06-12767/13 по делу N А55-22812/2013