г. Казань |
|
25 сентября 2012 г. |
Дело N А12-5260/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Афанасьева И.Н., Мельниковой Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Мачтаковой Л.И.,
и при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
истца - Саповой А.В. (прокурор отдела, удостоверение от 02.12.2011 ТО N 112094),
ответчиков: администрации городского поселения г. Ленинск Волгоградской области - Низаева Н.М. (доверенность от 27.08.2012 N 4),
общества с ограниченной ответственностью "Силуэт" - Слободских В.Н. (директор, протокол собрания учредителей от 25.12.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 (председательствующий судья Тимаев Ф.И., судьи Волкова Т.В., Клочкова Н.А.)
по делу N А12-5260/2012
по исковому заявлению заместителя прокурора Волгоградской области к администрации городского поселения г. Ленинск Волгоградской области (ИНН 3415012633, ОГРН 1053478414758), обществу с ограниченной ответственностью "Силуэт" (ИНН 3415001134, ОГРН 1023405172900) о признании сделки недействительной,
УСТАНОВИЛ:
прокуратура Волгоградской области (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к администрации городского поселения г. Ленинск Волгоградской области (далее - администрация) и обществу с ограниченной ответственной "Силуэт" (далее - общество) о признании недействительным (ничтожным) муниципального контракта от 24.08.2009 N 92 на осуществление функций специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения г. Ленинск, заключенного между администрацией и обществом.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.04.2012 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 решение суда первой инстанции от 17.04.2012 отменено и в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным постановлением суда апелляционной инстанции, прокуратура обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявителем кассационной жалобы отмечается, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям и присвоение статуса специализированной службы указанным лицам не является созданием муниципального учреждения или предприятия. Прокуратурой право иных хозяйствующих субъектов, помимо специализированных служб, на оказание ритуальных услуг не оспаривается.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что 24.08.2009 между администрацией (заказчик) и обществом (исполнитель) был заключен муниципальный контракт N 92 на осуществление функций специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения г. Ленинск.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.1.2 контракта исполнитель принял на себя функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения г. Ленинск и обязался в полном объеме предоставлять ритуальные услуги в соответствии с гарантированным перечнем.
На основании пункта 4.1 контракта срок полномочий специализированной службы по вопросам похоронного дела: три года с момента заключения договора.
Считая, что спорный договор в нарушение Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) заключен с обществом, а не со специализированной службой по вопросам похоронного дела, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, поскольку Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе). Присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Из содержания части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Частью 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 29 указанного Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, нормы Закона N 8-ФЗ, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, не исключают возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
Вместе с тем из части 1 статьи 29 Закона N 8-ФЗ следует, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, так как Закон N 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
Присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.
Статьей 9 Закона N 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе. Стоимость услуг, предоставляемых согласно данному перечню, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет соответствующих бюджетов.
Бюджетные средства по своему определению предназначены только для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В этой связи судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что муниципальный контракт от 24.08.2009 N 92 на осуществление функций специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения г. Ленинск, заключенный между администрацией и ООО "Силуэт", не соответствует требованиям закона, а поэтому является недействительным (ничтожным) в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 N 17206 указано, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В рассматриваемом случае в нарушение действующего законодательства администрацией специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории городского поселения не создавалась. ООО "Силуэт" принял по контракту на себя функции специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Таким образом, вынесенное по делу постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 по делу N А12-5260/2012 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.04.2012 по тому же делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.Н. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 9 Закона N 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе. Стоимость услуг, предоставляемых согласно данному перечню, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет соответствующих бюджетов.
Бюджетные средства по своему определению предназначены только для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В этой связи судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что муниципальный контракт от 24.08.2009 N 92 на осуществление функций специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения г. Ленинск, заключенный между администрацией и ООО "Силуэт", не соответствует требованиям закона, а поэтому является недействительным (ничтожным) в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
В рассматриваемом случае в нарушение действующего законодательства администрацией специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории городского поселения не создавалась. ООО "Силуэт" принял по контракту на себя функции специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Таким образом, вынесенное по делу постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2012 г. N Ф06-6579/12 по делу N А12-5260/2012
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16422/12
27.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16422/12
25.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6579/12
28.06.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4927/12
17.04.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-5260/12