г. Казань |
|
03 октября 2012 г. |
ДелоN А55-26507/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2012 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е.., Захарова Е.И.)
по делу N А55-26507/2011
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, к Государственному унитарному предприятию федеральной собственности "Внешнеэкономическая фирма "Турбина", г. Самара, о взыскании 1 966 090 руб. 72 коп.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области, заявитель кассационной жалобы) с заявлением о взыскании с Государственного унитарного предприятия федеральной собственности "Внешнеэкономическая фирма "Турбина" (далее - предприятие, "Внешнеэкономическая фирма "Турбина") чистой прибыли в размере 1 765 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 231 090 руб. 72 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012, в удовлетворении заявленных требований ТУ Росимущества отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТУ Росимущества обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования ТУ Росимущества удовлетворить.
При проверке законности и обоснованности судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ ) установлено следующее.
Из материалов дела усматривается, что "Внешнеэкономическая фирма "Турбина" является федеральным государственным унитарным предприятием, имущество за которым закреплено на праве хозяйственного ведения.
По итогам 2008 г. чистая прибыль "Внешнеэкономической фирмы "Турбина" составила 352 000 руб. По итогам 2009 г. чистая прибыль предприятия составила 1 412 000 руб.
Согласно абзацу 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункту 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества государственного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
В соответствии с пунктом 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 (далее - Правила), часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
Согласно пункту 2 Правил Федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на следующий год.
Постановлением Правительства N 739 от 03.12.2004 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" установлено, что федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности или включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в случае, если акции созданных посредством их преобразования акционерных обществ предполагается внести в уставный капитал других акционерных обществ или сохранить в федеральной собственности, осуществляют утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия, а также утверждение сметы доходов и расходов федерального казенного предприятия.
Программа деятельности "Внешнеэкономической фирмы "Турбина" на 2008 - 2009 г. ТУ Росимущества в Самарской области не утверждена.
Согласно Правилам при отсутствии утвержденной программы деятельности на текущий год, часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в текущем году, определяется путем уменьшения чистой прибыли предприятия за прошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия.
Уставом предприятия резервный фонд не предусмотрен, порядок формирования и размер резервного фонда не определены.
Также согласно Закону унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.
В соответствии с пунктом 5.4 Устава Предприятие создает следующие специальные фонды:
- фонд развития производства;
- фонд социального развития;
- фонд стимулирования труда;
- вкладной фонд;
- иные фонды, которые будут образованы Советом предприятия.
Порядок формирования и размеры указанных фондов Уставом не определены.
Материалами дела подтверждается, что в резервный и иные фонды предприятием денежные средства не перечислялись
Пунктами 1, 2, 6, 7 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий установлено, что федеральный орган исполнительной власти утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта, который руководитель предприятия представляет федеральному органу исполнительной власти.
Часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.
Решение федерального органа исполнительной власти, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, представляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в течение 7 дней с даты принятия.
На основании анализа вышеприведенных норм Правил, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что для определения размера части чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет необходимо решение федерального органа исполнительной власти.
Таким образом, до принятия в установленный Правилами срок решения по вопросу о размере подлежащей перечислению предприятием части чистой прибыли размер прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, считается не определенным, а обязанность предприятия по ее перечислению в сумме иска - не установленной.
Доказательства принятия заявителем в срок до 1 мая 2009, 2010 и 2011 соответственно решений о размере прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, в материалах дела не представлены, несмотря на то, что из текста заявления следует осведомленность истца о необходимости принятия указанных решений в установленный срок.
Так же суды обеих инстанций правомерно сослались на то, что Правилами предусмотрено перечисление предприятием части прибыли и особый порядок ее определения и расчета, тогда как ТУ Росимущества в Самарской области просит взыскать с предприятия всю прибыль в размере, определяемым исходя из данных строк 190 формы 2 бухгалтерской отчетности предприятия.
С учетом фактических обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012 по делу N А55-26507/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства N 739 от 03.12.2004 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" установлено, что федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности или включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в случае, если акции созданных посредством их преобразования акционерных обществ предполагается внести в уставный капитал других акционерных обществ или сохранить в федеральной собственности, осуществляют утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия, а также утверждение сметы доходов и расходов федерального казенного предприятия.
...
Пунктами 1, 2, 6, 7 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий установлено, что федеральный орган исполнительной власти утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта, который руководитель предприятия представляет федеральному органу исполнительной власти.
...
Решение федерального органа исполнительной власти, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, представляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в течение 7 дней с даты принятия."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 октября 2012 г. N Ф06-6422/12 по делу N А55-26507/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-577/13
11.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-577/13
18.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-577/13
03.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6422/12
02.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5204/12
20.03.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-26507/11