г. Казань |
|
04 октября 2012 г. |
Дело N А65-914/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Гатауллиной Л.Р., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
1-го заявителя - Шакирова Р.С., доверенность от 21.08.2012 N 489,
2-го заявителя - Абдреева И.Т., доверенность от 16.01.2012 N 1,
Бикчантаева Ф.Х., доверенность от 31.01.2012 N 7,
ответчика - Полонской Т.А., доверенность от 30.12.2011 N АГ-02/17451,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.05.2012 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А65-914/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительными решения от 03.11.2010 и предписания от 21.10.2010 N 2 по делу N 05-302/2010, о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности от 25.01.2011 N А05-1065/2010,
по заявлению открытого акционерного общества "Бурундуковский элеватор" (ИНН 1617000852, ОГРН 1021606555794) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительными решения от 03.11.2010 и предписания от 21.10.2010 N 3 по делу N 05-302/2010, о признании незаконным постановления от 25.01.2011 N А05-1066/2010 по делу об административном правонарушении, при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "Казаньзернопродукт" (ИНН 1658001372, ОГРН 1021603280918), Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" (далее - общество "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) от 21.10.2010 по делу N 05-302/2010 и признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа от 25.01.2011 N А05-1065/2010 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 1 626 300 рублей штрафа. Арбитражному делу присвоен номер А65-2328/2011.
Определением от 04.04.2011 суд объединил в одно производство для совместного рассмотрения дело N А65-2328/2011 по вышеуказанному заявлению и дело N А65-3077/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Бурундуковский элеватор" (далее - общество "Бурундуковский элеватор") о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа от 21.10.2010 по делу N 05-302/2010 и признании незаконным и отмене постановление управления от 25.01.2011 N А05-1066/2010 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ в виде 3 740 600 рублей штрафа. Объединенному делу присвоен номер А65-914/2011.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.05.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011, в удовлетворении заявлений отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2011 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан. При новом рассмотрении суду указано на необходимость полной и всесторонней оценке наличия фактов согласованных действий, их преднамеренности, направленности таких действий на ограничение конкуренции и на нарушение прав иных хозяйствующих субъектов; установить, каким образом действия заявителей ограничили конкуренцию на данном товарном рынке и понуждали других участников рынка также понижать (повышать) цены, какие конкретно другие участники рынка были вынуждены понизить (повысить) цены, какие у них были цены на муку в спорный период, то есть необходимо в поведении хозяйствующих субъектов выявить все признаки для признания действий согласованными.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.05.2012 заявленные требования в уточненном виде удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из содержания принятых по делу судебных актов, удовлетворяя заявленные требования, суды полно и всесторонне исследовали представленные по делу доказательства и сделали вывод о недоказанности управлением наличия у заявителей согласованных действий на товарном рынке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
При рассмотрении антимонопольного дела и установлении наличия или отсутствия согласованных действий хозяйствующих субъектов административным органом должны быть установлены и проанализированы временные, товарные и территориальные границы товарного рынка. При этом необходимо также определить, являются ли согласованные действия хозяйствующих субъектов следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
При новом рассмотрении судами установлено, что антимонопольным органом при определении границ товарного рынка не учтены такие важные факторы как: сложившиеся хозяйственные связи, минимальные транспортные расходы внутри границы, цена на горюче-смазочные материалы, транспортные расходы, сумма железнодорожного тарифа и другие факторы, которые, в конечном счете, определяют стоимость муки. Не учтена доля предприятий и предпринимателей, которые завозят муку из других регионов, более приспособленных для выращивания зерновых культур, цены на муку высшего и первого сорта которые у производителей абсолютно разные и не совпадают друг с другом, как по ценам, так и периодам повышения цен.
Административным органом не опровергнуты доводы заявителей о том, что повышение цен на муку со стороны предприятий являлось следствием объективных причин, а именно того, что мука на товарном рынке Республики Татарстан в период с 2008 по 2010 год стоила меньше себестоимости ее производства, в связи с чем мукомольные предприятия вынуждены в течение двух лет продавать муку ниже себестоимости.
Как отметили суды, антимонопольным органом не принято во внимание, что заявителями были практически одновременно получены телеграммы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, в которых указанный государственный орган обязывал заявителей к изменению отпускных цен к уровню 2008 года. Кроме того, не учтен и тот факт, что в рассматриваемом периоде мука заявителями на свободном рынке не продавалась. Как установлено судами, хлебокомбинатам для производства сортов хлеба, цена на которые является регулируемой, мука отпускалась исключительно по разнарядкам Министерства сельского хозяйства и продовольствия, после представления личного разрешения заместителя Премьер-министра Республики Татарстан на получение каждой партии муки. При этом неисполнение установленного порядка отпуска муки могло повлечь для организаций неблагоприятные финансовые последствия.
Учитывая введение государственным органом регулируемых цен на отдельные виды хлебной продукции, реализацию муки в объемах и лицам, которые определены министерством, суды правомерно признали несостоятельным выводы антимонопольного органа о наличии у заявителей достаточной рыночной самостоятельности для осуществления согласованных действий.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях заявителей закрепленных в статье 8 Закона о защите конкуренции и в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" критериев, характеризующих их как согласованные.
Переоценка фактических обстоятельств дела, установленных судами в ходе рассмотрения дела, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку оспариваемые в рамках настоящего дела постановления антимонопольного органа о привлечении хозяйствующих субъектов к административной ответственности основаны на обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела N 05-302/2010 и изложенных в решении от 21.10.2010, судебные инстанции пришли к правильному выводу о признании недействительными оспариваемых постановлений.
При названных условиях судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых актов не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.05.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу N А65-914/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
...
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
...
Учитывая введение государственным органом регулируемых цен на отдельные виды хлебной продукции, реализацию муки в объемах и лицам, которые определены министерством, суды правомерно признали несостоятельным выводы антимонопольного органа о наличии у заявителей достаточной рыночной самостоятельности для осуществления согласованных действий.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях заявителей закрепленных в статье 8 Закона о защите конкуренции и в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" критериев, характеризующих их как согласованные."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 октября 2012 г. N Ф06-7215/12 по делу N А65-914/2011
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16190/12
22.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16190/12
04.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7215/12
18.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7232/12
11.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-914/11
01.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10978/11
31.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7089/11