г. Казань |
|
09 октября 2012 г. |
Дело N А57-22609/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Лагунова А.А. (доверенность от 01.10.2012 б/н),
ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области - Турсуновой О.В. (доверенность от 10.01.2012 N 3), Куприной О.В. (доверенность от 18.05.2012 N 21),
ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Турсуновой О.В. (доверенность от 28.12.2011 N 05-17/120),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Балаковский порт", г. Балаково (ИНН 6439032017, ОГРН 1026401402940)
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Веряскина С.Г., Пригарова Н.Н.)
по делу N А57-22609/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Балаковский порт" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области, г. Балаково, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области, г. Балаково, о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Балаковский порт" (далее - Общество, ОАО Балаковский порт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 24.08.2011 N 1719 об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченного налога; об обязании Инспекцию возвратить Обществу суммы излишне уплаченного налога на сумму 1 624 243, 48 руб.; об обязании Инспекцию уплатить Обществу проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных налогов по соответствующей ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации с 17.09.2011 по день фактического перечисления; о взыскании с Инспекции в пользу ОАО "Балаковский порт" расходов по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.03.2012 заявленные требования Общества удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012 решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.03.2012 по делу N А57-22609/2011 отменено. Отказано ОАО "Балаковский порт" в удовлетворении заявления о признании недействительным решение Инспекции от 24.08.2011 N 1719 об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченного налога и об обязании Инспекцию возвратить ОАО "Балаковский порт" излишне уплаченного налога 1 624 243, 48 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в адрес Инспекции 16.08.2011 поступило заявление ОАО "Балаковский порт" исх. от 15.08.2011 N 655 о возврате излишне уплаченного земельного налога и пени на расчетный счет в общей сумме 1 655 164, 56 руб., в том числе налог в сумме 1 623 413 руб., пени КБК 18210606013102000110 в сумме 13, 46 руб., пени КБК 18210606023102000110 в сумме 31 738 руб.
Заявителем 01.09.2011 получено решение Инспекции о возврате переплаты по пени по земельному налогу в сумме 13, 46 руб., в сумме 30 907 руб., а также решение об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного налога от 24.08.2011 N 1719 в сумме 1 623 413 руб., пени в сумме 830, 48 руб.
По мнению налогоплательщика, данный отказ Инспекции не обоснован, так как сумма переплаты подтверждается актом сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 10.08.2011 N 14854, в связи, с чем Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у налогового органа не имелось, поскольку спорная сумма переплаты фактически была.
Апелляционная инстанция, отменяя решение арбитражного суда указывает, что согласно документам бухгалтерского учета, включая первичные и уточненные декларации переплаты в размере 1 655 164, 56 руб. не было.
Данный вывод коллегия находит обоснованным и подтвержденным материалами дела.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
По данному делу установлено, что в адрес Инспекции 16.08.2011 поступило заявление ОАО "Балаковский порт" исх. от 15.08.2011 N 655 о возврате излишне уплаченного налога и пени на расчетный счет в обшей сумме 1 655 164, 56 руб., в том числе налог в сумме 1 623 413 руб., пени в сумме 31 751, 46 руб.
Заявителем 01.09.2011 получено решение Инспекции о возврате переплаты по пени по земельному налогу в сумме 13 46 руб., в сумме 30 907 руб., а так же об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного налога от 24.08.2011 N 1719 в сумме 1 623 413 руб., пени в сумме 830, 48 руб.
Общество указывает, что данный отказ не обоснован, так как сумма переплаты подтверждается актом сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 10.08.2011 N 14854.
ОАО "Балаковский порт" представил первичные налоговые расчеты по земельному налогу за 2008 год на общую сумму 1 073 842 руб., оплачено 1 073 842 руб.
Начисления за 2009 год по данным налоговых расчетов по земельному налогу составили 1 073 642 руб., оплачено 1 073 842 руб.
В отношении заявителя была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой принято решение от 29.09.2010 N 100. По указанному решению налогоплательщику предложено уплатить доначисленный земельный налог в размере 4 697 795 руб., из которых за 2008 год в сумме 1 635 757 руб.
После проведения выездной налоговой проверки 22.03.2011 организацией представлены уточненные налоговые декларации за 2008-2009 года к уменьшению начислений на общую сумму 1 874 482 руб. (за 2008 год к уменьшению 937 241 руб., за 2009 год - 937 241 руб.). Но в результате расчета в электронном виде налоговой декларации имел место факт неверного отражения в лицевой карточке данных уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год, выразившийся в увеличении суммы уменьшения земельного налога за 2008 год, подлежащего к уплате. По уточненной налоговой декларации сумма налога составляет 34 098 руб.
Сумма налога по первичной налоговой декларации составляла 268 406 руб. Таким образом, сумма к уменьшению должна составлять 234 308 руб. (268 406 руб. - 34 098 руб.), но в результате расчета налоговой декларации в электронном виде в расчет суммы, подлежащий уменьшению, неправомерно включилась сумма доначисленная по выездной налоговой проверки 1 635 757 руб.
В результате сумма к уменьшению стала составлять 1 870 065 руб., что на 1 635 757 руб. больше. Завышенная сумма 1 870 065 руб. нашла отражение в лицевой карточке налогоплательщика, в результате возникла необоснованная переплата в сумме 1 635 757 руб., которая была отражена в акте совместной сверки, полученного налогоплательщиком 15.08.2011.
Акт совместной сверки N 14854 по состоянию на 01.08.2011 в соответствии, с которым, переплата по земельному налогу составила 402 156 руб., на момент его получения не соответствовала действительности, в связи с произведенным 06.08.2011 возвратом на расчетный счет организации суммы 2 397 643 руб. (решение от 02.08.2011 N 6874), фактически уплаченной налогоплательщиком.
Доначисления по земельному налогу, по выездной налоговой проверке, были оспорены в суде и 25.06.2011, решением Арбитражного суда Саратовской области решение Инспекции от 29.09.2010 N 100 признано не действительным. (Сумма земельного налога доначисленного по результатам выездной налоговой проверке налогоплательщиком не оплачивалась). Корректировка лицевой карточки проведена 15.09.2011.
15 августа 2011 года налогоплательщик направляет в Инспекцию заявление о возврате переплаты в сумме 1 655 164, 55 руб. и получает извещение о частичном возврате в сумме 13, 46 рублей и 30 907, 62 руб. и решение от 24.08.2011 N 1719 об отказе в возврате суммы переплаты.
Акт сверки не может быть принят в качестве доказательства наличия переплаты по земельному налогу, так как составлен на основании ошибочно внесенных сведений в лицевую карточку налогоплательщика. Переплата сложилась из-за неверного отражения в карточке расчета с бюджетом данных уточненной декларации по земельному налогу за 2008 год, по сроку уплаты 16.02.2009 в сумме 1 635 757 руб.
Таким образом, при возврате переплаты но налогу, Инспекция прежде должна удостовериться в ее наличии. Сумма возмещения налога не может превышать фактической уплаты. За весь период с 2006 по 2011 год, в соответствии с карточкой расчета с бюджетом начислено 1 703 236 руб., поступило в бюджет 5 428 618 руб., Инспекцией возмещено на расчетный счет 3 627 327 руб.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05 право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Таким образом, согласно документам бухгалтерского учета, включая первичные и уточненные декларации переплаты в размере 1 655 164, 65 руб. не было.
Доводы заявителя о том, что согласно акту сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 10.08.2011 N 14854 у заявителя имелась переплата по земельному налогу в размере 4 052 807, 56 руб. документально не подтверждаются.
В связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не представлено доказательств, в какой момент и в результате чего возникла переплата.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012 по делу N А57-22609/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
...
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05 право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 октября 2012 г. N Ф06-6763/12 по делу N А57-22609/2011