г. Казань |
|
11 октября 2012 г. |
Дело N А55-4818/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
заявителя - Осипова А.Н. (протокол от 07.09.2011 N 6), Радаева А.Г. (доверенность от 03.10.2012 N 29),
ответчика - Капранова Р.А. (доверенность от 25.11.2011 N 26),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Счетной палаты Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.04.2012 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Попова Е.Г.)
по делу N А55-4818/2011
по заявлению некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" (ИНН 6316113594, ОГРН 1066300012987) к Счетной палате Самарской области (ОГРН 1096315002750) о признании незаконным предписания от 17.03.2011 N 02.01-14/182 о возврате в доход областного бюджета 15 000 000 руб., при участии третьего лица: Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" (далее - заявитель, фонд) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом, о признании незаконным предписания Счетной палаты Самарской области от 17.03.2011 N 02.01-14/182 о возврате в доход областного бюджета 15 000 000 руб., предоставленных фонду в форме субсидии на возмещение расходов открытому акционерному обществу "Самара-Интернет" (далее - ОАО "Самара-Интернет") по проекту "Информационный город".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.04.2012 заявление фонда удовлетворено, предписание Счетной палаты Самарской области от 17.03.2011 N 02.01-14/182 о возврате в доход областного бюджета 15 000 000 руб., предоставленных фонду в форме субсидии на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город", признано незаконным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 05.04.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Счетной палаты Самарской области обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить. По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов обеих инстанций противоречат нормам права и материалам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, на основании соглашения с Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 05.09.2008 N 214 фондом получена субсидия в целях реализации расходных обязательств Самарской области в сфере поддержки инновационной деятельности в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 20.08.2008 N 325 "Об утверждении Порядка предоставления в 2008 году за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям работ и услуг в сфере создания инновационной продукции и инновационных технологий в части расходов на разработку и реализацию инновационных проектов, внедрение инновационной продукции и технологий".
Указанные обязательства утверждены бюджетом Самарской области на очередной финансовый год и внесены в финансовый план фонда.
В целях реализации соглашения от 05.09.2008 N 214 в 2008 году был проведен конкурс по отбору лучших инновационных проектов и конкурсной комиссией отобран, в том числе, проект "Информационный город".
Фонд исполнил свои обязательства по соглашению от 05.09.2008 N 214, предоставив субсидии субъектам малого предпринимательства на установленные цели.
Полученные из областного бюджета субсидии фондом были освоены в полном объеме. Данный факт участниками процесса не оспаривался.
Субсидии были предоставлены на основании решения конкурсной комиссии, состоящей в том числе из уполномоченных от областных министерств и Правительства Самарской области.
Счетной палатой Самарской области на основании решения Комитета по промышленности, связи и торговле Самарской Губернской Думы от 15.06.2010 N 408, письмо от 17.06.2010 N 5.4-04.05/3799, и решения коллегии счетной палаты от 15.07.2010 N 44 проведена проверка в отношении фонда по использованию средств областного бюджета.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение пунктов 1 и 3 "Порядка предоставления в 2008 году за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям работ и услуг в сфере создания инновационной продукции и инновационных технологий, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения понесенных указанными лицами затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, в сфере научных исследований, разработки новых изделий и новых технологий в части расходов на разработку и реализацию инновационных проектов, внедрение инновационной продукции и технологий", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.08.2008 N 325, (далее - Порядок предоставления в 2008 году за счет средств областного бюджета субсидий) заявителем необоснованно предоставлена субсидия за счет средств областного бюджета на возмещение расходов по проекту "Информационный город" в размере 15 000 000 руб.
По результатам проверки фонду было направлено представление от 10.11.2010 N 4.1-14/684 с предложением произвести возврат в доход областного бюджета не обоснованно предоставленную субсидию в размере 15 000 000 руб.
В связи с непринятием мер по возврату в доход областного бюджета необоснованно предоставленной субсидии на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город" в размере 15 000 000 руб., Счетной палатой Самарской области, вынесено предписание от 17.03.2011 N 02.01-14/182, согласно которого заявитель обязывался вернуть в доход областного бюджета 15 000 000 руб., необоснованно фондом в форме субсидии на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город" и сообщить в письменной форме в Счетную палату Самарской области до 15.04.2011 о принятых мерах.
Не согласившись с вынесенным предписанием и считая его незаконным и нарушающим его права, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из их правомерности и доказанности. При этом суды руководствовались положениями статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 34, 157, 158, 163, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В результате исследования материалов дела, характера заявленных требований, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой и апелляционной инстанции, считает его основанном на полном и всестороннем изучении материалов дела, надлежащей оценке документов и обстоятельств дела, и правильном применении норм права.
В статье 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации на получателя бюджетных средств возложена обязанность эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.
В целях реализации на территории Самарской требований Бюджетного кодекса Российской Федерации был принят Закон Самарской области от 26.02.2009 N 16-ГД "О Счетной палате Самарской области".
Задачами Счетной палаты Самарской области является контроль за исполнением областного бюджета, который включает в себя и контроль за соблюдением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Согласно пункту 1 статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Нецелевое использование бюджетных средств является одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (статья 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Заключением Управления формирования электронного правительства аппарата Правительства Самарской области от 10.11.2010 N 8-02-02/23 установлено, что информационные технологии априори являются инновационными, так как основная часть добавленной стоимости готового продукта определяется знаниями, умениями и навыками разработчиков. Предлагаемый в проекте подход, объединяющий на системной основе новейшие информационные технологии в сфере внесения, обработки, структурирования и хранения данных, передачи данных, а также распознавания изображений, безусловно, интересен, как с точки зрения развития существующих технологических направлений, так и в качестве основы для формирования абсолютно новых, комплексных, информационных сервисов.
Проект "Информационный город" способствует реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212, Концепции в развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 38. Проект содействует повышению компьютерной грамотности населения и заинтересованности в информационных сервисах, развитию туристической и инвестиционной привлекательности Самарской области.
В подтверждение целевого использования средств субсидии заявителем представлено в суд экспертное заключение (подготовленное независимыми экспертами общества с ограниченной ответственностью "Национальная Аудиторская корпорация") о целевом характере расходов проекта-победителя конкурса "Информационный город".
В соответствии с заключением, расходы в размере 15 000 000 руб., произведенные ОАО "Самара-интернет" при выполнении работ по проекту "Информационный город", считаются документально подтвержденными, экономически обоснованными и соответствующими по своему целевому характеру, условиям получения субсидии из средств областного бюджета.
Кроме того, согласно заключению аппарата Правительства Самарской области проект "Информационный город" является инновационным, соответственно, нецелевого расходования средств областного бюджета при предоставлении ОАО "Самара-Интернет" субсидии в размере 15 000 000 руб. не допущено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что суды обеих инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования фонда в связи с недоказанностью нецелевого использования бюджетных средств.
Доводов, влияющих на законность обжалуемых судебных актов и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для их отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, не нарушены нормы процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.04.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 по делу N А55-4818/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 05.04.2012 оставлено без изменения.
...
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из их правомерности и доказанности. При этом суды руководствовались положениями статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 34, 157, 158, 163, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
В статье 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации на получателя бюджетных средств возложена обязанность эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.
В целях реализации на территории Самарской требований Бюджетного кодекса Российской Федерации был принят Закон Самарской области от 26.02.2009 N 16-ГД "О Счетной палате Самарской области".
...
Согласно пункту 1 статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Нецелевое использование бюджетных средств является одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (статья 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2012 г. N Ф06-7178/12 по делу N А55-4818/2011
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1092/13
28.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1092/13
11.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7178/12
20.06.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6140/12
05.04.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-4818/11
06.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10738/11
30.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8484/11