г. Казань |
|
09 октября 2012 г. |
Дело N А06-4086/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Астраханского регионального филиала
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21.03.2012 (судья Плеханова Г.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А06-4086/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Астраханского регионального филиала к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании незаконным и отмене постановления от 10.06.2011 по делу N 12-АД(К)-05-11,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось открытое акционерное общество "Россельхозбанк" в лице Астраханского регионального филиала (далее - ОАО "Россельхозбанк", Банк, заявитель) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган, Управление, УФАС России по Астраханской области) о признании незаконным и отмене постановления от 10.06.2011 по делу N 12-АД (К)-05-11.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 21.03.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012, в удовлетворении заявления Банку отказано.
Банк, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
Антимонопольный орган и Банк в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом.
Антимонопольный орган направил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить кассационную жалобу Банка без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия представителей антимонопольного органа и Банка.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ОАО "Россельхозбанк", в соответствии с требованиями действующего антимонопольного законодательства представил в антимонопольный орган уведомления о соглашениях Банка с администрацией муниципального образования "Володарский район", администрацией муниципального образования "Приволжский район", администрацией муниципального образования "Черноярский район", администрацией муниципального образования "Икрянинский район".
По результатам проверки названных соглашений административный орган установил, что 05.08.2010 было заключено соглашение о взаимодействии между администрацией муниципального образования "Черноярский район" Астраханской области и Банка по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий.
Решением Управления от 16.02.2011 N 47-К-05-10 Общество и администрация муниципального образования "Икрянинский район" Астраханской области признаны нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании указанного решения возбуждено дело об административном правонарушении, состав которого предусмотрен частью 1 статьи 14.32 (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности) Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Антимонопольным органом в отношении Банка составлен протокол об административном правонарушении от 22.04.2011 N 12-АД(К)-05-11 и принято постановление по делу об административном правонарушении от 10.06.2011, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ. Банку назначен административный штраф в размере 158 600,00 руб.
Законность решения антимонопольного органа от 16.02.2011 N 47-К-05-10 была предметом судебного разбирательства по делу N А06-3055/2011.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.08.2011 требование Банка удовлетворено, решение антимонопольного органа признано недействительным.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда от 31.01.2012, решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.08.2011 отменено, Банку отказано в удовлетворении требований.
Заявитель, не согласившись с принятым в отношении него постановлением административного органа, обратился в Арбитражный суд Астраханской области с требованием о признании его недействительным.
Суды при вынесении обжалуемых судебных актов пришли к выводам о том, что факт нарушения Банком антимонопольного законодательства подтвержден судебными актами по делу N А06-3055/2011.
Суды указали, что привлечение к административной ответственности Управлением осуществлено в рамках полномочий, представленных КоАП РФ, с соблюдением срока и порядка привлечения к административной ответственности, заявителю назначено наказание в пределах санкции статей 14.32 и 14.31 КоАП РФ.
Судебная коллегия считает, что указанные выводы судов предыдущих инстанций обоснованны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки право нарушителя от реализации товара (работ, услуг), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работ, услуг), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работ, услуг), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей).
В силу статьи 16 Закона о защите конкуренции нормативно установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Решением Управления от 16.02.2011 в действиях Банка и администрации муниципального образования "Икрянинский район" Астраханской области установлен факт нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в участии в антиконкурентном соглашении, заключение которого привело (могло привести) к ограничению конкуренции.
Как было указано выше, факт нарушения Банком антимонопольного законодательства подтвержден судебными актами по делу N А06-3055/2011.
При определении размера подлежащего применению штрафа в пределах санкции статей 14.32 и 14.31 КоАП РФ антимонопольный орган руководствовался Методическими рекомендациями по расчету величины штрафа, налагаемого на юридических лиц за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31 и 14.32 КоАП РФ (письмо ФАС России от 08.07.2010) (далее - Методические рекомендации).
Таким образом, суды правомерно отказали Банку в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Банка о несогласии с расчетом штрафа с применением Методических рекомендаций, а также о том, что рассматриваемое правонарушение является малозначительным, рассмотрены судами предыдущих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам, доводам сторон и приняли обоснованные судебные акты.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 21.03.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу N А06-4086/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки право нарушителя от реализации товара (работ, услуг), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работ, услуг), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работ, услуг), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей).
В силу статьи 16 Закона о защите конкуренции нормативно установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Решением Управления от 16.02.2011 в действиях Банка и администрации муниципального образования "Икрянинский район" Астраханской области установлен факт нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в участии в антиконкурентном соглашении, заключение которого привело (могло привести) к ограничению конкуренции.
...
При определении размера подлежащего применению штрафа в пределах санкции статей 14.32 и 14.31 КоАП РФ антимонопольный орган руководствовался Методическими рекомендациями по расчету величины штрафа, налагаемого на юридических лиц за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31 и 14.32 КоАП РФ (письмо ФАС России от 08.07.2010) (далее - Методические рекомендации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 октября 2012 г. N Ф06-6779/12 по делу N А06-4086/2011