г. Казань |
|
16 октября 2012 г. |
Дело N А55-25289/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
ответчика - инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары - Козьменко Н.А., по доверенности от 30.08.3010 N 04-32/20348,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Арива" - извещен надлежащим образом, не явился,
третьего лица - извещено надлежащим образом, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2012 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи: Захарова Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А55-25289/2011
по заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области, г. Екатеринбург, к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары, г. Самара, обществу с ограниченной ответственностью "Арива", г. Екатеринбург (ОГРН 1111326001710, ИНН 6312108917), с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: закрытого акционерного общества "Екатеринбургские лесные машины", г. Екатеринбург, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (далее - налоговый орган по Свердловской области) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары (далее - налоговый орган по Кировскому району г. Самары), обществу с ограниченной ответственностью "Арива" (далее - ООО "Арива" общество) о признании недействительными решения о государственной регистрации общества от 17.08.2011 N 2634, записи от 17.08.2011 N 2116312046321 в ЕГРЮЛ.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено закрытое акционерное общество "Екатеринбургские лесные машины" (далее - ЗАО "Лесмаш").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012, заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным. В остальной части в удовлетворения заявления отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговый орган по Кировскому району г. Самары обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты в удовлетворенной части отменить.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия находит их подлежащими отмене исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Арива" в связи с изменением местонахождения в налоговый орган по Кировскому району г. Самары представлены следующие документы: заявление по форме Р13001, квитанция об уплате государственной пошлины, протокол общего собрания, устав, гарантийное письмо, согласно которым новый адрес местонахождения ООО "Арива": г. Екатеринбург, ул. Елизаветинское шоссе, д. 29, офис 204.
На основании запроса налогового органа по Кировскому району г. Самары от 02.08.2011 N 05-09/13870@ о подтверждении адреса местонахождения ООО "Арива" налоговым органом ИФНМ по Чкаловскому району г. Екатеринбурга установлено, что общество отсутствует по вышеназванному адресу, что подтверждается актом обследования от 03.08.2011, заявлениями ЗАО "Лесмаш", которые были направлены 04.08.2011 N 09-45/16862@ по электронной почте налоговому органу по Кировскому району г. Самары.
ИФНС России по Кировскому району г. Самары вынесено решение от 17.08.2011 N 2634 о государственной регистрации ООО "Арива".
Не согласившись с указанным решением и записью от 17.08.2011 N 2116312046321, налоговый орган по Свердловской области обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, указали на недостоверность сведений, представленных на государственную регистрацию, о изменении места нахождения общества.
Суд кассационной инстанции, проверив правомерность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Указанный перечень документов является исчерпывающим. Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление иных документов.
В силу подпунктов а, б пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов Федеральным законом N 129-ФЗ на регистрирующий орган не возложена.
По смыслу статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предоставление в государственный орган сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно предоставление в государственный орган таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде является административным правонарушением, которое может повлечь привлечение нарушителя к административной ответственности либо применение иных предусмотренных законом способов восстановления нарушенных прав.
На основании пункта 4 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой его места нахождения регистрирующий орган (налоговая служба) вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, указываемой в учредительных документах (статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации). Статьей 5 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, осуществляется связь с юридическим лицом.
Согласно части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд по заявлению лиц, полагающих незаконным решение государственного органа, может признать его таковым, если установит несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту, а также установит, что решением нарушаются права и интересы заявителя, в том числе на него незаконно возлагаются какие-либо обязанности.
При отсутствии предусмотренных статьей 198 АПК РФ условий для признания недействительным решения регистрирующего органа удовлетворение таких требований неправомерно.
Таким образом, государственная регистрация изменений в сведения ЕГРЮЛ об обществе осуществлена на основании представленного обществом полного пакета документов. Основания для отказа в государственной регистрации согласно статье 23 Федерального закона N 129-ФЗ отсутствовали.
Кроме того, несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества не может рассматриваться в качестве единственного основания для признания регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.08.2010 N ВАС-10342/10 по делу N А67-160/2010).
Таким образом, предъявленные требования являются ненадлежащим способом защиты права.
Из содержания части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что заявитель (граждане, организации, прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия) вправе обратиться с заявлением в порядке главы 24 названного Кодекса только при оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц.
АПК РФ не предусмотрена возможность оспаривания действия юридического лица, являющегося коммерческой организацией, при осуществлении последним определенного взаимодействия с органами, осуществляющими публичные полномочия, в том числе при обращении с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене в силу статьи 288 АПК РФ, как принятые с неправильным применением норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 по делу N А55-25289/2011 в части удовлетворенных требований о признании недействительным решения о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Арива" от 17.08.2011 N 2634 отменить, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары в этой части - удовлетворить. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, указываемой в учредительных документах (статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации). Статьей 5 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, осуществляется связь с юридическим лицом.
Согласно части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд по заявлению лиц, полагающих незаконным решение государственного органа, может признать его таковым, если установит несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту, а также установит, что решением нарушаются права и интересы заявителя, в том числе на него незаконно возлагаются какие-либо обязанности.
При отсутствии предусмотренных статьей 198 АПК РФ условий для признания недействительным решения регистрирующего органа удовлетворение таких требований неправомерно.
Таким образом, государственная регистрация изменений в сведения ЕГРЮЛ об обществе осуществлена на основании представленного обществом полного пакета документов. Основания для отказа в государственной регистрации согласно статье 23 Федерального закона N 129-ФЗ отсутствовали.
Кроме того, несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества не может рассматриваться в качестве единственного основания для признания регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.08.2010 N ВАС-10342/10 по делу N А67-160/2010)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 октября 2012 г. N Ф06-7143/12 по делу N А55-25289/2011