г. Казань |
|
24 октября 2012 г. |
Дело N А57-2373/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Салиховой З.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Галеевой Л.В.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области представителей:
истца - Лушниковой Н.С. (доверенность от 20.04.2012 б/н),
ответчика - Бобылева А.О. (доверенность от 20.04.2012 б/н),
присутствующих в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа представителей:
ответчика - Бобылева О.А. (директор, приказ от 01.07.2010 N 1к), Кочневой Н.Ф. (доверенность от 08.06.2011 б/н),
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Красноармейска", Саратовская область, г. Красноармейск,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.04.2012 (судья Никульникова О.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Дубровина О.А., Лыткина О.В.)
по делу N А57-2373/2012
по исковому заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго", г. Саратов (ИНН 6450014808, ОГРН 1026402199636) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Красноармейска", Саратовская область, г. Красноармейск (ИНН 6442001322, ОГРН 1026401734556) о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию за период с 01.01.2011 по 31.10.2011 в размере 6 683 983 руб. 12 коп., с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ЭЛТРЕЙД", г. Саратов (ИНН 6453073230, ОГРН 1036405316694),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (далее - ОАО "Саратовэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Красноармейска" (далее - ООО "ЖКХ г. Красноармейска", ответчик) задолженности за поставленную электроэнергию за период с 01.01.2011 по 31.10.2011 в размере 6 683 983 руб. 12 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.04.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "ЖКХ г. Красноармейска", обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, фактически энергоснабжающей организацией по отношению к нему является общество с ограниченной ответственностью "ЭЛТРЕЙД" (далее - ООО "ЭЛТРЕЙД"), поскольку энергопринимающие устройства ООО "ЖКХ г. Красноармейска" непосредственно присоединены к ООО "ЭЛТРЕЙД". Между истцом и ответчиком договор на поставку электроэнергии в письменной форме не заключался, что свидетельствует об отсутствии договорных отношений между сторонами.
Указывает также, что электроэнергия поставляется истцом непосредственно потребителям-гражданам, с которыми истец вступил в договорные отношения. Полагает, что истец сам является исполнителем коммунальных услуг. Ответчик же, являясь управляющей организацией, обязан оплачивать энергию лишь за места общего пользования.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Саратовэнерго" в соответствии со статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в адрес ООО "ЖКХ г. Красноармейска" была направлена оферта договора энергоснабжения от 01.06.2011 N 6300 на поставку электроэнергии для многоквартирных домов, находящихся на балансе ответчика.
ООО "ЖКХ г. Красноармейска" сопроводительным письмом от 01.07.2011 N 312 договор энергоснабжения от 01.06.2011 N 6300 был возвращен без подписания.
Согласно пункту 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Соответственно потребитель обязан возместить энергоснабжающей организации стоимость отпущенной ему энергии.
Следовательно, правомерен вывод судов о том, что между ОАО "Саратовэнерго" и ООО "ЖКХ г. Красноармейска" сложились отношения, которые регулируются разделом 6 главы 30 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Факт отпуска ОАО "Саратовэнерго" электрической энергии для ООО "ЖКХ г. Красноармейска" подтверждается сводными актами за январь-октябрь 2011 года, в которых указаны период начала и окончания потребления электроэнергии, расход электроэнергии.
Доказательств несоответствия данных показаний фактическим ответчиком не представлено, документы, подтверждающие проведение расчетов и погашение долга за спорный период, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" энергоснабжающая организация - хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судами установлено, что для исполнения ответчиком обязательств по оплате полученной электрической энергии истец выставил следующие счета-фактуры: от 31.08.2011 N 111703563/06300 на сумму 720 524 руб. 08 коп., от 31.08.2011 N 111703564/06300 на сумму 750 546 руб. 92 коп., от 31.08.2011 N 111703565/06300 на сумму 586 748 руб. 08 коп., от 31.08.2011 N 111703566/06300 на сумму 1 021 747 руб. 32 коп., от 31.08.2011 N 111703567/06300 на сумму 746 638 руб. 88 коп., от 31.08.2011 N 111703568/06300 на сумму 279 789 руб. 52 коп., от 31.08.2011 N 111703569/06300 на сумму 483 581 руб. 24 коп., от 31.08.2011 N 111703570/06300 на сумму 344 311 руб. 84 коп., от 30.09.2011 N 111704019/06300 на сумму 663 644 руб. 64 коп., от 31.10.2011 N 111704470/06300 на сумму 1 086 450 руб. 60 коп., всего на общую сумму 6 683 983 руб. 12 коп.
Ответчик оплату за потребленную электрическую энергию не произвел.
Согласно позиции ответчика у него не имеется обязанности по внесению платы за потребленную электрическую энергию жильцами многоквартирных домов, поскольку ООО "ЖКХ г. Красноармейска" не является исполнителем коммунальных услуг.
Рассматривая спор, суды правомерно не приняли доводы ответчика о том, что ООО "ЖКХ г. Красноармейска", являясь управляющей организацией, не отвечает по обязательствам собственников жилых помещений многоквартирных домов по оплате потребленной им электрической энергии.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Таким образом, обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно подпункту "в" пункта 49 Правил N 307 в обязанности исполнителя входит заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг.
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и пунктов 3, 6 и 49 Правил N 307 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Таким образом, правомерен вывод судов о том, что ОАО "Саратовэнерго" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов управляющей организации - ООО "ЖКХ г. Красноармейска", а управляющая организация ООО "ЖКХ г. Красноармейска" является исполнителем коммунальных услуг.
Доводы ответчика о том, что между ОАО "Саратовэнерго" и собственниками помещений в многоквартирных домах, входящих в управление ООО "ЖКХ г. Красноармейска", сложились договорные отношения, поскольку граждане непосредственно истцу вносят плату за потребленную электрическую энергию, обоснованно отклонены судами.
Действующим законодательством не предусмотрены основания для заключения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов при наличии у потребителей договора на управление многоквартирным домом с управляющей организацией. Правоотношения потребителей с ресурсоснабжающей организацией правомерны только при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом.
Таким образом, ООО "ЖКХ г. Красноармейска" несет ответственность за предоставление коммунальных услуг гражданам обслуживаемых многоквартирных домов, ресурсоснабжающая организация ОАО "Саратовэнерго" не является исполнителем и не может вступать в непосредственные отношения с гражданами.
Оплата гражданами многоквартирных домов, входящих в управление ООО "ЖКХ г. Красноармейска", потребленной в спорный период электрической энергии непосредственно ОАО "Саратовэнерго" не свидетельствует о возникновении договорных обязанностей между ресурсоснабжающей организацией и гражданами.
Согласно пункту 90 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (далее - Положение N 530) договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Согласно исследованным судами протоколам общего собрания на общем собрании собственников помещений по вопросу о выборе способа заключения договоров на поставку коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроэнергия) было решено, что собственники и наниматели жилых помещений реализуют свои права и обязанности по получению коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Однако предоставление коммунальных услуг это не право управляющей организации, а обязанность, предусмотренная в силу статьи 162 ЖК РФ.
Действующим законодательством не предусмотрены основания для заключения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов при управлении многоквартирным домом управляющей организацией. Правоотношения потребителей с ресурсоснабжающей организацией правомерны только при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений (пункт 8 статьи 155, статья 162 ЖК РФ, Положение N 530, подпункт "в" пункта 49 Правил N 307, письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07).
В связи с этим собственники помещений в многоквартирном доме не могли изменить способ заключения договоров на поставку коммунальных услуг.
ООО "ЖКХ г. Красноармейска", являясь управляющей организацией, обязано заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов, в том числе на приобретение электрической энергии (мощности).
Поэтому ООО "ЖКХ г. Красноармейска", являясь управляющей организацией, обязано оказывать гражданам коммунальные услуги по электроснабжению. Соответственно ООО "ЖКХ г. Красноармейска" полученную от ОАО "Саратовэнерго" электрическую энергию для оказания коммунальных услуг через присоединенную сеть обязано оплатить.
Доводы кассационной жалобы о том, что фактически энергоснабжающей организацией является ООО "ЭЛТРЕЙД", поскольку энергопринимающие устройства ООО "ЖКХ г. Красноармейска" непосредственно присоединены к ООО "ЭЛТРЕЙД", судебная коллегия отклоняет. ООО "ЭЛТРЕЙД" является сетевой организацией.
В соответствии с постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 23.10.2006 N 14/4 ОАО "Саратовэнерго" присвоен статус гарантирующего поставщика.
Являясь гарантирующим поставщиком на территории Саратовской области, ОАО "Саратовэнерго" в силу норм Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" не имеет права совмещать деятельность по поставке электроэнергии и ее транспортировке. В связи с этим ОАО "Саратовэнерго" заключает договоры с сетевыми организациями на оказание услуг по передаче электроэнергии до точек поставки потребителей, что не противоречит действующему законодательству.
Доводы подателя жалобы о том, что удовлетворение заявленных исковых требований приведет к двойному взысканию со стороны ОАО "Саратовэнерго", поскольку последний также обращается и в суды общей юрисдикции с исками о взыскании с граждан, проживающих в многоквартирных домах г. Красноармейска, находящихся на обслуживании ООО "ЖКХ г. Красноармейска", задолженности за потребленную электрическую энергию, отклоняются, поскольку, как установлено судами, при предъявлении истцом ответчику счетов-фактур к оплате из количества энергии, принятого к расчету по общедомовым приборам учета и зафиксированным в актах снятий показаний приборов учета, вычитался объем, потребленный гражданами многоквартирных домов.
Также ОАО "Саратовэнерго" были учтены платежи граждан, проживающих в многоквартирных домах г. Красноармейска, находящихся на обслуживании ООО "ЖКХ г. Красноармейска". Принимая оплату электрической энергии от жильцов многоквартирных домов, находящихся на балансе ответчика, истец засчитывал ее в счет погашения задолженности ООО "ЖКХ г. Красноармейска".
Своего контррасчета ответчик суду не представил.
Доводы ответчика о том, что истцом в стоимость расчета задолженности незаконно был включен налог на добавленную стоимость, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Согласно постановлению Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.11.2010 N 16/25 тарифы утверждены с учетом налога на добавленную стоимость.
В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма налога на добавленную стоимость включается в цены (тарифы).
Указанные правовые нормы свидетельствуют об обязанности покупателя товаров (работ, услуг) уплатить соответствующую сумму налога на добавленную стоимость истцу в составе тарифа.
Иные доводы кассационной жалобы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.04.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 по делу N А57-2373/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действующим законодательством не предусмотрены основания для заключения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов при управлении многоквартирным домом управляющей организацией. Правоотношения потребителей с ресурсоснабжающей организацией правомерны только при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений (пункт 8 статьи 155, статья 162 ЖК РФ, Положение N 530, подпункт "в" пункта 49 Правил N 307, письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07).
...
Являясь гарантирующим поставщиком на территории Саратовской области, ОАО "Саратовэнерго" в силу норм Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" не имеет права совмещать деятельность по поставке электроэнергии и ее транспортировке. В связи с этим ОАО "Саратовэнерго" заключает договоры с сетевыми организациями на оказание услуг по передаче электроэнергии до точек поставки потребителей, что не противоречит действующему законодательству.
...
В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма налога на добавленную стоимость включается в цены (тарифы)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2012 г. N Ф06-7653/12 по делу N А57-2373/2012
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2013 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-2373/12
26.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2405/2013
24.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7653/12
15.06.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4551/12
11.04.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-2373/12