г. Казань |
|
08 ноября 2012 г. |
Дело N А72-3043/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Ульяновской области при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Замятиной Н.И.
при участии представителей:
истца - Штаниной А.М., по доверенности от 25.06.2012,
ответчика - Алкаревой К.А., по доверенности от 02.11.2012 N 06-09/5226,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат", п. Лесная дача, Ульяновская область,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.05.2012 (судья Рогожин С.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи: Захарова Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А72-3043/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" (ОГРН 1117306000195, ИНН 7306999544), Ульяновская область, Барышский район, п. Лесная дача, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействительным постановления от 26.03.2012 N 44,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" (далее - общество, ООО "Барышский мясокомбинат", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (далее - Росприроднадзор, ответчик) от 26.03.2012 N 44 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за пользование недрами без лицензии в виде наложения штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.05.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Ульяновской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 АПК РФ, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как усматривается из материалов дела, в ходе внеплановой документальной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, проведенной 20.03.2012 на основании приказа от 07.03.2012 N 236 руководителя Управления Росприроднадзора установлено, что общество осуществляет пользование недрами (добычу подземных вод) из артезианской скважины, расположенной на земельном участке по адресу: Ульяновская область, Барышский район, п. Лесная дача, на правом берегу р. Барыш, 400 метров С-З территории мясокомбината, для хозяйственно-бытовых нужд предприятия без лицензии на право пользования недрами, что является нарушением требований статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1"О недрах". В период безлицензионного пользования недрами (с 01.07.2011 и на момент проверки) обществом, согласно представленным налоговым декларациям, забрано 18 720 куб.м подземных вод.
Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 20.03.2012 N 27, на основании которого административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 20.03.2012 N 39 и вынесено постановление от 26.03.2012 N 44 о признании ООО "Барышский мясокомбинат" виновным в совершении административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Общество, считая, что вынесенное постановление нарушает его права и является незаконным, обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно статье 7.3 КоАП РФ пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Федеральный закон N 2395-1-ФЗ) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно статье 6 Федерального закона N 2395-1-ФЗ одним из видов пользования недрами является эксплуатация подземных сооружений, не связанная с добычей полезных ископаемых, в том числе эксплуатация артезианских скважин для целей добычи подземных вод.
В силу части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования водными объектами, в том числе подземными, по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Согласно статье 12 Федерального закона N 2395-1-ФЗ лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 или частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.,
В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ООО "Барышский мясокомбинат" осуществляет пользование недрами (добычу подземных вод) из артезианской скважины, расположенной на земельном участке по вышеназванному адресу без лицензии на право пользование недрами.
Правомерно отклонен судами довод общества о допущенном административным органом нарушении части 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" исходя из следующего.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся, в соответствии с законодательством Российской Федерации, к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах а, б пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Однако, согласно приказу от 07.03.2012 N 236 внеплановая проверка в отношении общества проводилась в форме документарной проверки, выездов в ООО "Барышский мясокомбинат" не осуществлялось, организации был направлен запрос о предоставлении документов.
Следовательно, проводимая документарная проверка не относится к проверкам, указанным в части 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, и не подлежит согласованию с органами прокуратуры.
Материалами дела подтверждается, что в действиях общества имеется состав вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценивая характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, правильно указали, что в данном конкретном случае указанные заявителем критерии не являются малозначительными.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Ссылка общества на то, что административное правонарушение не повлекло угрозы охраняемым общественным интересам правомерно отклонена судом апелляционной инстанции.
Событие административного правонарушения и вина ООО "Барышский мясокомбинат" в его совершении, в части эксплуатации артезианской скважины без специального разрешения (лицензии) установлены.
Представленное в материалах дела письмо ООО "Барышский мясокомбинат" в адрес Управления по недропользованию по Ульяновской области от 20.03.2012 N 78, свидетельствует о том, что после составления протокола N 39 заявитель начал предпринимать действия по устранению несанкционированного использования артезианской скважины.
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании. Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий и требований.
Следовательно, совершенное заявителем административное правонарушение по своему характеру, размеру вреда и тяжести наступивших последствий не является малозначительным.
Длительное неисполнение требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды (более 10 месяцев), выразившееся в несвоевременном получении соответствующей лицензии повлекло существенный ущерб хозяйственным объектам и окружающей среде, что подтверждается декларациями по водному налогу за 3, 4 кварталы 2011 года, в которых установлено, что подземных вод забрано 18 720 куб.м.
ООО "Барышский мясокомбинат" сознавая противоправность своих действий, осуществляло добычу подземных вод и не предпринимало необходимых мер для устранения нарушений законодательства и получения лицензии
Федеральным законом от 28.12.2009 N 380-ФЗ увеличен минимальный размер санкции за безлицензионное пользование недрами с 30 000 рублей до 800 000 рублей. Законодатель, увеличивая размер штрафной санкции, признал данное правонарушение существенным и представляющим угрозу охраняемым общественным отношениям.
Судом кассационной инстанции не принят довод общества о ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку материалы дела содержат документы, подтверждающие надлежащее извещение.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.05.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 по делу N А72-3043/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся, в соответствии с законодательством Российской Федерации, к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах а, б пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Однако, согласно приказу от 07.03.2012 N 236 внеплановая проверка в отношении общества проводилась в форме документарной проверки, выездов в ООО "Барышский мясокомбинат" не осуществлялось, организации был направлен запрос о предоставлении документов.
Следовательно, проводимая документарная проверка не относится к проверкам, указанным в части 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, и не подлежит согласованию с органами прокуратуры.
Материалами дела подтверждается, что в действиях общества имеется состав вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
...
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
...
Федеральным законом от 28.12.2009 N 380-ФЗ увеличен минимальный размер санкции за безлицензионное пользование недрами с 30 000 рублей до 800 000 рублей. Законодатель, увеличивая размер штрафной санкции, признал данное правонарушение существенным и представляющим угрозу охраняемым общественным отношениям."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 ноября 2012 г. N Ф06-7570/12 по делу N А72-3043/2012
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1884/13
12.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1884/13
08.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7570/12
06.08.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7753/12
23.05.2012 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-3043/12