г. Казань |
|
08 ноября 2012 г. |
Дело N А12-1503/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Вильданова Р.А., Карповой В.А.,
при участии представителя:
истца - Жоголевой Т.Г., доверенность от 01.03.2012,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области", г. Волгоград,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2012 (председательствующий судья Тимаев Ф.И., судьи Никитин А.Ю., Телегина Т.Н.)
по делу N А12-1503/2012
по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области", г. Волгоград, к администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, о понуждении принять имущество в муниципальную собственность,
по встречному исковому заявлению администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области", г. Волгоград, о понуждении передать имущество в муниципальную собственность, при участии третьих лиц: Территориального управления Федеральной агентства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, Лепилкиной Т.Н., Лепилкиной О.Е., Царева В.А., Лепилкиной А.С., Чиндяевой А.А., Лепилкиной А.С., Лепилкина С.Р., Лепилкиной А.Р., Лепилкина Я.Р., Лепилкина С.С.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" (далее - Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация, ответчик), в котором просит в течение месяца со дня вступления в силу решения принять в муниципальную собственность сооружение "Водопровод", реестровый номер федерального имущества - В 12360004810, инвентарный номер 11010300064; очистные сооружения - поля фильтрации, реестровый номер федерального имущества - В 12360004758, инвентарный номер 1101030006; сооружение "Водопроводная башня при водонапорной скважине", реестровый номер федерального имущества - В 12360004771, инвентарный номер 1101030019; сооружение "Пожарный резервуар", реестровый номер федерального имущества В 123360004848, инвентарный номер 1101040074, емкость 3000 л; квартира N 3 трехквартирного жилого дома N 82 по ул. Первомайской рабочего поселка Ерзовка Городищенского района Волгоградской области, реестровый номер федерального имущества В 13360000591; квартира N 3 четырехквартирного жилого дома N 4 по ул. Мелиоративной рабочего поселка Ерзовка Городищенского района Волгоградской области, реестровый номер федерального имущества В 13360000593; сооружение "Штакетное ограждение водонапорной башни" регистрационный номер федерального имущества В 12360004759, протяженность 0,10000 км, инвентарный номер 1101030007; сооружение "Сеть теплоснабжения", реестровый номер федерального имущества В 12360004809, инвентарный номер 11010300063.
Администрация заявила встречный иск к учреждению о понуждении передать в муниципальную собственность недвижимое имущество - 1/2 здания конторы площадью 373,1 кв. м, расположенное по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, рабочий поселок Ерзовка, ул. Мелиоративная, 2.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.04.2012 производство по делу в части требования о понуждении администрации принять в муниципальную собственность сооружения "Штакетное ограждение водонапорной башни" прекращено. Суд обязал администрацию в течении месяца со дня вступления в силу решения принять в муниципальную собственность сооружение "Водопровод", реестровый номер федерального имущества - В 12360004810, инвентарный номер 11010300064; очистные сооружения - поля фильтрации, реестровый номер федерального имущества - В 12360004758, инвентарный номер 1101030006; сооружение "Водопроводная башня при водонапорной скважине", реестровый номер федерального имущества - В 12360004771, инвентарный номер 1101030019; сооружение "Пожарный резервуар", реестровый номер федерального имущества В 123360004848, инвентарный номер 1101040074, емкость 3000 л; квартира N 3 трехквартирного жилого дома N 82 по ул. Первомайской рабочего поселка Ерзовка Городищенского района Волгоградской области, реестровый номер федерального имущества В 13360000591; квартира N 3 четырехквартирного жилого дома N 4 по ул. Мелиоративной рабочего поселка Ерзовка Городищенского района Волгоградской области, реестровый номер федерального имущества В 13360000593. В остальной части в удовлетворении иска отказано. В удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2012 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.04.2012 в части возложения обязанности на администрацию Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области принять в муниципальную собственность очистные сооружения - поля фильтрации, реестровый номер федерального имущества - В 12360004758, инвентарный номер 1101030006; сооружение "Водопроводная башня при водонапорной скважине", реестровый номер федерального имущества - В 12360004771, инвентарный номер 1101030019 отменено, в иске в данной части отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ ФАУГИ в Волгоградской области), а также Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемое постановление отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
Проверив законность постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2012 по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает его подлежащим отмене и оставлению в силе решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, согласно выпискам из реестра федерального имущества от 07.12.2011 N 805/3, 805/4 за Учреждением на праве оперативного управления числятся объекты недвижимости, в том числе очистные сооружения - поля фильтрации, реестровый номер федерального имущества - В 12360004758, инвентарный номер 1101030006; сооружение "Водопроводная башня при водонапорной скважине", реестровый номер федерального имущества - В 1236000771, инвентарный номер 1101030019, относящиеся к объектам инженерной инфраструктуры - системе коммуникаций и объектов водоснабжения, канализации, тепло-электро и газоснабжения, связи, поскольку служат для питьевого водоснабжения населения Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Основанием для обращения в суд с исковыми требованиями послужило непринятие ответчиком спорного имущества в муниципальную собственность со ссылкой на его неудовлетворительное техническое состояние.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что порядок передачи имущества, нахождение которого в федеральной собственности не допускается, установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), согласно которому решение о передаче такого имущества в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, и перечень документов, необходимых для принятия этого решения, устанавливается Правительством Российской Федерации, ТУ ФАУГИ в Волгоградской области в нарушение указанной процедуры соответствующее решение о передаче спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность не принимало, передаточного акта не составляло и в адрес ответчика не направляло.
Кроме того, суд апелляционной инстанции со ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828О-П, которым установлена необходимость волеизъявления как передающей имущество стороны, так и принимающей его, указало на отсутствие такого волеизъявления со стороны администрации.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы не соответствующими положениям пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1), статьям 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункту 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий".
Как следует из материалов дела, спорное имущество является частью объекта коммунально-бытового назначения (инженерная инфраструктура городского поселения), которое приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 отнесено к муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Согласно абзацу 4 пункта 1 приложения N 3 объекты инженерной инфраструктуры городов независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к муниципальной собственности.
В силу пункта 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 передача объектов, указанных в пункте 2 названного постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (далее - постановление N 235) на органы местного самоуправления совместно с администрацией предприятий возложена обязанность в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформить необходимую документацию и акты приема-передачи.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р "О завершении до 31 декабря 2004 года передачи в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы" передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность должна быть завершена до 31.12.2004 в соответствии с порядком, установленным постановлением N 235.
Несмотря на то, что вышеуказанные нормативные акты Правительства Российской Федерации, регламентирующие процедуру передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность, утратили силу, нормы действующего законодательства, устанавливающие обязанность по передаче этого имущества, продолжают действовать и в настоящее время.
Так, в силу прямого указания закона - постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 "N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов являются объектами муниципальной собственности.
Судом установлено, что спорные объекты включены в реестр федерального имущества и закреплены на праве оперативного управления за Учреждением.
Таким образом, в силу закона на администрацию возложена безусловная обязанность по принятию в муниципальную собственность указанных объектов.
Отсутствие решения уполномоченного органа о передаче объектов инженерной инфраструктуры из федеральной собственности в муниципальную собственность на дату обращения заявителя в суд правового значения в данном случае не имеет.
Кроме того, администрация, уклоняясь от принятия в муниципальную собственность названных объектов, не ссылалась на отсутствие соответствующего решения Территориального управления Росимущества, а указывала иные основания отказа.
Таким образом, факт уклонения администрации от оформления принятия спорных объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность в силу прямого указания закона подтверждается материалами дела, поэтому обжалуемое постановление от 20.07.2012 подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права, с оставлением в силе решения Арбитражного суда Волгоградской области от 09.04.2012.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2012 по делу N А12-1503/2012 отменить, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.04.2012 по тому же делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие решения уполномоченного органа о передаче объектов инженерной инфраструктуры из федеральной собственности в муниципальную собственность на дату обращения заявителя в суд правового значения в данном случае не имеет.
Кроме того, администрация, уклоняясь от принятия в муниципальную собственность названных объектов, не ссылалась на отсутствие соответствующего решения Территориального управления Росимущества, а указывала иные основания отказа.
Таким образом, факт уклонения администрации от оформления принятия спорных объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность в силу прямого указания закона подтверждается материалами дела, поэтому обжалуемое постановление от 20.07.2012 подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права, с оставлением в силе решения Арбитражного суда Волгоградской области от 09.04.2012.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 ноября 2012 г. N Ф06-7774/12 по делу N А12-1503/2012
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2417/13
15.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2417/13
13.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2417/13
16.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2417/13
15.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2417/13
15.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2417/13
22.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2417/13
08.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7774/12
20.07.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5034/12
09.04.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-1503/12