г. Казань |
|
09 ноября 2012 г. |
Дело N А55-7270/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Вильданова Р.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
заявителя - Еникеевой Ю.Ю., доверенность от 17.02.2012 N 63 АА 1137083,
Министерства имущественных отношений Самарской области - Ивановой М.В., доверенность от 31.01.2012 N 31,
третьего лица (производственного кооператива "Старт") - Бубнова Д.С.,
доверенность от 02.08.2012 N 016; Свердлова Е.С., доверенность от 01.06.2011 N 2,
в отсутствие:
третьего лица (Департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара) - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Петрухновой Наили Тельгатовны, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А55-7270/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Петрухновой Наили Тельгатовны, г. Самара (ИНН 631807348202, ОГРНИП 304631835700151) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании недействительным приказа от 19.01.2012 N 149, с участием третьих лиц: производственного кооператива "Старт", г. Самара (ИНН 6319014009, ОГРН 1026301707057); Департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Петрухнова Наиля Тельгатовна (далее - ИП Петрухнова Н.Т., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.01.2012 N 149 "О предоставлении в аренду производственному кооперативу "Старт" земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, проспект Карла Маркса/улица Революционная".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012, предприниматель обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2012.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного заседания 30.10.2012 был объявлен перерыв до 13 часов 55 минут 01.11.2012.
После перерыва судебное заседание продолжено 01.11.2012 в 13 часов 55 минут в том же составе.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области и представители производственного кооператива "Старт", явившиеся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласились, просили оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара о времени и месте судебного разбирательства уведомлен, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 26.09.2011 производственный кооператив "Старт" (далее - ПК "Старт") обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду предполагаемой площадью 6284 кв. м, предполагаемое местоположение земельного участка: г. Самара, Октябрьский район, проспект Карла Маркса/улица Революционная, для размещения временных объектов торговли без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
В ходе рассмотрения заявления Министерством было направлено обращение в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, по результатам которого распоряжением от 14.12.2011 N РД-1547 утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка.
22 декабря 2011 года земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:01:0617002:256. Данный земельный участок расположен в границах красных линий проспекта Карла Маркса.
В газете "Волжская коммуна" 18.01.2012 было опубликовано извещение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду.
Министерством по результатам рассмотрения заявления ПК "Старт"
издан приказ от 19.01.2012 N 149 "О предоставлении в аренду производственному кооперативу "Старт" земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, проспект Карла Маркса/улица Революционная" (далее - приказ от 19.01.2012 N 149), в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок предоставлен в аренду ПК "Старт" сроком на четыре года под размещение временных объектов торговли.
ИП Петрухнова Н.Т., полагая, что приказ от 19.01.2012 N 149 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает ее права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что у ПК "Старт" не возникло права предоставления спорного земельного участка в аренду по упрощенной процедуре, минуя торги, ввиду отсутствия документов, предусмотренных пунктом 3.1 постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", в редакции, действовавшей на момент принятия спорного приказа.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что договор аренды земельного участка от 28.04.2000 N 005659з является не заключенным, так как сторонами не был определен предмет договора.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того при обращении в Министерство ПК "Старт" были представлены документы, предусмотренные пунктом 3.1 постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", дающие право на предоставление земельного участка, минуя процедуру публичного предложения в форме аукциона, а именно: постановление главы администрации г. Самары от 17.03.2000 N 125 о предоставлении ПК "Старт" спорного земельного участка площадью 6 488 кв. м, копия договора аренды земельного участка от 28.04.2000 N 005659з, заключенного на основании указанного постановления, а также акт государственной приемочной комиссии от 21.04.1997 о приемке в эксплуатацию рынка мелкооптовой и розничной торговли, в связи с чем пришел к выводу, что оспариваемый приказ был принят Министерством в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемым приказом не нарушаются права и законные интересы заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Однако судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, в редакции действовавшей на момент издания спорного приказа (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
Согласно пункту 2.3 Порядка Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Пунктом 2.7 Порядка предусмотрена обязанность Министерства обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве в газете "Волжская коммуна" и размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области.
Пунктами 2.9-2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9-2.13 настоящего Порядка не применяются в следующих случае: если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты), имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Таким образом, из положений пункта 3.1 Порядка следует, что для предоставления земельных участков, на которых располагаются временные объекты, без проведения торгов необходимо предоставить документы, перечисленные в данном пункте, подтверждающие законность установки временных объектов на испрашиваемом земельном участке.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу, что документы, представленные ПК "Старт" в Министерство для предоставления спорного земельного участка, не отвечают указанным требованиям, так как из них следует, что 21.04.1997 был принят в эксплуатацию объект, отвечающий признакам объекта капитального строительства, а земельный участок был предоставлен ПК "Старт" постановлением главы администрации г. Самары от 17.03.2000 N 125 под проектирование и строительство комплекса продовольственного рынка уже после ввода данного объекта в эксплуатацию.
При этом в нарушение абзаца 3 пункта 4 приложения N 2 к Порядку ПК "Старт" к заявлению о предоставлении спорного земельного участка не было приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства, что является самостоятельным основанием для возврата пакета документов ПК "Старт".
Данные выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и не опровергнуты судом апелляционной инстанции.
Кроме того, из системного толкования положений статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" следует, что указанными нормами предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам, заинтересованным в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, свободных земельных участков.
Как следует из материалов дела, на спорном земельном участке расположены временные объекты, принадлежащие ИП Петрухновой Н.Т., что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
При этом из имеющихся в материалах дела документов следует, что предприниматель была включена в Планы проведения ярмарок городского округа Самара на 2009, 2010 гг. и устанавливала данные временные объекты на спорном земельном участке на законных основаниях.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что ИП Петрухнова Н.Т. использовала спорный земельный участок в целях осуществления предпринимательской деятельности, неоднократно обращалась в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, принимая во внимание, что предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, возможно лишь в том случае, если они свободны от нахождения на нем объектов, принадлежащих третьим лицам, пришел к обоснованному выводу, что приказ от 19.01.2012 N 149 является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, так как предоставление спорного земельного участка при указанных обстоятельствах без проведения торгов ставит ПК "Старт" в преимущественное положение по отношению к другим субъектам предпринимательской деятельности, претендующих на предоставление этого же земельного участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым постановление арбитражного апелляционного суда отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2012.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 по делу N А55-7270/2012 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2012 по делу N А55-7270/2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, на спорном земельном участке расположены временные объекты, принадлежащие ИП Петрухновой Н.Т., что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
При этом из имеющихся в материалах дела документов следует, что предприниматель была включена в Планы проведения ярмарок городского округа Самара на 2009, 2010 гг. и устанавливала данные временные объекты на спорном земельном участке на законных основаниях.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что ИП Петрухнова Н.Т. использовала спорный земельный участок в целях осуществления предпринимательской деятельности, неоднократно обращалась в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, принимая во внимание, что предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, возможно лишь в том случае, если они свободны от нахождения на нем объектов, принадлежащих третьим лицам, пришел к обоснованному выводу, что приказ от 19.01.2012 N 149 является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, так как предоставление спорного земельного участка при указанных обстоятельствах без проведения торгов ставит ПК "Старт" в преимущественное положение по отношению к другим субъектам предпринимательской деятельности, претендующих на предоставление этого же земельного участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым постановление арбитражного апелляционного суда отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2012.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 ноября 2012 г. N Ф06-8003/12 по делу N А55-7270/2012
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2520/13
27.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2520/13
09.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8003/12
27.08.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9628/12
19.06.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-7270/12