г. Казань |
|
29 ноября 2012 г. |
Дело N А65-13931/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Габдрахмановой О.М., по доверенности от 02.08.2012 N 87-12,
ответчика - Гурьяновой О.С., по доверенности от 28.08.2012 N 11382/03
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2012 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи: Кузнецов В.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-13931/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Шешмаойл", г. Альметьевск, (ОГРН 1021607554000), к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Казань, об оспаривании постановления от 04.05.2012 N 43-06-02-48 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Шешмаойл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан (далее - Ростехнадзор, административный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 04.05.2012 N 43-06-02-48.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Ростехнадзор обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, обжалуемое постановление признать законным и подлежащим исполнению.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как усматривается из материалов дела, проверкой проведенной Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой 17.04.2012 установлено, что приказом Федерального агентства по недропользованию от 01.02.2011 N 113 с 10.02.2011 прекращено право пользования недрами предоставленное обществу по лицензии ТАТ 13653 HP с целью разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Алексеевского N 1 участка недр, при этом, начиная с 01.02.2011 и по сегодняшний день, общество не представило в Приволжское Управление Ростехнадзора каких-либо материалов по ликвидации (консервации) скважин, расположенных в пределах Алексеевского N 1 участка недр, что не позволяет определить возможность возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах нефтедобычи и степень их возможной опасности для населения и окружающей среды.
По выявленному факту Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 17.04.2012, которое было вместе с материалами проверки направлено в Ростехнадзор для принятия соответствующего решения.
Административный орган посчитал, что обществом нарушена статья 26 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Федеральный закон N 2395-2), а именно, не проведены работы по ликвидации (консервации) скважины N 3 Алексеевского N 1 участка недр в связи с прекращением права пользования недрами, а также нарушен пункт 11 Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 02.06.1999 N 33 (РД 07-291-99) (далее - Инструкция), а именно, отсутствует проектная документация на ликвидацию (консервацию) скважин, определяющая сроки, способы и последовательность выполнения работ, связанных с ликвидацией или консервацией объекта, и вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.10 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 800 000 рублей.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статьям 20,26 Федерального Закона N 2395-1 предприятия по добыче полезных ископаемых подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии на пользование недрами, при досрочном прекращении права пользования недрами, а также по инициативе предприятия.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 22 Федерального закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Согласно пункту 11 Инструкции ликвидация или консервация объекта производится по проектам с соблюдением требований промышленной безопасности, охраны недр и окружающей природной среды.
Датой начала технических работ по ликвидации или консервации объекта принимается дата утверждения комиссии по технической ликвидации или консервации объекта (пункт 20 Инструкции).
Согласно пункту 24 Инструкции проект ликвидации или консервации объекта утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с органами Госгортехнадзора России. Работы по ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанные с пользованием недрами, выполняются после утверждения в установленном порядке проекта.
В рассматриваемом случае согласно пункту 4.1.2. протокола N 33-2012 от 22.12.2011 рассмотрения плана развития горных работ на 2012 год по ОАО "Шешмаойл", произвести работы по консервации скважины N 3 Алексеевского N 1 участка недр в установленном порядке необходимо в срок до 01.04.2012.
Пунктом 3.2.5 протокола N 18-2010 от 26.11.2009 рассмотрения плана развития горных работ на 2010 год ОАО "Шешмаойл" в срок до 01.06.2010 было необходимо разработать проекты на ликвидацию и консервацию скважин и провести по ним экспертизу промышленной безопасности.
Доказательств исполнения обязательств по разработке и утверждению соответствующей документации, а также о выполнении соответствующих работ обществом не представлено.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества события административного правонарушения.
Кроме того, судами правомерно принято во внимание, что обществом заключен договор от 09.02.2012 N 1-II-12 на проведение работ по разработке проектной документации на консервацию скважин на месторождениях нефти, поскольку без указанной документации ни консервация, ни ликвидация скважин не представляется возможной.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Характер вмененных обществу нарушений свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, доказательств обратного, административным органом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
В данном случае сумма наложенной санкции представляет собой несоразмерное ограничение гарантированных Конституцией Российской Федерации свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права частной собственности.
Поскольку у общества не было умысла на причинение какого-либо вреда, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не создано, суд с учетом обстоятельств, изложенных выше, обоснованно пришел к выводу о малозначительности административного правонарушения.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 по делу N А65-13931/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административный орган посчитал, что обществом нарушена статья 26 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Федеральный закон N 2395-2), а именно, не проведены работы по ликвидации (консервации) скважины N 3 Алексеевского N 1 участка недр в связи с прекращением права пользования недрами, а также нарушен пункт 11 Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 02.06.1999 N 33 (РД 07-291-99) (далее - Инструкция), а именно, отсутствует проектная документация на ликвидацию (консервацию) скважин, определяющая сроки, способы и последовательность выполнения работ, связанных с ликвидацией или консервацией объекта, и вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.10 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 800 000 рублей.
...
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Характер вмененных обществу нарушений свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, доказательств обратного, административным органом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
В данном случае сумма наложенной санкции представляет собой несоразмерное ограничение гарантированных Конституцией Российской Федерации свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права частной собственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 ноября 2012 г. N Ф06-9232/12 по делу N А65-13931/2012