г. Казань |
|
27 ноября 2012 г. |
Дело N А12-3703/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Рыковой Т.П. (доверенность от 14.05.2012 N 05-ИД/80), Костровой Р.В. (доверенность от 14.05.2012 N 05-ИД/84),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу контрольно-счетной палаты Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2012 (судья Кулик И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Александрова Л.Б., Борисова Т.С.)
по делу N А12-3703/2012
по заявлению администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) к контрольно-счетной палате Волгоградской области (ОГРН 1023403444173, ИНН 3444065566) об оспаривании представления, с участием заинтересованных лиц: Департамента по жилищной политике администрации Волгограда (ОГРН 1083444006425, ИНН 3444161252), Комитета по строительству администрации Волгоградской области (ОГРН 1113460005240, ИНН 3445118588), Департамента финансов администрации Волгограда (ОГРН 1023403440675 ИНН 3444056709),
УСТАНОВИЛ:
администрация Волгограда (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным представления контрольно-счетной палаты Волгоградской области (далее - контрольно-счетная палата) от 17.01.2012 N 01 КСП-01-09/8 в части обеспечения администрацией возврата средств областного бюджета, направленных в нарушение условий областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009-2010 годах" (далее - Программа), утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 12-п, на приобретение жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилье, в размере 46 971,01 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, контрольно-счетная палата обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты, утвержденным постановлением Волгоградской областной Думы от 23.12.2010 N 36/1393, контрольно-счетной палатой проведена проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за 2009-2010 года и 09 месяцев 2011 года.
По результатам проверки в администрацию направлено представление контрольно-счетной палаты от 17.01.2012 N 01 КСП-01-09/8.
Администрации предложено обеспечить возврат средств областного бюджета в размере 46 971,01 руб.
Не согласившись с представлением контрольно-счетной палаты в части указывающей администрации обеспечить возврат средств областного бюджета, направленных на приобретение жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилье в размере 46 971,01 руб., администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что представление контрольно-счетной палаты противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы администрации.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой и апелляционной инстанции законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 28 Устава Волгоградской области Волгоградская областная Дума самостоятельно или через создаваемые ею органы осуществляет контроль за исполнением принятых законов и иных нормативных актов, исполнением областного бюджета, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из федерального бюджета, средств территориальных государственных внебюджетных фондов Волгоградской области, выполнением областных программ и планов социально-экономического развития, распоряжением областной собственностью. Для осуществления контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей областного бюджета Волгоградская областная Дума образует контрольно-счетную палату, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля.
Полномочия контрольно-счетной палаты в отношении некоммерческих организаций определены в статье 14 Закона Волгоградской области от 17.12.1999 N 344-ОД "О контрольно-счетной палате Волгоградской области".
Целью Программы, утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 12-п, является стимулирование развития рынка жилья путем приобретения жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено и степень строительной готовности которых составляет менее 70 %, а также переселение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 01.01.2009 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации.
Как следует из материалов дела, для реализации Программы между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, городским округом город-герой Волгоград и Управлением по жилищной политике администрации заключено Соглашение от 26.03.2009 N 2 (далее - Соглашение) о взаимодействии.
На основании Соглашения Управлением по жилищной политике администрации подготовлено и направлено 5 заявок о потребности в количестве и размере жилых помещений.
На основании указанных заявок Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области проведен запрос котировок на покупку квартир, по итогам которого заключены государственные контракты на приобретение жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Объем финансирования составил 764 949 руб.
В результате закупок была приобретена и передана в муниципальную собственность 231 квартира (268 жилых помещений (квартиры и комнаты в коммунальных квартирах).
Управлением по жилищной политике администрации для переселения граждан в рамках реализации Программы было предоставлено 268 жилых помещений общей площадью 12 978,03 кв. м.
Рабочей группой государственной корпорации (Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства) в период с 05.07.2010 по 09.07.2010 проведена проверка выполнения на территории Волгоградской области (в том числе городского округа город-герой Волгоград) условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", и реализации региональных адресных программ.
Согласно отчету о проведении выездной проверки в Волгоградской области от 02.09.2010 N 0-34/02 по состоянию на 05.07.2010 было переселено 590 граждан.
Каких-либо нарушений при реализации программных мероприятий проверкой выявлено не было.
Правление Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 28.12.2010, рассмотрев отчет Волгоградской области по итогам реализации региональных адресных программ, в том числе Программы, признало указанные программы выполненными полностью.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что источниками финансирования мероприятий Программы являлись средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и областного бюджета. Согласно пункту 3 статьи 20.2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" денежные средства бюджета Волгограда не являлись источником финансирования Программы (средства областного бюджета в рамках программы в бюджет Волгограда не поступали).
Согласно Программе за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и областного бюджета планировалось, с одной стороны, оздоровить жилищную отрасль в Волгоградской области путем стимулирования завершения строительства жилья строительными организациями, с другой - за счет приобретения готового жилья переселить в него граждан, проживающих в аварийных жилых домах.
Судами обеих инстанций правомерно установлено, что невозможно абсолютно точно достичь указанной цели при соблюдении условия о приобретении жилья в домах с 70 % степенью готовности и при этом с точностью до 1 кв. м соблюсти номенклатуру жилья.
Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области приобретались жилые помещения в домах, соответствующих условиям программы, но (в отдельных случаях) с превышением требуемой общей площади жилья (исходя из имеющейся номенклатуры жилья на строительном рынке).
Под цели переселения граждан Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области путем проведения запроса котировок осуществлялась закупка квартир. Фактически при потребности в 429 жилых помещениях (квартир) в рамках программы приобретено 231 жилое помещение, что составляет 53,8 % от запланированного объема закупки.
С учетом ограниченного количества приобретенных жилых помещений, не позволяющего исполнить программу в полном объеме, перед выполнением программных мероприятий, Управлением по жилищной политике администрации проводился социально-экономический анализ с целью выработки наиболее целесообразного, рационального и результативного подхода к расселению аварийных жилых домов, достижения наилучших показателей реализации программных мероприятий.
Оценка стоимости имущества, являющегося собственностью юридических и физически лиц, может проводиться муниципальным образованием в случае возникновения спора о стоимости объекта оценки при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "О оценочной деятельности в Российской Федерации").
Отсюда следует, что администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, полномочиями на проведение оценки стоимости жилых помещений граждан, расположенных в аварийных и подлежащих сносу жилых домах, в установленном порядке не наделялась. Денежные средства на проведение данных мероприятий программой не предусмотрены и в бюджет Волгограда в качестве субвенций из вышестоящего бюджета не поступали.
Относительно возврата средств областного бюджета в размере 19 787,01 руб., затраченных на приобретение дополнительно 696,73 кв. м жилья для переселения граждан-нанимателей, которые не состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и средств областного бюджета в размере 621 000,05 руб., затраченных на приобретение дополнительно 22,8 кв. м жилья для переселения граждан-нанимателей, которые состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, судом установлено следующее.
В соответствии с актом проверки эффективности и целевого использования бюджетных средств от 15.11.2011 100 жилых помещений общей площадью 5 114,47 кв. м предоставлены гражданам-нанимателям, которые не состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; площадь ранее занимаемых ими помещений составила 4 417,74 кв. м, что на 696,73 кв. м меньше предоставленной.
Размер средств областного бюджета, дополнительно выплаченных сверх площади жилых помещений, занимаемых ранее, составил 20 471,09 руб.
В Отчете о результатах проверки эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за 2009-2010 годы и 09 месяцев 2011 года, и в оспариваемом представлении от 17.01.2012 N 01 КСП-01-09/8, указана иная сумма - 19 787,01 руб. без приложения каких-либо расчетов.
Таким образом, судами обеих инстанций правильно установлено, что оспариваемое представление не соответствует части 1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ, поскольку из его содержания не ясно, из какого расчета контрольно-счетная палата пришла к выводу о необходимости возврата 46 971,01 руб., в чем это выражено и чем доказано.
Также судебная коллегия соглашается с выводом судов обеих инстанций о том, что оспариваемое в части представление не содержит конкретного расчета и исходных данных суммы, подлежащей возврату в областной бюджет - 46 971,01 руб., а также суммы расчетно-платежных операций, совершенных с нарушением (по нарушениям, связанным с использованием денежных средств), ссылок на документы, подтверждающие нарушение. Отсутствует в данном представлении и ссылка на акт проверки и отчет, в котором отражены выявленные нарушения.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов обеих инстанций, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Правовые основания для переоценки вышеприведенных выводов судов, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы компетенции, у арбитражного суда кассационной инстанции отсутствуют. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемых судебных актах, либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, а также тех, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, не установлено.
При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012 по делу N А12-3703/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценка стоимости имущества, являющегося собственностью юридических и физически лиц, может проводиться муниципальным образованием в случае возникновения спора о стоимости объекта оценки при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "О оценочной деятельности в Российской Федерации").
...
В Отчете о результатах проверки эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за 2009-2010 годы и 09 месяцев 2011 года, и в оспариваемом представлении от 17.01.2012 N 01 КСП-01-09/8, указана иная сумма - 19 787,01 руб. без приложения каких-либо расчетов.
Таким образом, судами обеих инстанций правильно установлено, что оспариваемое представление не соответствует части 1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ, поскольку из его содержания не ясно, из какого расчета контрольно-счетная палата пришла к выводу о необходимости возврата 46 971,01 руб., в чем это выражено и чем доказано."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2012 г. N Ф06-8878/12 по делу N А12-3703/2012