г. Казань |
|
14 декабря 2012 г. |
Дело N А55-685/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Коноплёвой М.В., Нафиковой Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов администрации городского округа Самара
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012 (председательствующий судья Каплин С.Ю., судьи: Александров А.И., Липкинд Е.Я.)
по делу N А55-685/2012
по исковому заявлению конкурсного управляющего муниципального предприятия г. Самары "ВАСКО" Харитонова А.П. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Департаменту финансов администрации городского округа Самара, с привлечением третьего лица - Управление федерального казначейства по Самарской области о взыскании 2 145 199 руб. 11 коп. задолженности,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий муниципального предприятия г. Самары "ВАСКО" Харитонов А.П. (далее - МП "ВАСКО", истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент управления) о взыскании 2 145 199 руб. 11 коп., в том числе 17 774 694 руб. 63 коп. стоимости переданного по недействительной сделке имущества в виде неосновательного обогащения и 370 504 руб.48 коп процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2012 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012 решение от 18.05.2012 отменено по безусловному основанию.
Перейдя к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве соответчика Департамент финансов администрации городского округа Самара (далее - Департамент финансов).
С муниципального образования городской округ Самара в лице его финансового органа - Департамента финансов за счет казны муниципального образования в пользу МП "ВАСКО" взыскано 1 774 694 руб. 63 коп. убытков.
В удовлетворении остальной части требований - отказано.
Департамент финансов, обжалуя постановление суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, просит его отменить и принять новый судебный акт, которым взыскать убытки в размере 1 774 694 руб. 63 коп. с муниципального образования городской округ Самара в лице главного распорядителя бюджетных средств - Департамента управления за счёт казны муниципального образования городской округ Самара
Кассационная жалоба мотивирована нарушением норм материального права.
Проверив законность обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационный инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, определением арбитражного суда Самарской области от 11.11.2011 по делу N А55-11104/2009 о несостоятельности (банкротстве) МП "ВАСКО", вступившим в законную силу, признана недействительной - ничтожной сделка по изъятию имущества у МП "ВАСКО" на основании приказа от 04.06.2009 N 1630 Департамента управления имуществом городского округа Самара и дополнительного соглашения от 04.06.2009 к договору N 000318Х.
В удовлетворении требований о применении последствий недействительной сделки отказано в виду отсутствия спорного имущества у ответчика.
Предметом заявленных требований по настоящему иску является взыскание стоимости незаконного изъятого у должника имущества и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Поскольку сделка по изъятию Департаментом управления на основании приказа от 04.06.2009 N 1630 у МП "ВАСКО" имущества признана недействительной, а также в силу того, что определением от 11.11.2011 по делу N А55-11104/2009 установлена также неправомерность действий представителя собственника имущества - муниципального образования городской округ Самара по изъятию этого имущества, суд апелляционной инстанции правомерно квалифицировал заявленные требования, как требования о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления.
Указанные обстоятельства явились основанием для отмены решения суда первой инстанции, так и привлечения в качестве второго ответчика Департамента финансов.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел заявленные требования, как требования о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления.
Стоимость незаконно изъятого имущества является прямыми убытками истца, понесенными в результате изъятия имущества.
Удовлетворяя заявленные требования по взысканию убытков в сумме 1 774 694 руб. 63 коп. с муниципального образования городской округ Самара в лице его финансового органа - Департамента финансов за счет казны муниципального образования, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрена обязанность возмещения муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления.
Согласно статье 1069 Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
В соответствии со статьей 1071 ГК РФ, когда вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", разъяснено, что в суде от имени муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
На основании пункт 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования.
Определив главным распорядителем бюджетных средств муниципального городского округа Самара - департамент финансов, суд апелляционной инстанции исходил из положений пунктов 1.1, 3.1 Положения "О Департамента финансов администрации городского округа Самара", утвержденного решением Думы городского округа Самара от 31.05.2007 N 433.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции, поскольку они не опровергают правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и соответствующих разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
При указанных обстоятельствах, обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права и соответствии выводов фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012 по делу N А55-685/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
М.В. Коноплёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрена обязанность возмещения муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления.
...
В соответствии со статьей 1071 ГК РФ, когда вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", разъяснено, что в суде от имени муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
На основании пункт 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 декабря 2012 г. N Ф06-9846/12 по делу N А55-685/2012