г. Казань |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А55-18609/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
истца - Тукмакова Е.И., по доверенности от 01.06.2012,
ответчиков - Шлома О.В., по доверенностям от 12.10.2011 N 01/04-1215, от 12.10.2011 N 01/04-1216,
третьего лица - МП г.о. Самара "Инженерные системы" - Руденко С.А., по доверенности от 10.01.2012 N 01-12, Филатовой Н.А. по доверенности от 20.02.2012 N 7/ю,
от прокуратуры - Догадина С.В., по служебному удостоверению,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации городского округа Самара и Главы городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2012 (председательствующий судья Мешкова О.В., судьи: Асадуллина С.П.. Лихоманенко О.А.)
по делу N А55-18609/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виктор и Ко Мега Парк", г. Самара, к администрации городского округа Самара, г. Самара, Главе городского округа Самара, г. Самара, о признании недействующими отдельных положений "Правил пользования системой дождевой канализации города Самара", утвержденных постановлением главы города Самара от 31.01.2005 N 26,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Виктор и Ко Мега Парк" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом первоначально принятых судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений заявленных требований) (далее - АПК РФ) о признании недействующими отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта, а именно: пункта 36 "Правил пользования системой дождевой канализации города Самары", утвержденных постановлением Главы города Самары от 31.01.2005 N 26 в первоначальной редакции, действовавшей до внесения в него изменений постановлением администрации городского округа Самара от 28.05.2012 N 609 "О внесении изменений в постановление Главы города Самары от 31.01.2005 N 26 "Об утверждении правил пользования системой дождевой канализации города Самары" не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно: пунктам 1,2 статьи 1102, пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ; пунктам 57,66-68,78 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
В судебном заседании уполномоченный представитель общества заявил отказ от заявленных требований в части признания недействующим абзаца 3 пункта 36 "Правил пользования системой дождевой канализации города Самары", утвержденных постановлением Главы города Самары от 31.01.2005 N 26, в первоначальной редакции, действовавшей до внесения в него изменений постановлением администрации городского округа Самара от 28.05.2012 N 609 "О внесении изменений в постановление Главы города Самары от 31.01.2005 N 26 "Об утверждении Правил пользования системой дождевой канализации города Самары".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2012 принят отказ от заявленных требований в части требований о признании недействующим абзаца 3 пункта 36 "Правил пользования системой дождевой канализации города Самары", утвержденных постановлением Главы города Самары от 31.01.2005 N 26, в первоначальной редакции, действовавшей до внесения в него изменений постановлением администрации городского округа Самара от 28.05.2012 N 609 "О внесении изменений в постановление Главы города Самары от 31.01.2005 N 26 "Об утверждении Правил пользования системой дождевой канализации города Самары". Производство по делу в указанной части прекращено.
Заявленные требования удовлетворены частично.
Признан недействующим абзац 2 пункта 36 "Правил пользования системой дождевой канализации города Самары", утвержденных постановлением Главы города Самары от 31.01.2005 N 26, в первоначальной редакции, действовавшей до внесения в него изменений постановлением администрации городского округа Самара от 28.05.2012 N 609 "О внесении изменений в постановление Главы города Самары от 31.01.2005 N 26 "Об утверждении Правил пользования системой дождевой канализации города Самары", не соответствующим пункту 57 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 и не действующими полностью в первоначальной редакции, действовавшей до внесения в него изменений постановлением администрации городского округа Самара от 28.05.2012 N 609 "О внесении изменений в постановление Главы города Самары от 31.01.2005 N 26 "Об утверждении Правил пользования системой дождевой канализации города Самары".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Глава городского округа Самара и администрация городского округа Самара обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят данный судебные акт отменить, отказать в удовлетворении заявленных обществом требований.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 часов 00 минут 18.12.2012.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 АПК РФ, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене исходя из следующего.
К компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе нормативных правовых актов, если такое заявление подано лицами, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 31-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Глава города Самары в соответствии со статьями 2.2, 8.1, 8.5, 8.6 Устава города Самары, принятого решением Самарской Городской Думы от 30.04.1996 N 94, действовавшего на момент принятия постановления Главы города Самары от 31.01.2005 N 26 входил в структуру органов местного самоуправления и являлся высшим выборным должностным лицом, возглавляющим систему органов городского самоуправления, был правомочен на принятие нормативных правовых актов органов городского самоуправления по вопросам местного значения, к которым также относится организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации.
В соответствии со статьей 24 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294 в действующей редакции на момент рассмотрения дела в суде, Глава городского округа Самара является высшим выборным должностным лицом городского округа Самара, возглавляющим администрацию городского округа Самара. Глава городского округа Самара наделяется указанным Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава городского округа Самара в решении вопросов местного значения наделяется рядом полномочий, в том числе издает в пределах своих полномочий постановления администрации городского округа Самара по вопросам местного значения, вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области органам местного самоуправления городского округа Самара.
Согласно статье 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294 администрация городского округа Самара на настоящий момент является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области. В силу положений статьи 37 указанного Устава городского округа Самары постановления Администрации городского округа Самара по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий входят в систему муниципальных правовых актов городского округа Самара.
Таким образом, администрация городского округа Самара на момент рассмотрения дела также является заинтересованным лицом по делу.
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила), регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями ВКХ в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и канализации населенных пунктов, действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Из пункта 1 Правил следует, что водоотведением является технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Согласно пункту 5 Правил они действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Согласно пунктам 7, 8 указанных Правил прием дренажных вод и поверхностного стока с территорий городов и промышленных площадок в системы коммунальной канализации, по общему правилу, не допускается, т.к. централизованные системы коммунальной канализации, являющиеся важными объектами жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, предназначены для приема сточных вод от населения и их очистки.
В силу пункта 9 Правил для населенных пунктов, имеющих общесплавные системы канализации, по решению органов местного самоуправления разрабатываются и утверждаются в установленном порядке местные правила пользования такими системами канализации.
Заинтересованное и третье лица объясняют, что на территории городского округа Самара существует центральная система водоотведения, однако в ряде микрорайонов, является общесплавной, то есть через нее отводятся хозяйственно-бытовые и промышленный стоки, следовательно, в городском округе Самара имеется смешанная система канализации, включающая в себя и общесплавную.
Постановление Главы города Самары от 31.01.2005 N 26 "Об утверждении "Правил пользования системой дождевой канализации городского округа Самара" опубликовано в "Самарской газете" 15.03.2005 N 42.
Исходя из изложенного, утверждение органом местного самоуправления Правил пользования системой дождевой канализацией города Самара, являющегося нормативным правовым актом органа местного самоуправления, произведено в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации и полномочиями органов местного самоуправления, предоставленными им ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Общество оспаривает абзац второй пункта 36 Правил утвержденных постановлением главы города Самары от 31.01.2005 N 26 в первоначальной редакции, действовавшей до принятия и вступления в законную силу постановления администрации городского округа Самара от 28.05.2012 N 609, внесшего изменения в оспариваемую норму муниципального правового акта.
В редакции, действовавшей до вступления в силу постановления администрации городского округа Самара от 28.05.2012 N 609, первый и второй абзацы пункта 36 Правил N 26 звучали следующим образом: "В случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системой городской дождевой канализации: количество сброшенных сточных вод исчисляется по пропускной способности устройств при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения;".
Постановлением администрации городского округа Самара от 28.05.2012 N 609 "О внесении изменений в постановление главы города Самары от 31.01.2005 N 26 "Об утверждении правил пользования системой дождевой канализации города Самары" в оспариваемый пункт, регламентирующий случаи самовольного присоединения и самовольного пользования системой городской дождевой канализации внесены изменения и второй абзац пункта 36 изложен в следующей редакции: "в случае поверхностного водоотвода количество поверхностного стока, сброшенного в сети дождевой канализации по рельефу через дождеприемное устройство, определяется согласно Методике расчета объемов поверхностных сточных вод, отводимых с селитебных территорий и площадок пользователей дождевой канализацией на территории городского округа Самара, и определения их качественных характеристик, утвержденной постановлением администрации городского округа Самара от 07.03.2012 N 171 (далее - методика расчета).
Доводы общества о том, что указанное положение абзаца 2 пункта 36 Правил утвержденных постановлением главы города Самары от 31.01.2005 N 26 в первоначальной редакции противоречит пунктам 1, 2 статьи 1102, пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно отклонены судом первой инстанции.
В силу положений пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В указанном пункте статьи 1102 дано общее понятие обязательства вследствие неосновательного обогащения (кондикционного обязательства), из которого вытекает, что для возникновения такого обязательства необходимо одновременное наличие трех условий: 1) наличие обогащения; 2) обогащение за счет другого лица; 3) отсутствие правового основания для такого обогащения. Данная норма выделяет две формы обогащения за чужой счет - приобретение имущества и сбережение имущества за счет другого лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В указанной статье закреплено деление видов обогащения за чужой счет в зависимости от того, какими обстоятельствами оно вызвано. Как видно из данной нормы, в основании рассматриваемой квалификации лежит связь обогащения с поведением лиц, между которыми происходит перемещение имущественного блага. По связи с поведением сторон можно выделить следующие виды обогащения: обогащение в результате действия потерпевшего, обогащение в результате действия приобретателя, обогащение, возникшее независимо от действий потерпевшего и приобретателя, которое, в свою очередь, может стать либо результатом действий третьих лиц либо следствием события. В силу п. 2 комментируемой статьи во всех этих случаях, независимо от того, чем было вызвано неосновательное обогащение, применяются правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ.
Следовательно, нет никаких противоречий между содержанием оспариваемого абзаца второго пункта 36 Правил N 26 и указанных пунктов 1, 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся вопросов возмещения стоимости неосновательного обогащения, лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В соответствии с данной нормой приобретатель должен возместить потерпевшему то, что он сберег вследствие такого пользования, по цене, существовавшей в то время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
По мнению общества, сумма неосновательного обогащения должна была быть определена расчетным способом с использованием факторов, применяемых при расчете стоимости услуги в случаях договорных отношений, а именно количественная составляющая размера возмещения должна быть установлена в соответствии с Методикой расчета объемов поверхностных сточных вод, отводимых с селитебных территорий и площадок пользователей дождевой канализацией на территории городского округа Самара, и определения их качественных характеристик, утвержденной постановлением администрации городского округа Самара от 07.03.2012 N 171, и на которую имеется ссылка в новой редакции абзаца 2 пункта 36 Правил N 26.
Доводы общества в части несоответствия оспариваемой нормы пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации являются не обоснованными, поскольку статья 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит порядок расчета неосновательного обогащения и не устанавливает критериев определения количественной составляющей, а указывает только на цену "сбереженного".
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения по отпуску (потреблению) питьевой воды и приему (сбросу) сточных вод регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Согласно пункту 2 настоящие Правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, они действуют на всей территории России и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (пункт 5).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 167 централизованные системы коммунальной канализации, являющиеся важными объектами жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки. Сброс абонентами в систему коммунальной канализации производственных сточных вод может быть разрешен при наличии технической возможности этой системы и установлении для абонентов нормативов сброса сточных вод.
Согласно пункту 8. Правил N 167 прием дренажных вод и поверхностного стока с территорий городов и промышленных площадок в системы коммунальной канализации не допускается. В исключительных случаях он может быть разрешен при наличии технической возможности очистных сооружений канализации.
Правилами N 26 предусмотрен сброс сточных вод из системы городской дождевой канализации в водные объекты.
В силу пункта 1 Правил N 26 "система дождевой канализации" - система канализации города Самары, предназначенная для сбора и отведения поверхностных, поливомоечных, дренажных и нормативно-чистых производственных сточных вод в водные объекты.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 167 самовольное пользование системами водоснабжения и канализации представляет собой пользование при отсутствии договора на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод, а также в случае нарушения условий договора абонентом.
При этом оплата абонентом полученной питьевой воды и стоков производится в соответствии с приборами учета, если иное не предусмотрено названными Правилами или договором. Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, предусмотренных Правилами (пункт 33 Правил N 167).
Пунктом 77 Правил N 167 установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за потребление питьевой воды без средств измерений, с неисправными приборами или по истечении их срока, с нарушением целости пломб на средствах измерений и при не обеспечении абонентом представителю водопроводно-канализационного хозяйства доступа к узлу измерений производятся в соответствии с названными Правилами, а количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод при этом определяется в соответствии с пунктом 57, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 55 данных Правил.
Пункт 78 Правил N 67 предусматривает, что при обнаружении самовольно возведенного устройства и сооружения для присоединения к системам водоснабжения и количество сброшенных сточных вод водопроводно-канализационного хозяйства оформляет акт и выписывает владельцу указанных устройств и сооружений, не являющемуся абонентом, платежный документ для оплаты за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества, объемы которых определяются в соответствии с пунктом 57 настоящих Правил. Кроме того, владелец этих устройств и сооружений оплачивает прямой ущерб, нанесенный им организации водопроводно-канализационного хозяйства в результате самовольного пользования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13.11.2003 N КАСОЗ-524, Правила N 167 предусматривают право организации водопроводно-канализационного хозяйства требовать помимо оплаты стоимости потребляемой после обнаружения нарушения воды и сброшенных сточных вод также и возмещения прямых убытков, в состав которых входит стоимость самовольно потребленной питьевой воды или сброшенных сточных вод за период со дня самовольного присоединения и до момента обнаружения нарушения.
Гражданское законодательство предусматривает ответственность как за нарушение обязательств, вытекающих из договорных отношений, так и из внедоговорных отношений.
Согласно пункту 57 Правил N 167 в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.
Пунктом 36 Правил N 26 установлено, что в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системой городской дождевой канализации количество сброшенных сточных вод исчисляется по пропускной способности устройств при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Абзац второй пункта 36 Правил N 26 противоречит пункту 57 Правил N 167 пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
Федеральные правила N 167 в пункте 57 предусматривают исчисление по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения количества израсходованной питьевой воды, а не количества сброшенных сточных вод, как указано в муниципальном правовом акте, и при этом устанавливают ограничение исчисления: объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.
Буквальное толкование пункта 57 федеральных правил позволяет сделать вывод, что по данной формуле исчисляется в первую очередь количество израсходованной питьевой воды, т.е. объем водопотребления, а объем водоотведения, в свою очередь принимается равным объему водопотребления.
Следовательно, федеральная норма содержит порядок определения "несанкционированного водопотребления", и в то же время содержит указание, что водоотведение ставится в зависимость от водопотребления и признается равным последнему, то есть закрепляет принцип соблюдения баланса между водопотреблением и водоотведением.
Вместе с тем, оспариваемой нормой муниципально-правового акта не были заложены соответствующие ограничения, механизм, позволяющий соблюсти баланс между водоотведением и водопотреблением в целях недопущения неоправданно завышенного возмещения за самовольное присоединение и самовольное пользование системами дождевой канализации.
Оспариваемая норма нормативного правового акта органа местного самоуправления не соответствует указанной норме федеральных правил конструктивно и противоречит ей по смыслу, поскольку объем водоотведения не поставлен в зависимость от водопотребления. При этом суд полагает, что в сфере пользования системами дождевой канализации под водопотреблением следует понимать образующиеся у пользователя дренажные, поверхностные и поливомоечные сточные воды.
Исчисление количества сброшенных сточных вод, предусмотренное в муниципальном правовом акте по тем же условиям, что предусмотрены в федеральном акте для израсходованной питьевой воды - пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения, без указания ограничения исчисления, без учета особенностей систем дождевой канализации, без учета принципа соблюдения баланса объема водоотведения и объема водоотведения не соответствует пункту 57 Правил N 167, поскольку расчет по пропускной способности устройств и сооружений при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду предусмотрен только для расчета количества израсходованной питьевой воды, где объем водоотведения находится в зависимости от водопотребления, но не для расчета количества сброшенных сточных вод.
Следовательно, дублирование муниципальным правовым актом (абзацем вторым пункта 36 Правил N 26 в первоначальной редакции до внесения изменения) исчисления количества сброшенных сточных вод по федеральной норме, предусмотренной только для исчисления количества израсходованной питьевой воды, с определенными ограничениями, не соответствует последней (пункту 57 Правил N 167), и подлежит признанию недействующей, как не соответствующей нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушающую права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанное нарушение позволяет производить расчет муниципальному предприятию оплаты услуги не соразмерно их количественной характеристике, без экономического обоснования и каких либо ограничений, чем нарушаются права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из назначения системы дождевой канализации города Самара (сбор и отведение поверхностных, поливомоечных, дренажных и нормативно-чистых производственных сточных вод в водные объекты) количественный состав услуг зависит от ряда факторов, в том числе и от гидрометеорологических условий, вида поверхности или площади стока, а также количества моек дорожных покрытий. Названные факторы учитываются при определении объемов среднегодовых объемов поверхностных и поливомоечных сточных вод в соответствии с Методикой расчета объемов поверхностных сточных вод, отводимых с селитебных территорий и площадок пользователей дождевой канализацией на территории городского округа Самара, и определения их качественных характеристик (утв. постановлением администрации городского округа Самара от 07.03.2012 N 171).
В соответствии с разделом 2 названной Методики, она разработана в целях упорядочения расчетов объемов поверхностных сточных вод и массы загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами через городскую дождевую канализационную сеть и подлежит обязательному применению при оформлении договорных отношений между владельцем системы городской дождевой канализации и пользователями дождевой канализацией. В соответствии с разделом 5 названной Методики среднегодовой объем поверхностных сточных вод определяется как сумма среднегодовых объемов дождевых, талых и поливомоечных вод. При определении среднегодовых объемов дождевых и талых вод учитывается слой осадков за теплый и холодный период года, установленный на основании справки Гидрометеоцентра, вид поверхности или площади стока, а также среднее количество моек в году.
Таким образом, в обычных условиях количественная характеристика услуг, предоставляемых посредством системы дождевой канализации, может и должна быть определена расчетным способом исходя из ряда факторов (гидрометеорологических условий, вида поверхности или площади стока, а также количества моек дорожных покрытий), учитываемых при расчете, в связи с чем и были внесены изменения в оспариваемый пункт 36 постановлением администрации городского округа Самара от 28.05.2012 N 609 "О внесении изменений в постановление главы города Самары от 31.01.2005 N 26 "Об утверждении правил пользования системой дождевой канализации города Самары". Указанный пункт в измененном виде носит отсылочный характер к Методике расчета объемов поверхностных сточных вод, отводимых с селитебных территорий и площадок пользователей дождевой канализацией на территории городского округа Самара, и определения их качественных характеристик, утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара от 07.03.2012 N 171, где расчет производится уже при учете всех вышеперечисленных факторов.
Внесенные постановлением администрации городского округа Самара от 28.05.2012 N 609 в пункт 6 Правил N 26 изменения, в связи с чем данный пункт имеет в настоящее время иное содержание указанного пункта Правил, не препятствует оспариванию обществом положений нормативного правового акта органа местного самоуправления в прежней редакции.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской федерации от 19.01.2010 N 12939/09, противоречащим закону может быть признан и такой нормативный правовой акт, который к моменту рассмотрения дела судом дела о его оспаривании уже утратил свою силу, во всех случаях, речь идет о нарушении нормативным актом прав, имевшим место до признания судом этого акта, противоречащим закону.
Оспаривание нормативного акта в подобных случаях не имело бы смысла, если бы следствием этого не могли являться восстановление или защита нарушенного права.
Суд первой инстанции правомерно считает, что в данном случае оспариваемой нормой были нарушены права заявителя в сфере экономической деятельности.
В данном случае, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Исходя из изложенного абзац 2 пункта 36 Правил. N 26, в первоначальной редакции, действовавшей до внесения в него изменений постановлением администрации городского округа Самара от 28.05.2012 N 609 правомерно судом признан не соответствующим пункту 57 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 и не действующими полностью в первоначальной редакции, действовавшей до внесения в него изменений постановлением администрации городского округа Самара от 28.05.2012 N 609.
В остальной части требования заявителя удовлетворению не подлежат ввиду их необоснованности.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда
первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2012 по делу N А55-18609/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы администрации городского округа Самара и Главы городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской федерации от 19.01.2010 N 12939/09, противоречащим закону может быть признан и такой нормативный правовой акт, который к моменту рассмотрения дела судом дела о его оспаривании уже утратил свою силу, во всех случаях, речь идет о нарушении нормативным актом прав, имевшим место до признания судом этого акта, противоречащим закону.
...
Суд первой инстанции правомерно считает, что в данном случае оспариваемой нормой были нарушены права заявителя в сфере экономической деятельности.
В данном случае, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Исходя из изложенного абзац 2 пункта 36 Правил. N 26, в первоначальной редакции, действовавшей до внесения в него изменений постановлением администрации городского округа Самара от 28.05.2012 N 609 правомерно судом признан не соответствующим пункту 57 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 и не действующими полностью в первоначальной редакции, действовавшей до внесения в него изменений постановлением администрации городского округа Самара от 28.05.2012 N 609."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 декабря 2012 г. N Ф06-9886/12 по делу N А55-18609/2012
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4749/13
08.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4749/13
18.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9886/12
20.09.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18609/12