г. Казань |
|
20 ноября 2012 г. |
Дело N А12-3978/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
заявителя - Тренгулова Т.Н. (доверенность от 09.12.2011, б/н),
в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.05.2012 (судья Маслова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Александрова Л.Б., Борисова Т.С.)
по делу N А12-3978/2012
по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства "Ласточка", Волгоградская область, Дубовский район, село Стрельноширокое (ОГРН: 1023405367314 ИНН: 3405002717) к Комитету по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН: 3444049941 ОГРН: 1023403456944) о признании решения незаконным, третьи лица: Комитет бюджетно - финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области г. Волгоград (ОГРН: 1063444006922 ИНН: 3444130624), администрация Волгоградской области г. Волгоград (ОГРН: 1023403444547 ИНН: 3444051965) общество с ограниченной ответственностью "АгроТрейд", Ростовская область, Кагальницкий район, станица Кагальницкая (ОГРН: 1116181003487 ИНН: 6113017260), общество с ограниченной ответственностью "АгроЗемИнвест - Волга", Волгоградская область, г. Волжский (ОГРН: 1083444002388 ИНН: 3444157030),
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство "Ласточка" (далее - КФХ "Ласточка", хозяйство) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области (далее - Комитет), оформленного письмом от 17.11.2011 N 18-07-04/27/6200, об отказе в предоставлении субсидий на поддержку элитного семеноводства.
В качестве способа восстановления своих нарушенных прав хозяйство просит обязать Комитет произвести выплаты субсидий КФХ "Ласточка" на поддержку элитного семеноводства в соответствии с постановлениями администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 706-п "Об утверждении Правил предоставления субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства" и от 15.06.2011 N257-п "Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета", в связи с приобретением элитных семян у российского производителя по договору купли-продажи N 01530 К-П/08-11 от 10.08.2011 поставленных по товарной накладной N 74 от 05.09.2011 в общем количестве 8 тонн.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 16.05.2012, оставленным без изменения постановлением признано незаконным решение Комитета, оформленное письмом от 17.11.2011 N 18-07-04/27/6200, об отказе КФХ "Ласточка" в предоставлении субсидий на поддержку элитного семеноводства.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить судебные акты сославшись на нарушение судами норм материального права.
Отзывом на кассационную жалобу КФХ "Ласточка" просит оставить судебные акты без изменения как соответствующие закону.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
При проверке законности и обоснованности принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено следующее.
КФХ "Ласточка" обратилось в Комитет о предоставлении субсидии на поддержку элитного семеноводства с приложением документов в соответствии с постановлениями администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 706-п "Об утверждении Правил предоставления субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства" и от 15.06.2011 N 257-п "Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета".
Комитет письмом N 18-07-04/27/6200 от 17.11.2011 отказал КФХ "Ласточка" в предоставлении субсидий на поддержку элитного семеноводства в связи с несоответствием представленных документов условиям, установленным постановлениями администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 706-п и от 15.06.2011 N 257-п.
Комитет указал, что хозяйство не подтвердило факт перечисления денежных средств на расчетный счет производителя элитных семян российского производства ФГУП "Знамя Октября".
ООО "АгроТрейд" вышло за пределы своих полномочий, подписав договор купли-продажи от имени ФГУП "Знамя Октября".
Не согласившись с отказом Комитета хозяйство обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
В соответствии с п. 4, п. 4.4. Правил предоставления субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 706-п, субсидии предоставляются на государственную поддержку элитного семеноводства.
Субсидии предоставляются ежеквартально сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением личных подсобных хозяйств) на приобретение у российских производителей семян, заводов по подготовке семян в ноябре-декабре предшествующего финансового года и в текущем финансовом году семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по 8 региону допуска: оригинальных и элитных семян зерновых и зернобобовых культур в том числе колосовых, крупяных, зернобобовых; элитных семян сои; гибридных (F1) семян кукурузы; элитных семян многолетних трав.
Расчет сумм субсидий производится по ставкам согласно приложению 1 к указанным Правилам.
Основанием для получения субсидии является предоставление: справки расчета по форме согласно приложению 14 к указанным правилам; документов, указанных в пункте 4 приложения 3 к указанным Правилам.
В соответствии с п. 4 приложения N 3 Правил предоставления субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 706-п документами, необходимыми для получения субсидий на поддержку элитного семеноводства являются:
заверенные копии документов, подтверждающих приобретение семян сельскохозяйственных растений (договоров, счетов-фактур, товарных накладных по унифицированной форме N ТОРГ - 12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций");
заверенная копия документов, подтверждающих оплату семян;
выписка банка по лицевому счету на приобретение элитных семян;
заверенная копия сертификата на семена, выданного органом по сертификации семян сельскохозяйственных растений.
Аналогичные требования к предоставлению документов для получения субсидии по элитному семеноводству предусмотрены в п.4.3 Правил предоставления из областного бюджета субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, источником финансирования обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 15.06.2011 N 257-п, п.3 приложения N 3 к указанным Правилам.
В соответствии с п.5 Правил предоставления субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 706-п, получатели субсидий представляют в Комитет предусмотренные настоящими Правилами справки-расчеты, заверенные копии документов, указанных в приложении 3, заверенную копию справки об удельном весе дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки в доходе от реализации сельскохозяйственного товаропроизводителя по форме согласно приложению 19, а также банковские реквизиты для перечисления субсидий.
Между ФГУП "Знамя Октября (продавец) и хозяйством подписан договор купли-продажи N 01530 К-П/08-11.
В соответствии с п. 1.3. указанного договора сведения о наименовании, ассортименте, цене и количестве товара определяются в товарной накладной, которая составляется на каждую отгрузку, и является неотъемлемой частью договора.
Согласно товарной накладной N 74 от 05.09.2011 хозяйству поставлены семена озимой пшеницы "Дон 93" элита в количестве 8 тонн на общую сумму 76 000 рублей.
Между ООО "АгроТрейд" и хозяйством заключен агентский договор от 10.08.2011 N 01530/08-11, в соответствии с которым ООО "АгроТрейд" обязуется произвести поиск поставщика продукции и заключить с поставщиком договор в пользу хозяйства на получение продукции, получить денежные средства от хозяйства и из полученных средств оплатить поставщику стоимость продукции и обеспечить ее отгрузку в его адрес.
Согласно платежному поручению от 11.08.2011 N 098 хозяйство перечислило на счет ООО "АгроТрейд" сумму в размере 124 000 рублей за семена озимой пшеницы "Дон-93" элита.
Отказывая в предоставлении субсидии, Комитет указал, что доказательств, подтверждающих факт перечисления данной суммы ООО "АгроТрейд" на расчетный счет ФГУП "Знамя Октября", в представленных хозяйством документах не имеется.
Однако Комитетом не учтено следующее.
В соответствии с абз. 2 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
В соответствии с п. 2.1. агентского договора от 10.08.2011 N 01530/08-11 агент (ООО "АгроТрейд"), обязуется найти поставщика и организовать отгрузку в адрес принципала (КФХ "Ласточка") следующую продукцию: семена озимой пшеницы "Дон-93 элита в количестве 8 тонн на сумму 124 000 руб.
В соответствии с абз.3 п. 4 приложения N 3 Правил предоставления субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства", утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 706-п, в том числе предоставляется заверенная копия документов, подтверждающих оплату семян.
В данном нормативном правовом акте указано, что одним из документов должен быть документ, подтверждающий оплату семян, в независимости от того, на чей расчетный счет произведена оплата.
Вышеуказанные Правила не исключают возможности приобретения сельхозтоваропроизводителем элитных семян российского производства посредством заключения различного рода гражданско-правовых сделок, что, безусловно, является следствием рыночной экономики и конкуренции.
ООО "АгроТрейд" действовал от имени и за счет ФГУП "Знамя Октября" согласно агентскому договору от 01.08.2011.
Вышеуказанные Правила главным условием на право получения субсидий указывают на то, что элитные семена должны быть приобретены у российских производителей семян и заводов по подготовке семян, что и сделано хозяйством и подтверждено товарной накладной N 74 от 05.09.2011 в общем количестве 8 тонн, где поставщиком является российский производитель семян ФГУП "Знамя Октября".
Таким образом хозяйство предоставило все необходимые документы для предоставления субсидий на поддержку элитного семеноводства в соответствии с п. 5 Правил предоставления субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, утвержденных постановлением администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 706-п, п.5 Правил предоставления из областного бюджета субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, источником финансирования обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, утвержденных постановлением администрации Волгоградской области от 15.06.2011 N 257-п.
Между ФГУП "Знамя Октября" и ООО "АгроТрейд" заключен агентский договор от 01.08.2011 N 95, согласно которому ООО "АгроТрейд" по поручению ФГУП "Знамя Октября" от его имени и за его счет совершает юридические и иные действия, определенные в договоре.
В соответствии с п. 1.1. данного договора ООО "АгроТрейд" поручено проведение на территории РФ и за ее пределами поиска потенциальных покупателей товаров ФГУП "Знамя Октября".
В соответствии с п. 2.1.2. данного договора агент лично совершает действия, предусмотренные пунктом 1.1. настоящего договора в соответствии с выданной на их совершение доверенностью.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1.1. данного договора, ООО "АгроТрейд" осуществляет так же проведение переговоров и заключает от имени ФГУП "Знамя Октября" договоры купли-продажи с потенциальными покупателями на условиях 100% предоплаты.
Таким образом ООО "АгроТрейд" не выходило за пределы своих полномочий, подписав договор купли-продажи от имени ФГУП "Знамя Октября", как указывает Комитет, так как действовало в пределах заключенного договора от 01.08.2011 N 95 и в соответствии с главой 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
В соответствии с ч.2 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.
Таким образом Комитет в своем письме от 17.11.2011 оспаривает действия ООО "АгроТрейд", являющегося агентом принципала ФГУП "Знамя Октября". Между тем ни одним нормативным правовым актом не предусмотрено оспаривание полномочий агента по совершению им действий во исполнение агентского договора со стороны третьих лиц не иначе, как только самим принципалом, что и предусмотрено ч.2 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом ФГУП "Знамя Октября" не оспаривало никаких действий, совершенных ООО "АгроТрейд" по заключению договора купли-продажи с хозяйством, в том числе передоверия, либо заключения субагентского договора, а также произведенной оплаты через расчетный счет агента, так как последний действовал от имени и по поручению ФГУП "Знамя Октября".
С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств суды пришли к правомерному выводу о том, что у Комитета отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе хозяйству в выплате субсидии на поддержку элитного семеноводства.
Отказ в выплате субсидии хозяйству нарушает права и законные интересы хозяйства в сфере предпринимательской деятельности на гарантированную государственную поддержку в области выращивания элитного семеноводства.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на исследовании документов, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в совокупности с другими доказательствами, имеющими значение для дела. Эти выводы соответствуют установленным судами по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.05.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 по делу N А12-3978/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч.1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и счет принципала.
...
В соответствии с ч.2 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.
Таким образом Комитет в своем письме от 17.11.2011 оспаривает действия ООО "АгроТрейд", являющегося агентом принципала ФГУП "Знамя Октября". Между тем ни одним нормативным правовым актом не предусмотрено оспаривание полномочий агента по совершению им действий во исполнение агентского договора со стороны третьих лиц не иначе, как только самим принципалом, что и предусмотрено ч.2 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 ноября 2012 г. N Ф06-8135/12 по делу N А12-3978/2012