г. Казань |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А55-11439/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Альмашевой Г.Д.,
при участии в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заявителя - Невзоровой О.Ф. (доверенность от 10.04.2012),
ответчика - Якушевой А.А. (доверенность от 25.06.2012),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.07.2012 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Рогалева Е.М., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-11439/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Билдинг" (ОГРН 1106315002826), г. Самара, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва, с участием третьего лица: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными решения, действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Билдинг" (далее - заявитель, ООО "Инвест-Билдинг", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - первый ответчик, ТУ Росимущества в Самарской области, Территориальное управление), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - второй ответчик, Росимущество) с заявлением, с учетом изменения предмета требований и отказа от требований в части, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Росимущества, изложенного в письме от 19.03.2012 N ПП-10/7977, при рассмотрении запроса ТУ Росимущества в Самарской области от 21.10.2011 N 24/653 по обращениям ООО "Инвест-Билдинг" от 04.03.2011 N 90-юр, N 91-юр о предоставлении в собственность земельных участков, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, завод ЖБИ, площадью 3059,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:30 и площадью 358,90 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:31 в части отказа в предоставлении в собственность указанных земельных участков;
о признании незаконными действий ТУ Росимущества в Самарской области по возврату представленного комплекта документов по обращениям ООО "Инвест-Билдинг" от 04.03.2011 N 90-юр, N 91-юр о предоставлении в собственность земельных участков, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, завод ЖБИ, площадью 3059,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:30 и площадью 358,90 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:31, об обязании Росимущества в лице ТУ Росимущества в Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Инвест-Билдинг" путем принятия решения о предоставлении в собственность Обществу земельных участков площадью 3059,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:30 и площадью 358,90 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:31, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, завод ЖБИ, направления в адрес ООО "Инвест-Билдинг" проектов договоров купли-продажи и актов приема-передачи указанных земельных участков в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.07.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Самарской области просит решение и постановление отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи Комплекса объектов недвижимости от 30.06.2010 заявитель является собственником объектов недвижимости: скважина артезианская, глубина: 125 кв. м, объем: 48 куб. м, площадь: 8,70 кв. м, Литера Л; подземная установка, площадь: 33,3 кв. м, Литера Н; резервуар для воды, объем: 250 куб. м, площадь: 68,2 кв. м, Литера Р1; резервуар для воды, объем: 250 куб. м, площадь: 68,2 кв. м, Литера Р2; резервуар для воды, объем 600 куб. м, площадь: 101,3 кв. м, Литера Р3; скважина артезианская, глубина: 125 м, объем: 46 куб. м, площадь: 8,40 кв. м, Литера Г, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 15.07.2010 и 22.07.2010 (т. 1 л.д. 65-70).
Данные объекты недвижимости расположены по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, на земельных участках площадью 3059,00 кв. м с кадастровом номером 63:01:0335005:30 и площадью 358,90 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:31, которые были образованы путем разделения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:14 и в силу положений пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1 л.д. 21-24).
Земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0335005:30 и 63:01:0335005:31 были образованы и поставлены на государственный кадастровый учет 07.02.2006, что подтверждается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами земельных участков (л.д. 35-48).
04 марта 2011 года заявитель обратился в ТУ Росимущества в Самарской области с заявками (от 04.03.2011 N 90-юр, 91-юр) на приватизацию находящихся в федеральной собственности вышеуказанных земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.05.2011, а также сведений из ФГБУ "Кадастровая палата" в отношении спорных земельных участков указаны ограничения (обременения) права в пользу МП "Самараводоканал" и ОАО "Самараэнерго".
Как следует из материалов дела, для выяснения вопроса о причинах обременений заявитель письмами от 05.03.2011 N 98-юр, 99-юр обратился в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары.
В ответ на указанные обращения Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары письмами от 31.03.2011 N Д05-01-01/2783-0-1, N Д05-01-01/2784-0-1 сообщил заявителю, что данные земельные участки расположены в охранных зонах инженерных коммуникаций (водопровод, ливневая канализация), принадлежащих ООО "Инвест-Билдинг", и, следовательно, не могут считаться обременениями. Сведения об иных обременениях в Департаменте отсутствуют.
Данные письма были направлены заявителем в ТУ Росимущества в Самарской области сопроводительными письмами от 07.04.2011 N 137-юр, 138-юр.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 21.10.2011 N 24/653 сообщило заявителю о направлении в адрес Росимущества обращений заявителя с приложением необходимого пакета документов для рассмотрения и направления поручения Территориальному управлению о предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность ООО "Инвест-Билдинг" (т. 1 л.д. 109-115).
Росимущество письмом от 19.03.2012 N ПП-10/7977 "О приватизации земельных участков" сообщило ТУ Росимущества в Самарской области о невозможности представления Обществу в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0335005:30 и 63:01:0335005:31, которые ограничены в обороте на основании подпункта 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду расположения на них артезианских скважин, которые относятся к гидротехническим сооружениям (т. 1 л.д. 125-126).
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 04.05.2012 N 3535 сообщило заявителю о результатах рассмотрения Росимуществом поданных им заявок от 04.03.2011 N 90-юр и N 91-юр и возвратило Обществу представленный им комплект документов (т. 1 л.д. 123-124).
Считая решение Росимущества об отказе в предоставлении в собственность земельных участков и действия ТУ Росимущества в Самарской области по возврату документов незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суды правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 10 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
При этом данное определение представляет собой открытый перечень объектов, относимых к гидротехническим сооружениям. Обобщающими признаками являются вид объекта и функциональное назначение указанных объектов - сооружение, предназначенное для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Как правильно указал суд первой инстанции, при вынесении оспариваемого решения Росимуществом не было учтено, что данные артезианские скважины с 2010 года по настоящее время не используются по своему функциональному назначению (затампонированы) ввиду невозможности их использования для данных целей.
Согласно представленному заявителем в материалы дела письмам Средне-Поволжского управления Ростехнадзора от 26.06.2012 N 07-12/4484-12, 07-12/4483-12 расположенные на испрашиваемых земельных участках артезианские скважины не относятся к гидротехническим сооружениям, а входят в состав объектов центральных систем водоснабжения и водоотведения (т. 5 л.д. 115 - 119).
Проанализировав нормы права, суды первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае объекты недвижимости, принадлежащие Обществу, а именно артезианские скважины не являются гидротехническими сооружениями.
Судом первой инстанции установлено, что Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемых земельных участках; при обращении в ТУ Росимущества в Самарской области ООО "Инвест-Билдинг" были представлены все необходимые документы; законные основания для отказа в предоставлении в собственность земельных участков отсутствуют Оспариваемое решение Росимущества, изложенное в письме от 19.03.2012 N ПП-10/7977, в части отказа в предоставлении в собственность Обществу земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0335005:30 и 63:01:0335005:31 противоречит действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды двух инстанций, с учетом пункта 4 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, руководствуясь нормами земельного законодательства, правомерно отклонили довод ТУ Росимущества в Самарской области о том, что Территориальное управление не может самостоятельно принять решение по заявлению собственника объектов недвижимого имущества и осуществляет указанные полномочия исключительно по конкретному поручению Федерального агентства.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки обоснованных выводов судов обеих инстанций.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Исходя из изложенного, субъектами применения льготного порядка расчетов приватизируемого земельного участка за плату выступают собственники тех зданий, строений, сооружений, которые ранее находились в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При этом право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников указанных зданий, строений и сооружений, но и на последующих.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и ТУ Росимущество в Самарской области не оспаривается, что Общество является собственником расположенных на земельных участках объектов недвижимости, отчужденных ранее из государственной собственности, что в совокупности позволило суду сделать вывод о том, что ООО "Инвест-Билдинг" имеет право на приобретение испрашиваемых земельных участков по льготной цене.
Документы, подтверждающие право Общества на применение льготной цены были приложены к заявлениям в адрес ТУ Росимущества в Самарской области.
Требования заявителя об установлении цены обусловлены нормами Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и вытекают из публичных полномочий ТУ Росимущества в Самарской области.
Правомерность предъявления требований в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и рассмотрения данных требований по существу подтверждена судебной практикой - постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08.
Судебная коллегия выводы судов находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции и в связи с тем, что данные доводы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были предметом исследования в суде апелляционной инстанций, суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и дал им оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального и процессуального права судом применены правильно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 по делу N А55-11439/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Исходя из изложенного, субъектами применения льготного порядка расчетов приватизируемого земельного участка за плату выступают собственники тех зданий, строений, сооружений, которые ранее находились в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
...
Требования заявителя об установлении цены обусловлены нормами Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и вытекают из публичных полномочий ТУ Росимущества в Самарской области.
Правомерность предъявления требований в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и рассмотрения данных требований по существу подтверждена судебной практикой - постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 декабря 2012 г. N Ф06-9476/12 по делу N А55-11439/2012