г. Казань |
|
25 декабря 2012 г. |
Дело N А55-9036/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Хайруллиной Ф.В., Альмашевой Г.Д.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2012 (судья Щетинина М.Н.)
по делу N А55-9036/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара", г. Самара, к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара, о признании недействительным приказа от 04.08.2010 N 202-п, с участием третьих лиц: открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы", администрации муниципального района Волжский Самарской области, администрации сельского поселения Лопатино Волжского района Самарской области, открытого акционерного общества "Газпром", Левиной Алены Сергеевны,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" (далее - ООО "Газпром трансгаз Самара") обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства строительства Самарской области (далее - Министерство) от 04.08.2010 N 202-п "О включении земельного участка в границы поселка Новоберезовский сельского поселения Лопатино муниципального района Волжский Самарской области".
Определениями арбитражного суда Самарской области от 11.04.2012 и от 25.05.2012 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального района Волжский Самарской области, Администрация сельского поселения Лопатино Волжского района Самарской области, ОАО "Газпром", г. Москва, ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" и Левина Алена Сергеевна.
Решением арбитражного суда Самарской области от 25.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 производство по апелляционной жалобе ООО "Газпром трансгаз Самара" на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2012, прекращено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная инстанция исходила из того, что судебный акт, на который подана апелляционная жалоба, не обжалуется в порядке апелляционного производства, поскольку оспариваемый приказ Министерства является нормативным правовым актом.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Газпром трансгаз Самара" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции исходя из следующего.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 9 Постановления от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области от 07.07.2000 N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" под нормативным правовым актом Самарской области понимается документ, принятый (изданный) органом государственной власти Самарской области, его должностным лицом в пределах своей компетенции, либо принятый на референдуме Самарской области, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанный на неопределенный круг лиц и многократное исполнение и обладающий обязательной юридической силой на территории Самарской области.
Согласно статье 4 названного Закона к нормативным актам, принимаемым министерствами и иными органами исполнительной власти Самарской области, относятся приказы по вопросам, входящим в их компетенцию.
Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что перевод земель из одной категории в другую является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления), которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а определяют назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом земель в зависимости от их целевого назначения.
Согласно Закону Самарской области от 28.12.2003 N 131-ГД "О населенных пунктах на территории Самарской области" решение об образовании на определённой территории населённого пункта является правовой нормой и принимается законом Самарской области. Таким образом, изменение территории населенного пункта и его границ также должно производиться на основании нормативного акта.
Аналогично, границы муниципальных образований и иных административно - территориальных образований Российской Федерации устанавливаются нормативными актами, поскольку границы территорий адресованы неопределённому кругу лиц.
Из оспариваемого приказа следует, что Министерство включило земельный участок площадью 50 000,0 кв.м. с кадастровым номером 63:17:1203002:18, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, в районе автодороги "Самара-Большая Черниговка", участок N 1, в границы населённого пункта посёлок Новоберезовский сельского поселения Лопатино муниципального района Волжский Самарской области с одновременным переводом земельного участка из категорий земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населённых пунктов. Этим же приказом установлен вид разрешенного использования земельного участка - для жилищного строительства. В приказе указано на необходимость его публикации в средствах массовой информации, а также направлении его копии в Управление Росреестра по Самарской области для внесения соответствующих изменений в документы государственного кадастра недвижимости, а также для сведения главам сельского поселения Лопатино муниципального района Волжский Самарской области и муниципального района Волжский Самарской области.
Приказ Министерства от 04.08.2010 N 202-п "О включении земельного участка в границы поселка Новоберезовский сельского поселения Лопатино муниципального района Волжский Самарской области" обладает признаками нормативного правового акта, поскольку принят управомоченным должностным лицом, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений и на изменение и прекращение существующих правоотношений.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предметом оспаривания в настоящем случае является нормативный правовой акт.
В связи с тем, что проверка оспариваемого акта проведена не в соответствии с правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить законность оспариваемого приказа применительно к требованиям, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2012 по делу N А55-9036/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что перевод земель из одной категории в другую является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления), которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а определяют назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом земель в зависимости от их целевого назначения.
...
В связи с тем, что проверка оспариваемого акта проведена не в соответствии с правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить законность оспариваемого приказа применительно к требованиям, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 декабря 2012 г. N Ф06-10062/12 по делу N А55-9036/2012
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9036/12
25.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10062/12
28.09.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9830/12
28.09.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-9036/12
25.06.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9036/12
25.06.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9036/12