г. Казань |
|
24 января 2013 г. |
Дело N А55-13179/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гарафиевой Л.М.,
при участии представителей:
заявителя - Чульмякова И.С. (доверенность от 15.01.2013 N 40),
ответчика - Павлова А.В. (доверенность от 08.11.2011 N 8710-1),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального медицинского бюджетного учреждения "Городская поликлиника N 13" Железнодорожного района городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2012 (судья Степанова И.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-13179/2012
по заявлению муниципального медицинского бюджетного учреждения "Городская поликлиника N 13" Железнодорожного района городского округа Самара (ИНН 6311032782, ОГРН 1026300533710) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области об оспаривании постановления от 21.03.2012 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб., с участием третьих лиц: администрации городского округа Самара, Департамента здравоохранения городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось муниципальное медицинское бюджетное учреждение "Городская поликлиника N 13" Железнодорожного района городского округа Самара (далее - медицинское учреждение, ММБУ ГП N 13) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области от 21.03.2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ММБУ ГП N 13 просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Постановлением административного органа от 21.03.2012 медицинское учреждение привлечено к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Из материалов административного дела усматривается, что медицинскому учреждению вменяются следующие нарушения:
- в помещениях, расположенных по адресу: г. Самара пр. Карла Маркса, д. 6 допущена установка точечных пожарных извещателей под перекрытием на расстоянии от стен менее 0, 1 м (кабинет N 3, 6, 7, 8, 17); точечные пожарные извещатели расположены в кабинетах N 5, 13 под фальшпотолком; применен горючий материал (масляная краска) на путях эвакуации в коридоре первого крыла; расстояние от светильников до хранящихся товаров на складе менее 0, 5 м; не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности складского помещения;
- в помещениях, расположенных по адресу: г. Самара пр. Карла Маркса, д. 15 произведено изменение объемно-планировочных решений, в результате которых, уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации) (выгораживание перегородками); в помещении, выгороженными перегородками, отсутствуют дымовые извещатели; при высоте лестниц более 45 см не предусмотрены ограждения с перилами;
- в помещениях, расположенных по адресу: г. Самара ул. Магнитогорская, д. 5 помещения не защищены противопожарными системами и установками, не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в соответствии с НПБ 104-03 таблица 2 пункты 15, 20; на путях эвакуации допущена отделка стен горючей масляной краской (коридоры, тамбур выхода); из помещений поликлиники отсутствует второй эвакуационный выход;
- в помещениях, расположенных по адресу: г. Самара ул. Красноармейская, д. 143 в коридоре допущена отделка стен горючими материалами; не разделены между собой помещения различных классов функциональной пожарной опасности ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (помещения поликлиники класс функциональной пожарной опасности Ф 3.4 от лестничного марша, ведущего в помещение магазина автозапчастей общества с ограниченной ответственностью "СлавАвто", класс функциональной пожарной опасности Ф 3.1); на окнах помещения ОВЛ имеются глухие металлические решетки; напротив основного входа в коридоре имеется кладовка; не отделена электрощитовая от других помещений на всю высоту противопожарной преградой с заполнением проема в противопожарной преграде 2-го типа (противопожарная дверь); допущены перепады высоты на путях эвакуации менее 45 см; не предусмотрен требуемый предел огнестойкости для деревянного марша лестницы, расположенной в здании 3 степени огнестойкости;
- в помещениях, расположенных по адресу: г. Самара ул. Горная, д. 11 предусмотрен выход на кровлю из лестничных клеток через противопожарный люк 2-го типа с размерами 0, 6 x 0, 8 м; допущена отделка путей эвакуации горючими материалами (в левом крыле стены окрашены горючей масляной краской, пол застелен линолеумом (сертификат не представлен); дверь, ведущая в лестничную клетку, не оснащена приспособлениями для самозакрывания с уплотнением в притворах;
- в помещениях, расположенных по адресу: г. Самара ул. Гагарина, д. 61 А не установлены во всех помещениях датчики автоматической пожарном сигнализации;
- в помещениях, расположенных по адресу: г. Самара ул. Гагарина, д. 63 А не во всех помещениях установлены датчики автоматической пожарной сигнализации (кабинеты N 3, 11, 14, 18 отсутствуют);
- в помещениях, расположенных по адресу: г. Самара ул. Гагарина, д. 75 не во всех помещениях установлены датчики автоматической пожарной сигнализации (N 6, 7 отсутствуют, кабинеты N 3, 11, 14, 18 отсутствуют;
- в помещениях, расположенных по адресу: г. Самара ул. Белогородская, д. 4 А стены на путях эвакуации отделаны горючим материалом; пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы стволами; пожарные шкафы не соответствуют НПБ 151-00; дверные проемы из помещений цокольного этажа имеют высоту менее 1, 9-м; в лестничных клетках размещено оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2, 2 м от поверхности площадок лестниц (радиаторы отопления); на оконных проемах установлены глухие металлические решетки; со второго этажа здания отсутствует второй эвакуационный выход; на дверях лестничной клетки отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах;
- в помещениях, расположенных по адресу: г. Самара ул. Никитинская, д. 2 не оборудованы помещения в подвале автоматической пожарной сигнализацией (АПС); не оборудовано здание системой оповещения людей о пожаре 2-го типа; стены тамбура основного выхода отделаны сгораемым материалом; стены на путях эвакуации окрашены горючей масляной краской; выходы с лестничных клеток на кровлю не оборудованы противопожарными дверями 2-го типа; в тамбуре основного выхода имеется перепад высот менее 45 см, в коридоре цокольного этажа в месте выступа инженерных коммуникаций (труб) отсутствует пандус с уклоном не более 1:6; отсутствуют устройства для самозакрывания на дверях лестничных клеток; ширина пути эвакуации в переходе в лестничную клетку высотой менее 1, 9 м., высота выхода из цокольного этажа менее 1, 9 м; в лестничных клетках размещено оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2, 2 м от поверхности площадок лестниц (радиаторы отопления); двери запасных (эвакуационных) выходов заперты на ключ; отсутствуют предусмотренные проектом двери на путях эвакуации (в коридорах, выходы на лестничные клетки 1, 2 этажа здания); в поэтажных коридорах здания имеются шкафы, в поэтажных коридорах установлены дополнительные двери (металлические решетки), в коридоре на втором этаже установлена дополнительная перегородка, ухудшающая свободную эвакуацию людей, ограничен доступ к эвакуационной лестничной клетке; отсутствуют сертифицированные противопожарные двери в электрощитовых, складах (кладовых), венткамерах; имеются нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, отделочных и теплоизоляционных материалов в помещениях организации; на оконных проемах установлены глухие металлические решетки, под лестничными маршами хранятся горючие материалы; во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах отсутствуют таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; не доведены до требуемого предела огнестойкости косоуры лестничных маршей в здании 3-ей степени огнестойкости; сети противопожарного водопровода находиться в неисправном состоянии (отсутствует акт проверки на водоотдачу, внутренние пожарные краны не укомплектованы согласно норм, пожарные шкафы не соответствуют НПБ 151-00.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о доказанности правонарушений, ответственность за которые установлена статьей 20.4 КоАП РФ. По мнению судов ММБУ ГП N 13, имела возможность не допустить совершение административных правонарушений, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Ссылка заявителя на отсутствие финансирования не принята в качестве основания для освобождения ММБУ ГП N 13 от исполнения требований пожарной безопасности. Судами не принят довод заявителя об отсутствии во вменяемом правонарушении его вины.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет административную ответственность. Названной статьей предусмотрена ответственность должностных и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, а также за нарушение требований пожарной безопасности в обеспечении проходов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организации; лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
Больница находится в муниципальной собственности.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку вывод судов сделан без учета особенностей правового положения бюджетного учреждения и собственника объектов защиты, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене и направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении судам дать оценку имеющимся в деле доказательствам, а также доводу заявителя о направлении писем Департаменту здравоохранения администрации городского округа Самара о выделении денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности, с учетом настоящего постановления, характера совершенного административного правонарушения, наличия обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность и вынести законное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 по делу N А55-13179/2012 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организации; лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
...
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 января 2013 г. N Ф06-10498/12 по делу N А55-13179/2012
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-13179/12
24.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10498/12
10.09.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8867/12
25.06.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-13179/12