г. Казань |
|
29 января 2013 г. |
Дело N А65-17636/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
заявителя - Андреевой А.А., доверенность от 11.05.2012,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Ямашева-51", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2012 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2012 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Марчик Н.Ю., Кузнецов В.В.)
по делу N А65-17636/2012
по заявлению товарищества собственников жилья "Ямашева-51", г. Казань (ИНН 1657057358, ОГРН 1061685004457), к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан в лице Казанской городской жилищной инспекции, г. Казань, о признании недействительным предписания от 09.06.2012 N НС-8008, с участием третьих лиц: Вергун Карины Рафаэлевны, г. Казань, Нугаевой Рузалии Нурулловны, г. Казань, Нугаева Рустема Альфредовича, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
предписанием Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 09.06.2012 N НС-8008 товариществу собственников жилья "Ямашева-51" (далее - ТСЖ "Ямашева-51", товарищество) вменено в обязанность в срок до 26.07.2012 провести внеочередное общее собрание членов товарищества об избрании членов правления в целях исправления допущенного нарушения статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), выразившегося в избрании членов правления товарищества собственников жилья лица, не являющегося собственником помещения многоквартирного жилого дома.
ТСЖ "Ямашева-51" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с заявлением о признании недействительным выданного предписания.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2012 по делу N А65-17636/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба товарищества- без удовлетворения.
В кассационной жалобе ТСЖ "Ямашева-51" просит отменить состоявшиеся судебные акты с принятием нового решения об удовлетворении заявленных им требований.
Считает, что Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (далее - инспекция) в силу пункта 4.1 Положения о государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.12.2011 N 1068 вправе только проверять на соответствие закону действия товарищества и требовать устранения нарушений закона, но не имеет право вмешиваться в вопросы управления юридическим лицом через установление сроков проведения собрания и определения повестки собрания. Предписание противоречит Уставу товарищества, так как при доизбрании членов правления, согласно Уставу возможно, если число членов правления становиться менее семи, а также пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предписание нарушает права законно избранных членов правления товарищества, поскольку основания для их переизбрания отсутствуют. Считает также ошибочным вывод суда о недопустимости представительства в жилищных отношениях, так как Жилищный кодекс Российской Федерации допускает участие в собрании членов товарищества или их представителей.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Инспекция, извещенная о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 АПК РФ, представителя в судебное заседание не направила.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснения представителя товарищества, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанций установили правомерность выводов жилищной инспекции о нарушении товариществом пункта 2 статьи 147 ЖК РФ, выразившегося в избрании членом правления товарищества Нугаева А.А., не являющегося собственником помещений многоквартирного жилого дома жилого дома N 51 по ул. Ямашева. Данный вывод соответствует части 2 статьи 147 с учетом частей 1-3 статьи 143 ЖК РФ.
Суд отклонил доводы заявителя о том, что Нугаев А.А. мог быть избран в правление товарищества как представитель собственников жилья Нугаевой А.А. и Нугаева Р.А., указав, что в силу пункта 3 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Ссылку суда на пункт 3 статьи 182 ГК РФ судебная коллегия в данном случае считает ошибочной, так как формирование органа управления товарищества не является сделкой. Однако и доводы заявителя о том, что ЖК РФ допускает представительство ( пункт 2 статьи 48, пункт 2 статьи 147 Кодекса) также не могут быть приняты во внимание при разрешении вопроса о формировании органов управления товарищества собственников жилья. Данные нормы ЖК РФ регулируют возможность участия члена товарищества собственников жилья в работе органа управления товариществом (общем собрании) через представителей. Однако членом товарищества собственников жилья в силу частей 1-3 ЖК РФ может быть только собственник помещений, но не представитель собственника, и только собственник помещений, вступивший в товарищество, (в том числе и юридическое лицо) в силу пункта 2 статьи 147 ЖК РФ, может быть членом правления товарищества. Участвовать же в заседаниях правления член правления - физическое лицо, может и через представителя, если это предусмотрено уставом. Юридическое же лицо, в силу особенностей своего статуса, может участвовать в заседаниях правления через уполномоченных доверенностью представителей либо через свои органы, уполномоченные в силу закона либо устава представлять интересы юридического лица без доверенности.
Таким образом, выводы инспекции и судов первой инстанции о нарушении товариществом установленного законом порядка формирования органов управления товариществом собственников жилья соответствуют нормам материального права и установленным обстоятельствам дела.
Проверка правомерности избрания собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и членов правления входит в полномочия должностных лиц государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля в соответствии со статьей 20 ЖК РФ. Данные полномочия предусматривают и выдачу предписаний как о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, так и о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. Следовательно, не могут быть приняты во внимание и доводы заявителя о недопустимом вмешательстве органа контроля в дела товарищества, так как данные полномочия жилищной инспекции установлены законом.
Поскольку вопросы формирования правления товарищества собственников жилья в соответствии со статьей 145 ЖК РФ отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, выданное товариществу предписание о проведении мероприятий по обеспечению обязательных требований ЖК РФ путем проведения внеочередного общего собрания членов товарищества об избрании членов правления не противоречит закону.
При этом примененная в предписании формулировка "избрание членов правления" не определяет повестку общего собрания, а относится к компетенции собрания членов правления (пункт 3 часть 2 статьи 145 ЖК РФ). Собрание участников в рамках осуществления полномочий по избранию членов правления вправе самостоятельно определить на собрании способ исправления допущенного нарушения - путем избрания нового члена правления, уменьшения количественного состава членов правления либо иным способом. Указанный в предписании срок - до 26.07.2012, является сроком устранения нарушения, а не сроком проведения собрания. Сроков проведения собрания членов товарищества закон не устанавливает. Установление органом контроля срока для устранения нарушения обязательных требований жилищного законодательства не противоречит нормам законодательства и направлено на обеспечение исполнения законного требования такого органа под угрозой применения мер административного наказания. Такой срок может быть продлен административным органом по заявлению товарищества при наличии объективных причин, препятствующих созыву собрания членов товарищества.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2012 по делу N А65-17636/2012 оставить в силе, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку вопросы формирования правления товарищества собственников жилья в соответствии со статьей 145 ЖК РФ отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, выданное товариществу предписание о проведении мероприятий по обеспечению обязательных требований ЖК РФ путем проведения внеочередного общего собрания членов товарищества об избрании членов правления не противоречит закону.
При этом примененная в предписании формулировка "избрание членов правления" не определяет повестку общего собрания, а относится к компетенции собрания членов правления (пункт 3 часть 2 статьи 145 ЖК РФ). Собрание участников в рамках осуществления полномочий по избранию членов правления вправе самостоятельно определить на собрании способ исправления допущенного нарушения - путем избрания нового члена правления, уменьшения количественного состава членов правления либо иным способом. Указанный в предписании срок - до 26.07.2012, является сроком устранения нарушения, а не сроком проведения собрания. Сроков проведения собрания членов товарищества закон не устанавливает. Установление органом контроля срока для устранения нарушения обязательных требований жилищного законодательства не противоречит нормам законодательства и направлено на обеспечение исполнения законного требования такого органа под угрозой применения мер административного наказания. Такой срок может быть продлен административным органом по заявлению товарищества при наличии объективных причин, препятствующих созыву собрания членов товарищества."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 января 2013 г. N Ф06-10797/12 по делу N А65-17636/2012
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3137/13
12.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3137/13
29.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10797/12
12.11.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12690/12
05.09.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-17636/12
16.07.2012 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-17636/12