г. Казань |
|
04 февраля 2013 г. |
Дело N А55-19439/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Александрова В.В., Коноплевой М.В.,
в отсутствие:
истца - не явился, извещен,
ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волна", г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.08.2012 (судья Корнилов А.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Пышкина Н.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-19439/2012
по исковому заявлению мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054) к открытому акционерному обществу "Волна, г. Тольятти (ОГРН 1096320007520) о демонтаже самовольно установленной рекламной конструкции,
УСТАНОВИЛ:
мэрия городского округа Тольятти (далее - истец, мэрия городского округа Тольятти) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Волна" (далее - ответчик, ОАО "Волна", общество) об обязании демонтировать рекламную конструкцию, расположенную по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Юбилейная, напротив д. 13, оп. 127-129, разделительная полоса.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в связи с истечением срока действия договора на право размещения средств наружной рекламы от 11.01.2005 N 1962 (далее - договор от 11.01.2005), заключенного между сторонами договора, и разрешения N 1780 на установку рекламной конструкции, выданного ответчику Департаментом потребительского рынка и предпринимательства мэрии городского округа Тольятти, и неисполнением ответчиком предписания Управления потребительского рынка от 19.04.2012 N 166.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.08.2012 иск удовлетворен, суд обязал ОАО "Волна" демонтировать принадлежащую ему рекламную конструкцию, в случае неисполнении обязанности демонтаж рекламной конструкции произвести силами взыскателя.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, исходили из того, что срок действия договора на право размещения средств наружной рекламы истек, общество обязано демонтировать конструкцию, также установлено и истечение срока действия разрешения на установку рекламы, а поскольку предписание в добровольном порядке не было исполнено, иск органа местного самоуправления подлежит удовлетворению.
В кассационной жалобе ОАО "Волна" просит состоявшиеся судебные акты отменить как не соответствующие нормам права, в иске отказать.
Заявитель кассационной жалобы считает, что договор от 11.01.2005 с учетом дополнительного соглашения от 11.12.2007 к нему, действующий в момент вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе", продлевает срок действия договора не более чем на пять лет, при этом вышеуказанная норма носит императивный характер, в связи с чем выводы судов обеих инстанций об истечении срока действия этого договора является не обоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу мэрия городского округа Тольятти просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, между мэрией городского округа Тольятти и МУП РА "Волна" (впоследствии реорганизовано в ОАО "Волна") заключен договор на право размещения средств наружной рекламы от 11.01.2005 N 1962.
Дополнительным соглашением от 11.12.2007 внесены изменения в пункт 2.1 договора от 11.01.2005, срок действия определен с 01.01.2005 по 31.12.2008.
Департаментом потребительского рынка и предпринимательства мэрии городского округа Тольятти обществу выдано разрешения на установку рекламных конструкций от 14.02.2007 N 1780 со сроком с 01.01.2007 до 01.01.2012.
В связи с истечением срока действия договора от 11.01.2005 и указанного разрешения 19.04.2012 мэрией городского округа Тольятти в адрес ОАО "Волна" вынесено предписание N 166 об осуществлении в добровольном порядке демонтажа рекламной конструкции в пятидневный срок с момента получения предписания.
Поскольку ОАО "Волна" не демонтировало рекламную конструкцию, орган публично-правового образования обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
Согласно пункту 5 статьи 19 Закона о рекламе договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе" статья 19 Закона о рекламе с 01.07.2008 дополнена пунктами 5.1-5.7, требующими по окончании срока действия договора по размещению рекламы проведение торгов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе" заключенные до дня вступления в силу данного Федерального закона договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции признаются действующими, но не более чем в течение пяти лет со дня вступления в силу данного Федерального закона.
Судебные инстанции установили, что договор на право размещения рекламы заключен до 01.07.2008, срок его действия истек 31.12.2008, соответственно, на последующие правоотношения сторон будет распространяться положение пункта 5.1 статьи 19 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 22 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
Разрешая спор суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Исходя из буквального толкования пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе" заключенные до 01.07.2008 договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции признаются действующими, но не более чем в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если срок действия в договоре, заключенного до вступления закона в силу, составляют менее 5 лет, то такой договор действует до указанной даты его окончания, заключение нового договора должно осуществляться посредством проведения торгов.
Таким образом, доводы, изложенные в жалобе, основаны на неправильном толковании законодательства о рекламе.
Исходя из характера назначения, рекламные конструкции (движимая вещь) устанавливаются на определенный период времени с возможностью их демонтажа.
Поскольку разрешение на установку рекламной конструкции было получено, но срок ее действия истек, то такая конструкция не может рассматриваться в качестве самовольной, в отношении которой допускается демонтаж без судебной процедуры по предписанию органа местного самоуправления.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 8263/10.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", установив, что срок действия договора на установку рекламной конструкции и соответствующего разрешения истекли, правомерно удовлетворили иск.
Иные доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств спора, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.08.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 по делу N А55-19439/2012 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Волна", г. Тольятти, в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 2000 руб.
Поручить Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист в соответствии с настоящим постановлением.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
В.В. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из буквального толкования пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе" заключенные до 01.07.2008 договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции признаются действующими, но не более чем в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если срок действия в договоре, заключенного до вступления закона в силу, составляют менее 5 лет, то такой договор действует до указанной даты его окончания, заключение нового договора должно осуществляться посредством проведения торгов.
...
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", установив, что срок действия договора на установку рекламной конструкции и соответствующего разрешения истекли, правомерно удовлетворили иск."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 февраля 2013 г. N Ф06-10287/12 по делу N А55-19439/2012