г. Казань |
|
12 февраля 2013 г. |
Дело N А55-12889/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Ананьева Р.В., Альмашевой Г.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2012 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А55-12889/2012
по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара (ОГРН 1066315051824) к открытому акционерному обществу "Жигулевское пиво", г. Самара (ОГРН 1026300970354) о взыскании 775 361 руб. 56 коп., с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Нистра", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Жигулевское пиво" (далее - ОАО "Жигулевское пиво") о взыскании 775 361 руб. 56 коп., из них: 665 080 руб. 23 коп. основного долга за период с 01.01.2007 по 30.09.2011 по договору аренды земельного участка от 09.09.1996 N 22244, 110 281 руб. 33 коп. пени за просрочку платежа за период с 13.02.2007 по 30.09.2011 (с учетом уточнений, принятых определением Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2012).
Определением арбитражного суда Самарской области от 04.07.2012 общество с ограниченной ответственностью фирма "Нистра" (далее - ООО фирма "Нистра") привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 иск удовлетворен частично, с ОАО "Жигулёвское пиво" в пользу и министерства взыскано 16 275 руб. основного долга. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления Главы города Самары от 24.11.1995 N 1450 между сторонами был заключён договором аренды земельного участка от 09.09.1996 N 22244 (далее - договор), в соответствии с условиями которого арендодатель (истец) передаёт, а арендатор (ответчик) принимает и использует земельный участок площадью 70 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, Московское шоссе, 14 микрорайон, участок предоставляется арендатору под пивной павильон.
Данный договор аренды был заключён на срок с 24.11.1995 по 24.11.1998 и государственной регистрации не подлежал.
Размер арендной платы согласован сторонами в пункте 2.2 договора и определен на основании постановлений администрации города Самара от 01.03.1994 N 324 и от 26.04.1996 N 511 из расчета: "зона 174", всего (450 х 2 х 100) х 70 = 6 300 000 руб. в год.
В соответствии с пунктом 2.3 договора размер арендной платы пересматривается ежегодно в соответствии с законодательством.
Сроки внесения арендной платы: ежеквартально не позднее 15.01.; 15.04.; 15.07.; 15.10. в течении всего срока аренды.
Поскольку по истечении срока действия договора арендатор с согласия арендодателя продолжал пользоваться арендованным земельным участком, в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
На основании Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" и постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области" права и обязанности по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Самара перешли к Министерству имущественных отношений Самарской области.
Обращаясь в суд с иском, министерство указало, что за период с 01.01.2007 по 05.10.2011 арендатором вносилась арендная плата не в полном объем, образовалась задолженность в размере 667 144 руб. 80 коп. Несвоевременная оплата арендных платежей также послужила основанием для начисления пени, предусмотренной пунктом 4.2 договора, за каждый день просрочки за период с 13.02.2007 по 30.09.2011 в сумме 111 012 руб. 90 коп.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что изменение расчета арендной платы и ее размера было обусловлено принятием правительством Самарской области постановления от 25.04.2007 N 59 "О внесении изменений в постановление правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", а также постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области".
Названными постановлениями утверждена новая методика расчета размера арендной платы, которая отличается от методики, установленной договором и используемой первоначально комитетом, а впоследствии и министерством при заключении аналогичных договоров аренды. Согласно новой методике размер арендной платы в год за пользование земельными участками для целей не связанных со строительством, рассчитывается по формуле: Ап = S х Скад x Ка x Кпр х Кв x Ки.
Ссылаясь на то, что в данном случае увеличение размера арендной платы, обусловлено изменением истцом методики ее определения в одностороннем порядке, при этом дополнительное соглашение между сторонами об изменении размера арендной платы не заключалось, изменения в договор аренды не вносились, суды двух инстанций при расчете арендной платы исходили из установленного договором аренды размера платы.
Однако при этом судами не принято во внимание следующее.
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ установлено, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 4 статьи 22 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, органы государственной власти субъектов устанавливают порядок определения размера арендной платы, то есть методику определения ее размера. Поэтому органы государственной власти субъекта впоследствии вправе изменять те составляющие методики, которые используются при расчете платы за пользование земельным участком.
Порядок внесения изменений в договор - в одностороннем порядке или путем подписания двустороннего дополнительного соглашения к договору по пункту 1 статьи 452 ГК РФ, зависит от условий действующего между сторонами договора аренды (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 1709/11).
Кроме того, постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 N 9069/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой публичные образования при сдаче ими в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков, а также участков, право собственности на которые не разграничено, выступают одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, наделенный в установленных законом случаях правом издавать нормативные акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения. В силу такого властного полномочия публичное образование фактически обладает возможностью в одностороннем порядке изменять условие о размере арендной платы в ранее заключенных им договорах аренды, в том числе даже тогда, когда условия договора вообще не предусматривают его одностороннего изменения.
В пункте 2.3 договора аренды стороны определили, что размер арендной платы пересматривается ежегодно в соответствии с законодательством.
Однако суд не установил, какая методика расчета арендной платы была включена в этот договор в качестве его условия, в связи с чем вывод судов о том, что истец самостоятельно изменил содержащуюся в договоре (согласованную сторонами при его заключении) методику расчета арендной платы за использование земельного участка, преждевременен.
Суд также не проверил, какие изменения базовых составляющих методики исчисления размера арендной платы произошли с момента заключения договора. Учитывая, что условия договора предусматривают изменение размера арендной платы в случае принятия соответствующих нормативных актов, судам следовало установить, какие нормативные акты, принятые в течение спорного периода, являются обязательными для обеих сторон договора аренды.
Тем более, что расчет арендной платы произведен, исходя из ставки налога, который согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку судебные акты приняты без правовой оценки всех условий договора аренды земельного участка, судебная коллегия считает, что принятые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении суду следует оценить условия договора, порядок расчета, который положен в основу определения размера арендной платы и с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 05.07.2011 N 1709/11, принять обоснованное и законное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 по делу N А55-12889/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2.3 договора аренды стороны определили, что размер арендной платы пересматривается ежегодно в соответствии с законодательством.
Однако суд не установил, какая методика расчета арендной платы была включена в этот договор в качестве его условия, в связи с чем вывод судов о том, что истец самостоятельно изменил содержащуюся в договоре (согласованную сторонами при его заключении) методику расчета арендной платы за использование земельного участка, преждевременен.
Суд также не проверил, какие изменения базовых составляющих методики исчисления размера арендной платы произошли с момента заключения договора. Учитывая, что условия договора предусматривают изменение размера арендной платы в случае принятия соответствующих нормативных актов, судам следовало установить, какие нормативные акты, принятые в течение спорного периода, являются обязательными для обеих сторон договора аренды.
Тем более, что расчет арендной платы произведен, исходя из ставки налога, который согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
...
При новом рассмотрении суду следует оценить условия договора, порядок расчета, который положен в основу определения размера арендной платы и с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 05.07.2011 N 1709/11, принять обоснованное и законное решение."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 февраля 2013 г. N Ф06-11384/12 по делу N А55-12889/2012
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14540/13
08.07.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11852/13
20.05.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12889/12
12.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11384/12
01.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10675/12
10.07.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12889/12