г. Казань |
|
14 февраля 2013 г. |
Дело N А12-8867/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Арукаевой И.В., Сибгаутллина Э.Т.,
при участии представителя:
ответчика (Министерства обороны Российской Федерации) - Мигулина А.Ф. (доверенность от 25.01.2013),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика (Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации) - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.08.2012 (судья Шутов С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Волкова Т.В., Телегина Т.Н.)
по делу N А12-8867/2012
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" (ОГРН 1103444005257, ИНН 3444179919) к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1026103739892, ИНН 6165035060), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" (далее - истец, ООО "Комфорт-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения) к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО") и Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) о взыскании с ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО", а в случае отсутствия денежных средств взыскании с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет средств казны Российской Федерации задолженности в сумме 4 871 477 руб. 57 коп. и пени в сумме 315 207 руб. 29 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.08.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012, исковые требования удовлетворены. С ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" в пользу ООО "Комфорт-Сервис" взыскана задолженность в сумме 4 871 477 руб. 57 коп. и пени в сумме 315 207 руб. 09 коп., а всего 5 186 684 руб. 66 коп. При недостаточности денежных средств у ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" суд решил произвести взыскания с собственника его имущества (субсидиарного должника) Российской Федерации в лице Минобороны России за счет средств казны Российской Федерации. С ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 48 933 руб. 42 коп.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению заявителя жалобы, судами нарушены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Минобороны России также обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, полагая, что привлечение Минобороны России в качестве субсидиарного должника противоречит положениям статей 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Истец представил отзыв на кассационные жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Кроме того, истцом представлена копия платежного поручения от 29.12.2002 N 217, согласно которому ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" оплатило требуемую сумму задолженности ООО "Комфорт-Сервис".
В судебное заседание явился представитель Минобороны России. Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, на основании части 3 статьи 284 АПК РФ, кассационные жалобы рассматриваются в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 07.02.2013 до 16 часов 30 минут.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившегося в судебное заседание представителя Минобороны России (до объявления перерыва в судебном заседании), проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 04.10.2010 между ООО "Комфорт-Сервис" (управляющая организация) и Федеральное государственное учреждение "Волгоградская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ "Волгоградская КЭЧ района"), действующее от имени Минобороны России как собственника жилых помещений, находящихся в государственной собственности (собственник), заключен договор управления многоквартирным домом в части государственных квартир, по условиям которого собственник, владеющий на праве государственной собственности помещениями, находящимися в многоквартирном доме по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Волжской военной флотилии, д. 64, кв. 1-200, в интересах нанимателей жилых помещений поручает, а управляющая организация принимает на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, а именно выбор обслуживающих, ресурсоснабжающих и прочих организаций, а также заключение с ними договоров от имени, в интересах и за счет нанимателей помещений; выполнение работ и оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества; начисление, сбор, расщепление и перерасчет платежей нанимателей помещений за содержание, текущий (капитальный) ремонт, коммунальные и прочие услуги с правом передачи этих полномочий по договору с третьим лицом и т.д.
26 августа 2011 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности ФГУ "Волгоградская КЭЧ района" связи с реорганизацией в форме присоединения к ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО".
Таким образом, как правильно установлено судами, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" является правопреемником ФГУ "Волгоградская КЭЧ района".
Согласно пунктам 2.2.3, 2.2.4 договора собственник помещения, от имени которого в договоре действует ФГУ "Волгоградская КЭЧ района", обязан с момента возникновения права собственности на помещение и до заключения договора социального найма своевременно и полностью вносить управляющей организации плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, плату за отопление (теплоснабжение).
Собственник помещения обязан письменно уведомлять управляющую организацию о заключении с нанимателем договора на передачу жилого помещения в собственность граждан (договор приватизации) в 10-дневный срок (пункт 2.2.8 договора).
В соответствии с пунктом 3.1, 3.2 договора размер платы за содержание и ремонт жилых помещений определяется по тарифам, установленным уполномоченными органами. Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, и рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом.
Согласно пунктам 3.4, 3.5 договора, плата за содержание и ремонт жилых помещений вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим.
В случае нарушения сроков внесения платежей, установленных разделом 3 договора, управляющая организация вправе взыскать пени в размере 1/300 ставки рефинансирования центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки платежа со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно (пункт 4.6 договора).
06 декабря 2010 года стороны заключили дополнительное соглашение к договору, согласно которому пункт 3.1 договора изложен в следующей редакции: "Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений определяется по тарифам, установленным уполномоченными органами. Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Волжской Военной Флотилии, д. 64 с 01.01.2011 определить - 16,41 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, до установления тарифа уполномоченными органами в 2012 году".
20 декабря 2010 года между сторонами заключено дополнительное соглашение N 2 к договору, по условиям которого в преамбулу и пункт 1.1 договора добавлены следующие адреса: Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина д. 112, кв. 38 - 222.
10 февраля 2011 года сторонами заключили дополнительное соглашение N 3 к договору, по условиям которого в преамбулу и пункт 1.1 договора добавлены следующие адреса: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Мира д. 156, кв. 1 - 62, 64 - 72, 75 - 80, 82, 85, 88, 160, 163, 166, 169, 172, 175, 178, 181, 184, 187, 190, 193, 196, 199.
01 апреля 2011 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору, в соответствии с которым размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах по адресам: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Мира, д. 156 и пр. Ленина, д. 112 определен в размере 18,54 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.
За период с мая по август 2011 года истцом оказаны услуги на общую сумму 1 405 369 руб. 11 коп., что подтверждается актами от 31.05.2011 N 8, от 30.06.2011 N 12, от 30.06.2011 N 11, от 31.07.2011 N 14, от 31.07.2011 N 15, от 31.08.2011 N 16, от 31.08.2011 N 17, подписанными сторонами без каких-либо замечаний и возражений.
Представленные истцом расчеты начислений по жилищно-коммунальным услугам по спорным квартирам за период с сентября 2011 года по март 2012 года в размере 3 466 108 руб. 46 коп. судами признаны обоснованными, ответчиками не оспорены.
Ввиду неоплаты услуг по управлению многоквартирными домами, расположенными по вышеназванным адресам, а также оказанию услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг в указанных домах, до передачи спорных квартир в наем физическим лицам, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности за период с мая 2011 года по март 2012 года в сумме 4 871 477 руб. 57 коп. и пени в сумме 315 207 руб. 09 коп.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьями 210, 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, статьи 39, пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 29 указанных Правил плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 ГК РФ).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48).
Судами установлен и подтвержден материалами дела факт оказания истцом услуг в спорном периоде. Представленные истцом расчеты начислений по жилищно-коммунальным услугам по спорным квартирам за спорный период обоснованы, ответчиками документально не оспорены.
В силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктом 2 указанного постановления определены основные функции Министерства обороны в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В силу пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2007 N 982-р в ведении Минобороны России на базе имущества, используемого квартирно-эксплуатационными управлениями, отделами, частями районов, отделениями морской инженерной службы и эксплуатационными комендатурами этого Министерства для обеспечения расквартирования и обустройства Вооруженных Сил Российской Федерации, созданы федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения, в том числе Волгоградская квартирно-эксплуатационная часть района, г. Волгоград.
Как было указано ранее, 26.08.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности ФГУ "Волгоградская КЭЧ района" в связи с реорганизацией в форме присоединения к ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО".
Согласно пункту 2.1 Устава ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" к целям деятельности учреждения относятся обеспечение в Вооруженных Силах Российской Федерации решения и выполнения задач, по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных сил Российской Федерации по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) руководителя Департамента имущественных отношений Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчиком оплачены услуги истца по содержанию общего имущества многоквартирных домов и по предоставлению коммунальных услуг, учитывая условия договора управления от 04.10.2010, суды пришли к правомерному выводу о наличии обязанности у ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО", как правопреемника ФГУ "Волгоградская КЭЧ района" ежемесячно производить возмещение издержек за услуги по управлению содержанию общего имущества многоквартирного дома, оплате коммунальных платежей, исходя из утвержденных тарифов и на основании договора.
Судами правомерно отклонены доводы заявителей жалоб о том, что кредиторская задолженность за период с сентября 2011 года по март 2012 года ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" не передавалась.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФГУ "Волгоградская КЭЧ района" Минобороны России реорганизовано в форме присоединения к ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России (также изменен тип учреждения на казенное).
В соответствии со статьями 58, 59 ГК РФ при реорганизации юридических лиц в форме присоединения имеет место универсальное правопреемство. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Следовательно, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в полном объеме, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, независимо от того, отражены ли данные обязательства в передаточном акте.
Таким образом, при реорганизации в форме присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в силу закона (статья 387 ГК РФ).
Ссылка на не выставление истцом счетов на оплату, не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку отсутствие счетов на оплату не освобождает собственника от несения расходов на содержание общего имущества и не является основанием для отказа от оплаты фактически оказанных услуг.
Принимая во внимание положения пункта 1 статьи 330 ГК РФ, пункта 14 статьи 155 ЖК РФ, условия пункта 4.6 договора, проверив представленный истцом расчет пени, установив просрочку ответчиком оплаты, суды обоснованно удовлетворили требование истца о взыскании пени за период с 11.06.2011 по 13.08.2012, исходя из установленного законом и договором размера - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка России, в сумме 315 207 руб. 09 коп.
При этом, выводы судов со ссылкой на пункт 2 статьи 120, пункт 1 статьи 399 ГК РФ, пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" о взыскании задолженности и пени с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет средств казны Российской Федерации в случае отсутствия денежных средств у ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" не противоречат нормам действующего законодательства.
Судом кассационной инстанции также принимается во внимание тот факт, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" оплачена задолженность в сумме 4 871 477 руб. 57 коп., в подтверждение чего представлена копия платежного поручения от 29.12.2002 N 217.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.08.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 по делу N А12-8867/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в размере 2000 руб.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание положения пункта 1 статьи 330 ГК РФ, пункта 14 статьи 155 ЖК РФ, условия пункта 4.6 договора, проверив представленный истцом расчет пени, установив просрочку ответчиком оплаты, суды обоснованно удовлетворили требование истца о взыскании пени за период с 11.06.2011 по 13.08.2012, исходя из установленного законом и договором размера - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка России, в сумме 315 207 руб. 09 коп.
При этом, выводы судов со ссылкой на пункт 2 статьи 120, пункт 1 статьи 399 ГК РФ, пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" о взыскании задолженности и пени с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет средств казны Российской Федерации в случае отсутствия денежных средств у ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" не противоречат нормам действующего законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 февраля 2013 г. N Ф06-10460/12 по делу N А12-8867/2012
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10460/12
17.10.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8441/12
11.10.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6975/12
16.08.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-8867/12
25.07.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5785/12