г. Казань |
|
05 марта 2013 г. |
Дело N А65-8233/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Сабитова Т.И., доверенность от 31.12.2012 N 233,
в отсутствие:
ответчиков - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ЭР-Телеком Холдинг"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.05.2012 (судья Гасимов К.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-8233/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "ЭР-Телеком Холдинг" (ИНН 5902202276, ОГРН 1065902028620) к Административной комиссии г. Казани, Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, об оспаривании представлений,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ЭР-Телеком Холдинг" (далее - ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными представлений Административной комиссии г. Казани от 07.12.2011 N 1248, от 09.12.2011 N 1285, от 12.12.2011 N 1319, от 12.12.2011 N 1318, от 15.12.2011 N 1375, от 08.12.2011 N 1273, от 08.12.2011 N 1266, от 09.12.2011 N 1295, от 09.12.2011 N 1289, от 18.01.2012 N 240, от 09.12.2011 N 1298, от 08.12.2011 N 1264 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Арбитражные дела N А65-8233/2012, N А65-9037/2012, N А65-8811/2012, N А65-8807/2012, N А65-8553/2012, N А65-8544/2012, N А65-8567/2012, N А65-8414/2012, N А65-8401/2012, N А65-8406/2012, N А65-8443/2012, N А65-7812/2012, в рамках которых оспаривались вышеуказанные представления, были объедены судом первой инстанции в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением делу номера А65-8233/2012.
В качестве второго ответчика к участию в деле привлечен Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.05.2012, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, однако ответчики явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
В соответствие со статьей 163 АПК РФ в заседании суда кассационной инстанции 28.02.2013 был объявлен перерыв до 05.03.2013 до 16 часов 15 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для их отмены.
Из материалов дела следует, что Административной комиссией г. Казани в адрес ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" были вынесены представления от 07.12.2011 N 1248, от 09.12.2011 N 1285, от 12.12.2011 N 1319, от 12.12.2011 N 1318, от 15.12.2011 N 1375, от 08.12.2011 N 1273, от 08.12.2011 N 1266, от 09.12.2011 N 1295, от 09.12.2011 N 1289, от 18.01.2012 N 240, от 09.12.2011 N 1298, от 08.12.2011 N 1264 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В этих представлениях обществу предлагалось принять меры по размещению кабелей связи заявителя в г. Казани с учетом требований пункта 6.5.10 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской Городской Думы от 18.10.2006 N 4-12 (в редакции решения Казанской городской Думы от 10.03.2010 N 16-48), согласно которому запрещается пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию; размещать запасы кабеля вне распределительного муфтового шкафа; использовать в качестве крепления кабеля связи: элементы крепления контактных сетей электрифицированного транспорта и линий электропередач; элементы обустройства автомобильных дорог - дорожные ограждения, светофоры, остановочные пункты; элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, указав, что Правила благоустройства города Казани являются нормативным актом, принятым органом местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предоставленными муниципальному образованию федеральным законом.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на изменение редакции Правил благоустройства города Казани решением Казанской городской Думы от 07.06.2012 N 4-14, вступившим в силу 10.08.2012, полагает, что судам при вынесении судебных актов следовало учесть то обстоятельство, что предыдущая редакция нормативного акта местного самоуправления, на основании которой выносились оспариваемые представления, прекратила свое действие.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 19 части 1 статьи 14) к вопросам местного значения поселения, кроме прочего, относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В целях установления единых требований к содержанию в чистоте и порядке объектов благоустройства, повышения уровня благоустройства в целом на территории города Казани решением Казанской Городской Думы от 18.10.2006 N 4-12 утверждены Правила благоустройства города Казани.
Согласно пункту 6.5.10 Правил благоустройства города Казани запрещается пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию; размещать запасы кабеля вне распределительного муфтового шкафа; использовать в качестве крепления кабеля связи:
- элементы крепления контактных сетей электрифицированного транспорта и линий электропередач;
- элементы обустройства автомобильных дорог - дорожные ограждения, светофоры, остановочные пункты;
- элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).
Указанный пункт Правил благоустройства города Казани введен решением Казанской городской Думы от 10.03.2010 N 16-48, в то время как использование спорной кабельной системы осуществлялось ранее.
Решением Казанской городской Думы от 07.06.2012 N 4-14, вступившим в силу 10.08.2012, Правила благоустройства г. Казани изложены в новой редакции, согласно которой (пункт 72) проводка наружных коммуникаций к зданиям воздушным или надземным способом допускается только в случае невозможности размещения их под землей при условии получения соответствующих технических условий эксплуатирующих организаций.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял этот акт.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие возможности размещения под землей кабелей связи заявителя, и что у общества отсутствуют соответствующие технические условия на проводку наружных коммуникаций воздушным или надземным способом, в связи с чем выводы судов не соответствует действующим в настоящее время правовым нормам.
Возложение требующих материальных, технологических, организационных затрат обязанностей на хозяйствующий субъект на основании утратившего силу нормативного акта противоречит действующему законодательству.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены, однако нормы материального права применены неправильно, суд кассационной инстанции в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.05.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 по делу N А65-8233/2012 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Признать недействительными представления Административной комиссии г. Казани от 07.12.2011 N 1248, от 09.12.2011 N 1285, от 12.12.2011 N 1319, от 12.12.2011 N 1318, от 15.12.2011 N 1375, от 08.12.2011 N 1273, от 08.12.2011 N 1266, от 09.12.2011 N 1295, от 09.12.2011 N 1289, от 18.01.2012 N 240, от 09.12.2011 N 1298, от 08.12.2011 N 1264, вынесенные в адрес закрытого акционерного общества "ЭР-Телеком Холдинг".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 19 части 1 статьи 14) к вопросам местного значения поселения, кроме прочего, относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 марта 2013 г. N Ф06-219/13 по делу N А65-8233/2012
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-219/13
30.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7820/12
15.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-8233/12
09.04.2012 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-8233/12