г. Казань |
|
06 марта 2013 г. |
Дело N А55-21329/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Баширова Э.Г., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителя:
ответчика - Кочеткова А.М., доверенность от 21.01.2013 N 04-09/00695,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Море суши"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2012 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А55-21329/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Море суши", г. Самара (ИНН 6315606156, ОГРН 1076315006899) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным бездействия, выразившееся в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи, и обязании внести запись,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Море суши" (далее - общество) с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - регистрирующий орган), выразившегося в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о том, что общество является действующим юридическим лицом, вместо записи о нахождении общества в процессе реорганизации в форме присоединения, и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012, в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам материального права. Общество считает, что действующее законодательство не предусматривает, что начавшаяся реорганизация носит необратимый характер и должна быть непременно завершена. Так же общество считает, что ЕГРЮЛ является информационным ресурсом и не может содержать недостоверную информацию, в частности о том, что общество находится в процессе реорганизации при том, что оно приняло решение о прекращении процедуры реорганизации.
В отзыве на кассационную жалобу регистрирующий орган просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, считая судебные акты законными и обоснованными. Указывая, что в нарушение требований действующего законодательства подпись руководителя общества на заявлении от 15.06.2012 об отмене процедуры реорганизации и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ нотариально не удостоверена.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва, пояснения представителя регистрирующего органа, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судом, общество поставлено на учет в качестве юридического лица 24.09.2007.
Единственный участник общества принял решение от 11.05.2012 о реорганизации общества в форме присоединения.
Регистрирующим органом внесена запись от 16.05.2012 N 2126315045822 о нахождении общества в процедуре реорганизации в форме присоединения.
Решением единственного участника общества от 28.05.2012 N 2/1 решение о реорганизации общества в форме присоединения отменено.
В регистрирующий орган 15.06.2012 поступило заявление общества об исключении из ЕГРЮЛ записи о нахождении общества в процессе реорганизации в форме присоединения и внесении в ЕГРЮЛ записи о том, что оно является действующим юридическим лицом.
Письмом от 19.06.2012 N 05-23/08744 регистрирующий орган отказал обществу в удовлетворении заявления, обосновав свой отказ тем, что Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) не предусматривает возможности исключения из ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации.
Полагая, что регистрирующий орган проявил незаконное бездействие, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказ в удовлетворении заявленного требования суды мотивировали его необоснованностью и недоказанностью. При этом суды сделали вывод об отсутствии какого-либо бездействия регистрирующего органа, поскольку заявление общества 15.06.2012, составленное в произвольной форме, рассмотрено, положениями Закона N 129-ФЗ не предусмотрена процедура исключения из ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Между тем, суд кассационной инстанции находит данный вывод судов не основанным на законе и нарушающим права и законные интересы заявителя, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии со статьей 13.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В силу статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных Законом N 129-ФЗ.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен в пункте 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, расширительному толкованию не подлежит.
Судами установлено отсутствие формы заявления, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, предусматривающей внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, касающиеся отмены ранее принятого решения о реорганизации.
Действующее законодательство не предусматривает, что начавшаяся реорганизация юридического лица носит необратимый характер и должна быть непременно завершена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Юридическое лицо может быть ограниченно в правах лишь в случае и порядке, предусмотренном законом (пункт 2 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации). Каких-либо ограничений в принятии решений юридическим лицом (по своему волеизъявлению) в российском законодательстве не предусмотрено.
Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о юридических лицах должны быть достоверными и не должны вводить в заблуждение участников экономической и иной предпринимательской деятельности, отсутствие специальных норм о порядке государственной регистрации прекращения реорганизационных процедур в отношении юридических лиц не может служить препятствием для внесения в ЕГРЮЛ связанных с этим сведений, поэтому суды необоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку судами установлены все обстоятельства дела, но неправильно применены соответствующие нормы права, суд кассационной инстанции в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемые решение и постановления судов, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Одновременно судебная коллегия считает необходимым в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ возложить на регистрирующий орган обязанность по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя путем внесения в ЕГРЮЛ соответствующих записей.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 по делу N А55-21329/2012 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, выразившееся в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении нахождения общества с ограниченной ответственностью "Море суши" в процессе реорганизации в форме присоединения.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области устранить допущенные нарушения законных прав и интересов общества с ограниченной ответственностью "Море суши" путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении нахождения общества в процессе реорганизации в десятидневный срок со дня принятия настоящего постановления.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Л. Петров |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Фирма обратилась в суд, потребовав внести в ЕГРЮЛ запись о том, что данное юрлицо является действующим, а не находится в процессе реорганизации.
Суд округа счел требования обоснованными и пояснил следующее.
В силу ГК РФ реорганизация юрлица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии с Законом о госрегистрации юрлиц и предпринимателей юрлицо обязано сообщать в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в т. ч. о ее форме.
На основании такого уведомления регистрирующий орган в срок не более 3 дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юрлицо находится в процессе реорганизации.
Отказ в госрегистрации юрлица допускается только в случаях, установленных законом. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Форма заявления для того, чтобы изменить сведения о юрлице в ЕГРЮЛ в части отмены ранее принятого решения о реорганизации, не утверждена.
Между тем законодательство не предусматривает, что начавшаяся реорганизация юрлица носит необратимый характер и должна быть непременно завершена.
Исходя из ГК РФ, юрлицо может быть ограниченно в правах лишь в случае и порядке, предусмотренных законом.
Каких-либо ограничений в принятии решений юрлицом (по своему волеизъявлению) в российском законодательстве не предусмотрено.
Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о юрлицах должны быть достоверными. Они не могут вводить в заблуждение участников экономической и иной предпринимательской деятельности.
Поэтому отсутствие специальных норм о порядке госрегистрации прекращения реорганизационных процедур в отношении юрлиц не может служить препятствием для того, чтобы внести в ЕГРЮЛ связанные с этим сведения.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 марта 2013 г. N Ф06-721/13 по делу N А55-21329/2012