г. Казань |
|
12 марта 2013 г. |
Дело N А55-16432/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
заявителя - Воробьевой Е.И., доверенность от 04.03.2013 б/н,
ответчика - Комковой И.Т., доверенность от 30.07.2012 N 04-21/12283,
Сусловой Ю.Ю., доверенность от 09.01.2013 N 04-05/12,
Сафроновой И.М., доверенность от 25.02.2013 N 04-15/1011,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарской региональной общественной организации инвалидов "Единство"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.09.2012 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Попова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-16432/2012
по заявлению Самарской региональной общественной организации инвалидов "Единство" (ИНН 6316036861, ОГРН 1036303400264) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Самарская региональная общественная организация инвалидов "Единство" (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары (далее - инспекция) от 05.12.2011 N 14-21/67 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания 3 987 019 рублей 20 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) за неполную уплату налога на добавленную стоимость, 1 366 419 рублей штрафа за неполную уплату единого социального налога, доначисления 19 935 096 рублей налога на добавленную стоимость и 6 107 309 рублей 17 копеек пеней (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.09.2012 заявление удовлетворено частично, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части доначисления 146 676 рублей единого социального налога, начисления соответствующих сумм пеней и 1 356 668 рублей 99 копеек штрафа за неполную уплату названного налога, 3 947 149 рублей 01 копеек штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе организация просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворения заявления, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2010. По результатам проверки составлен акт от 31.10.2011 N 14-06/08402 и принято решение о привлечении организации к налоговой ответственности, доначислении налогов и начислении пеней.
Основанием для принятия инспекцией решения явился вывод о неправомерном применении организацией налоговых льгот, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 10.02.2012 N 03-15/03258, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы организации, решение инспекции изменено в части привлечения к налоговой ответственности.
Не согласившись с вынесенным решением инспекции в обжалуемой части, организация обратилось в арбитражный суд.
Согласно статье 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Исходя из статьи 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
Предпринимательская деятельность общественной организации, должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовать свои уставные цели.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса от уплаты единого социального налога освобождаются организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%.
Как установлено судами, организация создано в соответствии с действующим законодательством в качестве общественной организации инвалидов, среди членов которой инвалиды составляют 100%.
Организация является общественным объединением, основанным на членстве, созданным объединившимися гражданами для совместной деятельности по защите прав инвалидов, достижения общих интересов и выполнения уставных целей. В своей деятельности руководствуется Уставом, утверждённым учредительным собранием от 12.01.1998 и зарегистрированным в Управлении юстиции Ивановской области 12.02.1998.
Пунктом 2.1 Устава установлено, что главной целью создания и действия организации является защита прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей. Предметом деятельности организации является создание условий для приобщения инвалидов к трудовой и общественной деятельности, а также реабилитация инвалидов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.3 Устава к видам деятельности организации относится предпринимательская деятельность, соответствующая цели создания, соответствующая им и направленная на их достижение.
В проверяемом периоде организация осуществляла предпринимательскую деятельность в виде оказания возмездных услуг по предоставлению персонала (аутсорсингу).
Налоговым органом установлено, что работники организации до их предоставления организациям-заказчикам являлись работниками этих же организаций. За день до их предоставления организациям-заказчикам работники увольнялись из этих организаций посредством перевода к заявителю, вступали в трудовые отношения и направлялись обратно в указанные организации в том же качестве и в те же структурные подразделения. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями работников, а также записями в их трудовых книжках о переводе в организацию.
Доказательств, свидетельствующих о том, что организация фактически занималась подбором и поиском персонала для выполнения своих договорных обязательств, в материалах дела не имеется, заявителем не представлено. Это подтверждает формальный характер договоров аутсорсинга.
Кроме того, в ходе выездной налоговой проверки установлено и подтверждено инспекцией в ходе судебного разбирательства, что в штате организации инвалиды, согласно отчетности, представляемой самим заявителем, не числятся, то есть они не заняты в трудовой деятельности организации, что противоречит ее уставным задачам; инвалиды не направляются на работы по договорам аутсорсинга, то есть организация не содействует их трудоустройству, профессиональной ориентации.
Как отмечено судами, за 2008 год организация направила на уставные цели денежные средства в размере 111 000 рублей, тогда как объем ее выручки в данном периоде составил 39 612 000 рублей. То есть на уставные цели было направлено только 0,28 % полученной выручки.
В 2009 году организация на уставные цели направила денежные средства в размере 90 000 рублей, а объем выручки в данном периоде составил 30 898 000 рублей. То есть на уставные цели было направлено лишь 0,29 % полученной выручки.
В 2010 году организация на уставные цели направила денежные средства в размере 160 000 рублей, тогда как объем выручки в данном периоде составил 40 239 000 рублей. То есть на уставные цели было направлено 0,39% полученной выручки.
В 2008 году фонд оплаты труда в организации составил 36 243 041 рублей, в 2009 году - 28 695 159 рублей, в 2010 году - 36 749 063 рублей. При этом заработная плата инвалидам не выплачивалась.
В проверенном периоде членами организации были только инвалиды и их законные представители. Вместе с тем среднесписочная численность работающих за 2008 год составляла 543 человека (в том числе 522 человека являлись работниками, занятыми в предпринимательской деятельности), за 2009 год - 435 человек (в том числе 418 человек являлись работниками, занятыми в предпринимательской деятельности); за 2010 год - 504 человека (в том числе 482 человека являлись работниками, занятыми в предпринимательской деятельности). Работники, занятые в предпринимательской деятельности, не являлись членами организации и были приняты по трудовым договорам.
Из материалов дела видно, что сумма заявленных организацией льгот по налогу на добавленную стоимость составила 19 935 096 рублей, по единому социальному налогу - 6 685 419 рублей, а сумма средств, направленных на уставную деятельность - 361 000 рублей или 1,36% от суммы налоговых льгот. Таким образом, налоговая выгода, полученная организацией, несоразмерна этой сумме.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что защита прав и интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция их в общество, являющиеся целью деятельности организации, не были в ее деятельности приоритетными и она не вправе применять льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса.
Налоговая выгода может быть признана обоснованной с учетом правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". Суды правильно отметили, что статус общественной организации инвалидов не может использоваться преимущественно для получения налоговой выгоды, как это имело место в рассматриваемой ситуации.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 15.06.2010 N 1810/10, от 14.09.2010 N 1809/10, 1812/10, 1814/10.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 по делу N А55-16432/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Самарской региональной общественной организации инвалидов "Единство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к обоснованному выводу о том, что защита прав и интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция их в общество, являющиеся целью деятельности организации, не были в ее деятельности приоритетными и она не вправе применять льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса.
Налоговая выгода может быть признана обоснованной с учетом правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". Суды правильно отметили, что статус общественной организации инвалидов не может использоваться преимущественно для получения налоговой выгоды, как это имело место в рассматриваемой ситуации.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 15.06.2010 N 1810/10, от 14.09.2010 N 1809/10, 1812/10, 1814/10."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 марта 2013 г. N Ф06-1302/13 по делу N А55-16432/2012