г. Казань
19 марта 2013 г.
Дело N А57-11804/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Ерофеева Б.М., доверенность от 13.03.2013,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Саратовской области - Потаповой К.Е., доверенность от 09.01.2013 N 02-10/1,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Потапова К.Е., доверенность от 10.01.2012 N 05-17/3,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Балашовский комбинат хлебопродуктов", г. Балашов Саратовской области (ИНН 6440003557, ОГРН 1026401585396)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2012 (судья Калинина А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-11804/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Балашовский комбинат хлебопродуктов", г. Балашов Саратовской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Саратовской области, г. Балашов, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании незаконным бездействия инспекции, о возложении судебных расходов на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Балашовский комбинат хлебопродуктов" (далее - общество, заявитель, ОАО "БКХ") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Саратовской области (далее - налоговый орган, инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - Управление) о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непредставлении открытому акционерному обществу "Балашовский комбинат хлебопродуктов" возможности ознакомления с материалами выездной налоговой проверки, снятия копий необходимых документов по акту выездной налоговой проверки от 11.04.2012 N 11 в процедуре рассмотрения таких материалов, которая начата в 14 часов 15 минут 11.05.2012, завершена в 17 часов 12.05.2012; о возложении судебных расходов на налоговый орган.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012, в удовлетворении заявления ОАО "БКХ" отказано.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, инспекцией в отношении ОАО "БКХ" проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки от 11.04.2012 N 11.
Настоящий акт от 11.04.2012 N 11 получен генеральным директором общества Спириным А.Г. 11.04.2012.
11-12.05.2012 в присутствии представителей ОАО "БКХ" генерального директора Спирина А.Г., представителей: Катрычева П.Н. по доверенности от 10.05.2012, Каретниковой А.В. по доверенности от 10.05.2012, Ерофеева Б.М. по доверенности от 29.09.2010 рассмотрены возражения налогоплательщика, материалы выездной налоговой проверки и вынесено решение о привлечение к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 15Р.
В процессе рассмотрения материалов проверки 11.05.2012 представителем общества в налоговый орган подано заявление о предоставлении для ознакомления всех материалов дела (материалов налоговой проверки, материалов налогового контроля).
Инспекция частично представила ОАО "БКХ" документы для ознакомления.
Однако налоговым органом в лице и.о. начальника инспекции отказано в представлении документов, на которые имеются ссылки в акте налоговой проверки, а именно: протоколы допроса свидетелей, объяснений 13.02.2012; объяснений 21.12.2011; объяснений 20.12.2011; выписки по операциям на расчетных счетах контрагентов: общества с ограниченной ответственностью "Рикон", индивидуального предпринимателя Вебер В.А, индивидуального предпринимателя Ускова В.В, общества с ограниченной ответственностью "Лилия", общества с ограниченной ответственностью "Русин", общества с ограниченной ответственностью "Романовское Прихоперье", общества с ограниченной ответственностью "Московский торговый дом", общества с ограниченной ответственностью "Феникс" (т. 1 л.д. 24-25).
ОАО "БКХ", посчитав, что инспекция бездействует и тем самым нарушает его право на ознакомление с материалами проверки на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что доказательств нарушения законных интересов ОАО "БКХ" обществом не представлено.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Пунктом 6 статьи 100 НК РФ предусмотрено, что в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих лицо, в отношении которого проводилась проверка, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии со статьей 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы проверки, в том числе письменные возражения по акту рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки налогоплательщика.
Пунктом 3.1. статьи 100 Кодекса установлено, что к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
В обоснование своих требований заявителем указано на не предоставление ему налоговым органом для ознакомления и копирования необходимых документов (протоколы допросов свидетелей, выписки по операциям на расчетных счетах контрагентов) по акту выездной налоговой проверки от 11.04.2012 N 11 в процедуре рассмотрения таких материалов, которая начата в 14 часов 15 минут 11.05.2012 и завершена в 17 часов 12.05.2012.
Между тем материалами дела подтверждается выполнение инспекцией требований к составлению акта налоговой проверки.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.
Как установлено судебными инстанциями, акт выездной налоговой проверки от 11.04.2012 N 11 вручен генеральному директору ОАО "БКХ" Спирину А.Г. 11.04.2012 с приложениями на 405 листах (материалы встречных проверок, выписки из протоколов допроса).
К акту проверки налоговым органом, как того требуют положения пункта 3.1 статьи 100 НК РФ, приложены документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.
Из акта проверки от 11.04.2012 следует, что мероприятия налогового контроля, включая интересующие общества, показания свидетелей из протоколов допросов, выписки по операциям на расчетных счетах контрагентах, подробно в нем отражены.
Вместе с тем, из действующих норм налогового законодательства не следует, что налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику все приложения к акту проверки.
В рассматриваемом случае, протоколы допросов свидетелей и выписки по расчетным счетам контрагентов содержат сведения, составляющие налоговую тайну, которая, в силу пункта 6 статьи 32 НК РФ, не подлежит разглашению налоговыми органами за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, налоговый орган предоставил обществу часть документов, которые были использованы при проведении проверки.
Следовательно, налоговым органом предоставлена возможность заявителю ознакомиться с результатами проведения мероприятий налогового контроля и подготовить возражения по ним, чем обеспечено беспрепятственное осуществление налогоплательщиком надлежащей защиты.
Установив факт вручения обществу акта выездной налоговой проверки от 11.04.2012 с приложениями на 405 листе (выписки из протоколов допроса, выписки по операциям на расчетных счетах контрагентах) и руководствуясь положениями пунктов 3.1, 4, 6 статьи 100 НК РФ, приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, судебные инстанции правомерно указали на отсутствие нарушений условий процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и нарушений оспариваемым бездействием прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустили при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 по делу N А57-11804/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А. Хакимов
Судьи
Л.Р. Гатауллина
Ф.Г. Гарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К акту проверки налоговым органом, как того требуют положения пункта 3.1 статьи 100 НК РФ, приложены документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.
...
В рассматриваемом случае, протоколы допросов свидетелей и выписки по расчетным счетам контрагентов содержат сведения, составляющие налоговую тайну, которая, в силу пункта 6 статьи 32 НК РФ, не подлежит разглашению налоговыми органами за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
...
Установив факт вручения обществу акта выездной налоговой проверки от 11.04.2012 с приложениями на 405 листе (выписки из протоколов допроса, выписки по операциям на расчетных счетах контрагентах) и руководствуясь положениями пунктов 3.1, 4, 6 статьи 100 НК РФ, приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, судебные инстанции правомерно указали на отсутствие нарушений условий процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и нарушений оспариваемым бездействием прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 марта 2013 г. N Ф06-1041/13 по делу N А57-11804/2012