г. Казань |
|
18 апреля 2013 г. |
Дело N А65-27097/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Закировой А.Ю., доверенность от 05.03.2013 N 5,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.05.2012 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2012 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А65-27097/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройЭлектро", г. Казань (ИНН 1656034421, ОГРН 1061656040247) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Казани о признании незаконным решения, с участием третьих лиц: Территориальная профсоюзная организация работников Сферы производства товарной продукции и услуг Общероссийского объединения профсоюзов РОСТ по Республике Татарстан "Татпромпроф", г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройЭлектро" (далее - ООО "СтройЭлектро", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнений) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Казани Республики Татарстан (далее - пенсионный фонд, ответчик) о признании незаконным решения от 09.08.2011 N 013/503/636-2011 в части начисления страховых взносов по пункту 1.2 решения, соответствующих сумм пеней и штрафов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.05.2012 заявленное требование удовлетворено.
Суд признал незаконным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Казани от 09.08.2011 N 013/503/636-2011 в части начисления страховых взносов по пункту 1.2 решения, соответствующих сумм пеней и штрафов.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2012 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.05.2012 оставлено без изменения.
Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Определением от 20.11.2012 производство по кассационной жалобе пенсионного фонда было приостановлено до опубликования постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации по делу N А65-18892/2011.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.03.2013 производство по вышеуказанной кассационной жалобе возобновлено.
Представитель пенсионного фонда в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество и третье лицо в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия заявителя и третьего лица.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает, что судебные акты следует отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в отношении Общества выездной проверки пенсионным фондом принято решение от 09.08.2011 N 013/503/636-2011.
Указанным решением Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в сумме 47 796,00 руб.
Этим же решением Обществу начислены пени в сумме 31 189,02 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 238 979 руб.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод пенсионного фонда о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в результате не включения в базу для исчисления страховых взносов сумм компенсационных выплат работникам, которые, по мнению ответчика, являются надбавкой к заработной плате за работу во вредных условиях труда.
Не согласившись с вынесенным решением Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования Общества, исходили из того, что у пенсионного фонда не имелось оснований для признания выплаченных заявителем работникам компенсации морального вреда оплатой труда во вредных и опасных условиях работы и, соответственно, для доначисления страховых взносов, пени и штрафа.
По мнению судов, моральный вред причиняется работникам самим фактом привлечения к работе на рабочих местах с вредными условиями труда, как носящими неустранимый характер при современном техническом уровне производства и организации труда, так и обусловленными непринятием работодателем достаточных мер к максимальному исключению вредного воздействия на работников.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на упомянутых работах, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда". Согласно вышеназванному постановлению работникам, занятым на таких работах, наряду с сокращенной продолжительностью рабочего времени и правом на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск установлено минимальное повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для работ с нормальными условиями труда.
Наряду с повышенной оплатой труда в силу положения, предусмотренного абзацем тринадцатым статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации, работник, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на компенсации, установленные коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Поскольку материалами дела не подтверждены факты причинения вреда здоровью работников неправомерными действиями или бездействием работодателя, компенсация морального вреда, по сути, является компенсационной выплатой в денежной форме за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Из положений части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ следует, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда (за исключением компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов) относятся к числу выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.
Таким образом, в отличие от действовавшего ранее абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, исключавшего компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей, из налоговой базы по единому социальному налогу, подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ признает спорные выплаты объектом обложения страховыми взносами.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.12.2012 N 10151/12.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для признания незаконным решения пенсионного фонда.
Согласно части 3 статьи 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ в случае выявления несоответствия выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой инстанции, и имеющимся в деле доказательствам, нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, арбитражным судом кассационной инстанции выносится постановление об отмене обжалуемого решения, постановления.
Поскольку все обстоятельства дела установлены, не требуется установления новых обстоятельств и исследования дополнительных доказательств, суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты не находит оснований для направления дела на новое рассмотрение и считает возможным принять по делу новый судебный акт, отказав Обществу в удовлетворении требований о признании недействительным решения Фонда.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.05.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2012 по делу N А65-27097/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "СтройЭлектро" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
По мнению ПФ РФ, обществом допущено занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в результате невключения в базу для исчисления страховых взносов сумм компенсационных выплат работникам, которые являются надбавкой к заработной плате за работу во вредных условиях труда.
Суд согласился с позицией ПФ РФ.
Суд установил, что общество выплачивало своим работникам компенсацию морального вреда за работу во вредных и опасных условиях работы.
Моральный вред причиняется работникам самим фактом привлечения к работе на рабочих местах с вредными условиями труда, как носящими неустранимый характер при современном техническом уровне производства и организации труда, так и обусловленными непринятием работодателем достаточных мер к максимальному исключению вредного воздействия на работников.
Вместе с тем, материалами дела не подтверждены факты причинения вреда здоровью работников неправомерными действиями или бездействием работодателя.
Поэтому суд счел, что компенсация морального вреда, по сути, является компенсационной выплатой в денежной форме за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
При таких обстоятельствах суд признал правомерным начисление ПФ РФ страховых взносов на спорные выплаты, начисление пени и штрафа.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 апреля 2013 г. N Ф06-9004/12 по делу N А65-27097/2011