г. Казань |
|
10 апреля 2013 г. |
Дело N А55-18581/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Ананьева Р.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Мухаметшиной А.И.
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заявителя - Муниципального предприятия городского округа Самара "Ярмарки Самары" - Севастьянова А.В., доверенность от 02.04.2013, Заряева И.Г., доверенность от 15.11.2012 б/н,
ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Найдовского П.Е., доверенность от 28.12.2012 N 12-9366,
в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2012 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-18581/2012
по заявлению муниципального предприятия городского округа Самара "Ярмарки Самары", г. Самара (ИНН 6317006122, ОГРН 1036300667259) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, третье лицо - Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие городского округа Самара "Ярмарки Самары" (далее - истец, МП г.о. Самара "Ярмарки Самары") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Самарской области) в государственной регистрации права хозяйственного ведения, выраженного в сообщении от 05.05.2012 N 01/025/2012-652.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012, заявленное требование удовлетворено. Признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права хозяйственного ведения, выраженный в сообщении от 05.05.2012 N 01/025/2012-652. На ответчика возложена обязанность по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем проведения государственной регистрации права хозяйственного ведения МП г.о. Самара "Ярмарки Самары" на часть объекта дорожного хозяйства, указанного в заявлении от 22.03.2012.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель МП г.о. Самара "Ярмарки Самары" просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в собственности городского округа Самара находится объект недвижимого имущества - объект дорожного хозяйства - улица Сергея Лазо, протяженностью 1394 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Управленческий, ул. Сергея Лазо, в границах от улицы Парижской Коммуны до Волжского шоссе, кадастровый номер 63:01:0000000:0:6209.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленной в материалы дела копией свидетельства о государственной регистрации права собственности от 03.09.2009.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 01.03.2012 N 445 "О закреплении на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием городского округа Самара "Ярмарки Самары" частей объекта дорожного хозяйства" за заявителем закреплено на праве хозяйственного ведения следующее имущество: часть объекта дорожного хозяйства, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Сергея Лазо, литера I (реестровый номер 00030Н), описание и схематический план которой указан в Приложениях N 1 и N 2 к настоящему приказу.
На основании указанного приказа между заявителем и Департаментом управления имуществом городского округа Самара 16.03.2012 было подписано дополнительное соглашение к договору от 23.12.1998 N 000009Х о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, согласно которому в данный договор включено дополнительно указанное выше имущество. Приложением к данному дополнительному соглашению также являлось описание и схематический план спорной части сооружения.
22.03.2012 заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества - часть объекта дорожного хозяйства шириной 3 м, расположенного на расстоянии 13 м от дома N 15 по ул. Сергея Лазо, в 8, 5 м от бордюрного камня ул. Сергея Лазо, в 1, 5-м от бордюрного камня пер. Банковский, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, ул. Сергея Лазо, литера I.
По результатам рассмотрения заявления, сообщением от 05.05.2012 N 01/025/2012-652 в государственной регистрации было отказано заявителю на основании абзацев 2, 4 и 10 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Данные обстоятельства явились основанием для обращения муниципального предприятия в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 6, пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица.
В силу пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представленные на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП).
В пункте 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ определено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
В государственной регистрации прав может быть отказано в том числе в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ).
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из возможности вовлечения в хозяйственный оборот не сооружения в целом, а его части, каковым является спорный объект, при этом суды пришли к выводу, что документы, необходимые для идентификации спорного объекта,как-то описание и схематический план части сооружения и акт приема-передачи, в регистрирующий орган были представлены.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с судами в силу следующего.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. На основании пункта 4 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 ГК РФ (пункты 5, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Положениями статей 16, 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 6, 13, 15, 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" определены: вопросы местного значения, к которым относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них; полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности; общие требования к использованию автомобильных дорог, согласно которым право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, и к их полномочиям относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
При необходимости оказания услуг для муниципальных нужд при осуществлении дорожной деятельности предусмотрен муниципальный заказ на оказание таких услуг, размещение которого осуществляется в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено создание казенного предприятия в случае, если преобладающая часть услуг предназначена для нужд муниципального образования. При этом возможность передачи автомобильных дорог общего пользования в хозяйственное ведение унитарным предприятиям законодательством не предусмотрена.
Таким образом, исходя из определенного законодателем содержания права хозяйственного ведения на передаваемое собственником унитарному предприятию имущество, которое он должен использовать в соответствии с предметом и целями своей деятельности, извлекая из него прибыль, улица или ее часть, используемых по соответствующему назначению неограниченным кругом лиц на бесплатной основе, не могут быть переданы на праве хозяйственного ведения унитарным предприятиям.
Между тем, как усматривается из материалов дела, в частности из свидетельства о праве муниципальной собственности и кадастрового паспорта, объектом дорожного хозяйства является улица Сергея Лазо протяженностью 1394 кв. м. В хозяйственное ведение предприятия передается часть дорожного хозяйства протяженностью 4 м шириной 3 м.
Как пояснил суду кассационной инстанции представитель муниципального предприятия, спорный объект является частью улицы.
Однако данное обстоятельство предметом исследования и оценки судов не являлось.
При таких данных суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам в нарушении правил статьи 71 АПК РФ, в связи с чем являются незаконным и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по делу N А55-18581/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями статей 16, 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 6, 13, 15, 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" определены: вопросы местного значения, к которым относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них; полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности; общие требования к использованию автомобильных дорог, согласно которым право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, и к их полномочиям относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
При необходимости оказания услуг для муниципальных нужд при осуществлении дорожной деятельности предусмотрен муниципальный заказ на оказание таких услуг, размещение которого осуществляется в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено создание казенного предприятия в случае, если преобладающая часть услуг предназначена для нужд муниципального образования. При этом возможность передачи автомобильных дорог общего пользования в хозяйственное ведение унитарным предприятиям законодательством не предусмотрена."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 апреля 2013 г. N Ф06-1789/13 по делу N А55-18581/2012
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18581/12
10.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1789/13
27.11.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12852/12
22.08.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18581/12
14.06.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-18581/12