г. Казань |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А55-22899/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания специалистом Кузнецовым К.М.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заявителя - Ковдра О.А., доверенность от 01.01.2013 N 86,
ответчика (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области) - Гребневой Е.Н., доверенность от 03.10.2012,
в отсутствие:
ответчика (Федерального агентства по управлению государственным имуществом) - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.11.2012 (судья Холодкова Ю. Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 (председательствующий судья Рогалева Е. М., судьи Бажан П. В., Марчик Н. Ю.)
по делу N А55-22899/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания", г. Новокуйбышевск Самарской области (ОГРН 1026303117994) к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, незаконными действий по возврату и понуждении,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (далее - общество, ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенного в письме от 23.05.2012 N 1111-10/15869 по обращению ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" от 06.02.2012 N 13/104 о предоставлении в собственность земельных участков, в части отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 37 068 кв. м с кадастровым номером 63:04:0302001:5, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 62-А и земельного участка площадью 126 494 кв. м с кадастровым номером 63:04:0302001:6, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 66; о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Теруправление) по возврату представленного комплекта документов по обращению ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" от 06.02.2012 N 13/104, изложенных в письме Территориального Управления Росимущества в Самарской области от 05.06.2012 N 4438 и понуждении устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.11.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Теруправление обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
В соответствии со статьей 153N АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: железнодорожные пути по земляному полотну с балластным слоем, литера Ж, год постройки 1966-1987, общей протяженностью 25 822 п.м., расположенные на двух земельных участках с кадастровыми номерами 63:04:0302001:5 и 63:04:0302001:6.
Право собственности на указанный объект недвижимого имущества подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.12.2011 N 04-015/2011-128.
Земельные участки с кадастровыми номерами 63:04:0302001:5 площадью 37 068 кв. м и 63:04:0302001:6 площадью 126 494 кв. м, расположенные по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 62А и д. 66, находятся в собственности Российской Федерации имеют назначение объекта: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под железнодорожные пути по земляному полотну с балластным слоем.
Общество обратилось в Теруправление с заявлением от 10.02.2012 о приватизации данных земельных участков на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В целях получения поручения для заключения договоров купли-продажи земельных участков Теруправление направило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) комплекты документов Общества.
Письмом от 23.05.2012 N ПП-10/15869 Росимущество отказало в принятии решения о предоставлении обществу в собственность земельных участков с номерами 63:04:0302001:5 и 63:04:0302001:6.
Письмом от 05.06.2012 N 4438 Теруправление возвратило обществу пакет документов с результатами рассмотрения заявки Росимуществом, разъяснив обязанность обществу по оформлению аренды на указанные участки.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ переоформление юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобретение земельных участков в собственность осуществляется в соответствии с правилами статьей 36 ЗК РФ независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав собственник объекта недвижимости обращается с соответствующим заявлением, приложив необходимый комплект документов, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ публичный орган в месячный срок с момента подачи соответствующего заявления должен принять решение о предоставлении земельного участка в собственность, а затем в месячный срок с момента принятия решения подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением о заключении.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка явился вывод Росимущества о том, что испрашиваемые земельные участки относятся к землям, предоставленным для обеспечения деятельности организаций транспорта и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, то есть в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ являются ограниченными в обороте, что в силу пункта 2 той же нормы материального права исключает возможность их передачи в частную собственность.
Оценив указанный довод, и отклоняя его, суды обоснованно исходили из того, что заявитель не является организацией транспорта, Росимуществом не доказано вхождение земельных участков в перечень земельных участков, исключенных из оборота в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ.
Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров. В силу части 2 статьи 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Как следует из кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков, данные объекты отнесены к "землям населенных пунктов", доказательства отнесения указанного земельного участка к землям транспорта отсутствуют.
Судами установлено, что железнодорожные пути, находящиеся в настоящее время в собственности у заявителя, приобретены по результатам приватизации Новокуйбышевского нефтехимического комбината, используются для погрузо-разгрузочной деятельности исключительно для собственных нужд предприятия, соединяют отдельные подразделения, которые территориально удалены друг от друга, то есть являются внутренними объектами для внутренних нужд предприятия.
Порядок использования указанных объектов внутри предприятия регламентирован инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ЗАО "Нефтехимическая компания", примыкающего к станции "Жигули".
Использование железнодорожных путей для собственных нужд заявителя также подтверждается тем, что они относятся к железнодорожным путям необщего пользования. Согласно части 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 90 ЗК РФ определено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Названной нормой не установлен запрет на оборот земельных участков, предоставленных для размещения указанных объектов железнодорожного транспорта.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель транспорта, предназначенных для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенных для их развития, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Постановка на кадастровый учет спорных участков, их отнесение к землям населенных пунктов не оспорены в установленном порядке.
Суды обоснованно отклонили довод Теруправления об отсутствии у него полномочий на распоряжение земельными участками.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу пунктов 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Системный анализ полномочий Теруправления, закрепленных в положении, Административном регламенте по предоставлению федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденном Приказом минэкономразвития России от 07.11.2011 N 622, свидетельствует о том, что именно Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 ЗК РФ принимать соответствующие заявления и решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков на территории Самарской области.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ и установив, что, являясь собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, истец обратился с надлежащим заявлением в Теруправление, приложив полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установленный приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что отказ Росимущества и его Теруправления в принятии решения о предоставлении в собственность спорных участков противоречит положениям статей 27, 36 ЗК РФ, и подлежит признанию незаконным, так как нарушает права и законные интересы заявителя.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Оснований полагать, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается. Переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанции обстоятельств и исследованных судами доказательств, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Доводов, которые опровергали бы выводы судов о применении норм права, в кассационной жалобе не содержится.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, не нарушены.
В связи с рассмотрением кассационной жалобы и вынесением настоящего постановления основания для приостановления исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 13.11.2012 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 отпали, поэтому ранее принятая определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.03.2013 мера, предусмотренная статьей 283 АПК РФ, подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 по делу N А55-22899/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Системный анализ полномочий Теруправления, закрепленных в положении, Административном регламенте по предоставлению федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденном Приказом минэкономразвития России от 07.11.2011 N 622, свидетельствует о том, что именно Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 ЗК РФ принимать соответствующие заявления и решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков на территории Самарской области.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ и установив, что, являясь собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, истец обратился с надлежащим заявлением в Теруправление, приложив полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установленный приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что отказ Росимущества и его Теруправления в принятии решения о предоставлении в собственность спорных участков противоречит положениям статей 27, 36 ЗК РФ, и подлежит признанию незаконным, так как нарушает права и законные интересы заявителя."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 апреля 2013 г. N Ф06-2215/13 по делу N А55-22899/2012