г. Казань |
|
24 апреля 2013 г. |
Дело N А12-11699/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
третьего лица (Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области) - Федечевой Е.А., доверенность от 23.08.2011 N 28,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.10.2012 (судья Савченко Н.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Камерилова В.А., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-11699/2012
по исковому заявлению Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684), к администрации городского округа город Камышин Волгоградской области (ИНН 3436102623, ОГРН 1023404971083), Комитету по управлению имуществом городского округа город Камышин Волгоградской области (ИНН 3436103218, ОГРН 1023404968619) о признании права государственной собственности Российской Федерации на объекты недвижимости, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Камышинский" Волгоградской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, Камышинской городской думы, муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Камышина", общества с ограниченной ответственностью "Содействие ветеранам правоохранительных органов", Министерства внутренних дел Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области (далее - территориальное управление, истец) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к администрации городского округа город Камышин Волгоградской области (далее - администрация), комитету по управлению имуществом городского округа город Камышин Волгоградской области (далее - комитет), о признании права государственной собственности Российской Федерации на объекты недвижимости:
- нежилое здание общей площадью 680,2 кв.м., расположенное по адресу Волгоградская область, г. Камышин, ул. Коммунальная, 8 а;
- здание гаража общей площадью 486,1 кв.м., расположенное по адресу Волгоградская область, г. Камышин, ул. Коммунальная, 8а;
- встроенное нежилое помещение N 63, цокольный этаж, общей площадью 39,3 кв.м., расположенное по адресу Волгоградская область, г. Камышин, ул. Рижская, 5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Камышинский" Волгоградской области, Камышинская городская дума, муниципальное унитарное предприятие "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Камышина", общество с ограниченной ответственностью "Содействие ветеранам правоохранительных органов".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.10.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, главное управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
В соответствии со статьей 153N АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Волгоградской области.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, спорное имущество, являющееся муниципальной собственностью муниципального образования городской округ - город Камышин Волгоградской области, находится в пользовании управления внутренних дел города Камышина по договорам аренды и безвозмездного пользования имуществом.
13 апреля 2011 года УВД по городу Камышину и Камышинскому району Волгоградской области обратилось к главе городского округа город Камышин с предложением о передаче в федеральную собственность недвижимого имущества, занимаемого подразделениями УВД по г. Камышину и Камышинскому району Волгоградской области.
Территориальное управление, полагая, что спорные помещения, находящиеся в муниципальной собственности, используются для нужд полиции (ранее милиции) и в силу положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) подлежат передаче в федеральную собственность, обратилось с настоящим иском.
По мнению истца, органами местного самоуправления не выполнены требования пункта 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) о безвозмездной передаче в срок до 01.01.2008 в федеральную собственность имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Отказывая в иске, суды исходили из того, что спорные объекты недвижимости находятся в муниципальной собственности; не представлены доказательства, подтверждающие право федеральной собственности на эти помещения в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"; администрация не выразила волю на безвозмездную передачу объектов в федеральную собственность в установленном порядке; отсутствуют основания для возникновения федеральной собственности на объекты либо обязательства администрации по их безвозмездной передаче.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Со дня вступления в силу решения о передаче указанного имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации до возникновения права собственности на передаваемое имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также находящиеся в их ведении государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, за которыми подлежит закреплению указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" основанием для передачи муниципального имущества в федеральную собственность является предложение о передаче имущества, направляемое органами местного самоуправления уполномоченному органу. При этом статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрен прямой запрет на передачу в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации муниципального имущества, не включенного в такое предложение.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П и определении от 07.12.2006 N 542-О, положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.
Следовательно, передача спорных нежилых помещений из муниципальной в федеральную собственность не может быть осуществлена в порядке, установленном положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, при отсутствии волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации.
Установив факт отсутствия волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества, суды обоснованно отказали в иске.
Довод кассационной жалобы о неприменении судами императивной нормы части 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" подлежит отклонению, поскольку обязанность по передаче имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, находящегося в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, в силу этой же нормы, не исключает необходимость соблюдения установленного законом порядка передачи имущества.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований основан на материалах дела и соответствует нормам материального права.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.10.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу N А12-11699/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П и определении от 07.12.2006 N 542-О, положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.
Следовательно, передача спорных нежилых помещений из муниципальной в федеральную собственность не может быть осуществлена в порядке, установленном положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, при отсутствии волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации.
...
Довод кассационной жалобы о неприменении судами императивной нормы части 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" подлежит отклонению, поскольку обязанность по передаче имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, находящегося в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, в силу этой же нормы, не исключает необходимость соблюдения установленного законом порядка передачи имущества."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2013 г. N Ф06-2226/13 по делу N А12-11699/2012
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8817/13
26.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8817/13
24.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2226/13
29.01.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10891/12
15.10.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-11699/12