г. Казань |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А57-16898/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Давыдовой О.Н,, по доверенности от 04.05.2012,
заинтересованного лица - администрации муниципального образования "Город Саратов" - Степанова А.А., по доверенности от 07.03.2013 N 01-03/25,
в отсутствие:
заинтересованных лиц - комитета по дорожному хозяйству и транспорту администрации МО "Город Саратов", комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, Саратовской городской Думы, - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2012 (председательствующий судья Кулапов Д.С., судьи: Землянникова В.В., Бобунова Е.В.)
по делу N А57-16898/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская ТГК", г. Саратов, с участием заинтересованных лиц: администрации МО "Город Саратов", г. Саратов, комитета по дорожному хозяйству и транспорту администрации МО "Город Саратов", г. Саратов, комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, г. Саратов,
Саратовской городской Думы, г. Саратов, о признании недействительным постановления в части,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волжская ТГК" (далее - ОАО "Волжская ТГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) N 204А "О порядке выполнения работ на подземных коммуникациях и обустройства строительных площадок" недействующим в части пункта 1.22, в редакции постановления N 1076 "О внесении изменений в постановление главы администрации города Саратова от 07.08.2006 N 204 А", как не соответствующее статьям 15, 1064, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статье 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Саратовская городская дума.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, администрацией принято постановление от 07.08.2006 N 204А "О порядке выполнения работ на подземных коммуникациях и обустройства строительных площадок" (далее - постановление N 204А), которое опубликовано в газете "Саратовская панорама - спецвыпуск" от 16.08.2006 N 43 (94).
27 мая 2011 года администрацией принято постановление N 1076 "О внесении изменений в постановление N 204А", частности пункт 1.22 был изложен в следующей редакции: "организация-подрядчик, производящая подземные ремонтные работы на автомобильной дороге, обязана обеспечить полное восстановление дорожного покрытия и элементов обустройства дороги по всей ее ширине, а также длину на расстоянии не менее трех метров от места проведения работ" и опубликовано в газете "Саратовская панорама-спецвыпуск" от 03.06.2011 N 60(724) (далее - Постановление N 1076).
ОАО "Волжская ТГК" является организацией осуществляющей теплоснабжение города Саратова и Саратовской области. В силу своей деятельности общество имеет на праве собственности и других вещных правах имущественный комплекс, участвующий в производственной деятельности предприятия, в состав которого входят тепловые сети. В процессе технической эксплуатации тепловых сетей производит плановый (в межотопительный сезон) и капитальный ремонты, которые требуют производства вскрышных работ.
ОАО "Волжская ТГК" обращается в Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству и транспорту администрации МО "Город Саратов" за выдачей разрешения на производство ремонтных работ.
В разрешении на производство подземных работ Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству и транспорту администрации МО "Город Саратов" указывает: место проведения работ, сроки начала и окончания работ, а также порядок и сроки восстановления асфальтобетонного покрытия.
В процессе ремонтных компаний ООО "Волжская ТГК" тратит значительные средства на восстановление асфальтобетонного покрытия дорог, принадлежащих МО "Город Саратов".
Считая, что постановление администрации N 204А в части пункта 1.22, в редакции постановления N 1076 не соответствующим статьям 15, 1064, 210 ГК РФ, части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ, статье 19 Федерального закона N 257-ФЗ общество обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением, при этом общество не отрицает факт, что асфальтобетонное покрытие в месте производства вскрышных должно восстанавливаться в полном объеме, так как это не противоречит действующим федеральным нормам регламентирующим возмещение причинения вреда и убытков, но восстановление асфальтобетонного покрытия на том участке дороги, который не был затронут вскрышными работами, то есть по всей ширине дороги, а также в длину на расстоянии не менее трех метров от места проведения работ, считает противоречащим нормам гражданского законодательства.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Согласно статье 49 Федерального закона N 131-ФЗ, экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ, в собственности муниципального образования находятся автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Автомобильные дороги местного значения на территории Муниципального образования "Город Саратов" относятся к собственности муниципального образования "Город Саратов" и в настоящее время все автомобильные дороги местного значения включены в Сводный реестр объектов муниципальной казны.
В силу статьи 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статье 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Вскрытие асфальтобетонного покрытия в момент производства вскрышных работ является определенным причинением вреда имуществу МУ "Город Саратов".
В данном случае указанное причинение вреда обусловлено определенной необходимостью, поскольку все вскрышные ремонтные работы общество проводит с целью технического обслуживания тепловых сетей и тепловых магистралей, от которых запитаны важные источники жизнедеятельности всего муниципального образования, а также жилищный фонд и такие социально значимые объекты как школы, детские сады и т.д.
Таким образом, не производство вскрышных ремонтных работ может повлечь неблагоприятные последствия для всего МО "Город Саратов" в целом. Неблагоприятные последствия выразятся в первую очередь, срывом отопительного сезона, либо внеплановыми отключениями горячего водоснабжения и отопления.
Вместе с тем, указанные вскрышные работы проходят согласование с органами местной власти - Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству и транспорту администрации МУ "Город Саратов", и в случае положительного результаты выдается - "Разрешение на производство вскрышных работ".
Пункт 1.22 постановления N 1076 устанавливает, что организация-подрядчик, производящая подземные ремонтные работы на автомобильной дороге, обязана обеспечить полное восстановление дорожного покрытия и элементов обустройства дороги по всей ее ширине, а также длину на расстоянии не менее трех метров от места проведения работ, т.е. фактически указанным пунктом вменяется обязанность по возмещению вреда даже в том месте, где он фактически причинен не был, что не соответствует указанным нормам статей 210, 1064 ГК РФ и положениям пункта 4 статьи 7 Федерального закона N131-ФЗ.
Согласно статье 19 Федерального закона N 257-ФЗ прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В случае, если прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода и (или) придорожных полос автомобильной дороги влечет за собой реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги, ее участков, такие реконструкция, капитальный ремонт осуществляются владельцами инженерных коммуникаций или за их счет.
Условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта таких автомобильных дорог определяются договорами, заключаемыми владельцами этих инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог.
Решением Саратовской городской Думы от 27.09.2007 N 20-185 "О правилах благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" утверждены "Правила благоустройства территории МО "Город Саратов", глава 9 которых регламентируют содержание мест производства земляных, ремонтных, строительных и иных видов работ.
В соответствии с пунктами 9.7, 9.9 засыпка мест земляных и вскрышных работ должна производиться в срок, указанный в разрешении на производство земляных работ, с обязательным составлением акта при участии представителя органа, выдавшего разрешение. Дорожные покрытия, тротуары, газоны и другие объекты благоустройства должны быть восстановлены в сроки, указанные в разрешении.
В соответствии с п.п. 13, 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, по окончанию работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
В силу п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Указанный государственный стандарт устанавливает предельно допустимые повреждения дорожного покрытия, сроки их ликвидации, а также предельные размеры отдельных просадок, выбоин, допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см, и глубине 5 см.
Положения, регламентирующие восстановление асфальтобетонного покрытия не только в пределах вскрываемого участка дороги, но и по всей ширине дороги, а также в длину на расстояние не менее трех метров от места проведения работ в ГОСТ Р 50597-93 отсутствуют.
Таким образом, пункт 1.22 в редакции постановления N 1076 входит в противоречие с положениями статьи 19 Федерального закона N 257-ФЗ и действующим ГОСТам и Стандартам.
В данном случае, в ходе рассмотрения дела администрацией не представлено доказательств, обуславливающих необходимость восстановления дорожного покрытия и элементов обустройства дороги, после осуществления вскрышных работ, по всей ее ширине, а также длину на расстоянии именно не менее трех метров от места проведения таких работ.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2012 по делу N А57-16898/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 19 Федерального закона N 257-ФЗ прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
...
В силу п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Указанный государственный стандарт устанавливает предельно допустимые повреждения дорожного покрытия, сроки их ликвидации, а также предельные размеры отдельных просадок, выбоин, допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
...
Положения, регламентирующие восстановление асфальтобетонного покрытия не только в пределах вскрываемого участка дороги, но и по всей ширине дороги, а также в длину на расстояние не менее трех метров от места проведения работ в ГОСТ Р 50597-93 отсутствуют.
Таким образом, пункт 1.22 в редакции постановления N 1076 входит в противоречие с положениями статьи 19 Федерального закона N 257-ФЗ и действующим ГОСТам и Стандартам."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 марта 2013 г. N Ф06-1426/13 по делу N А57-16898/2012
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9295/13
09.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9295/13
26.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1426/13
27.12.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-16898/12