г. Казань |
|
28 марта 2013 г. |
Дело N А06-4500/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Петрова А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ибятовой Э.М. (протоколирование ведется с использованием систем видео-конференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к материалам дела),
при участии представителей:
заявителя - Винник Н.Н. (доверенность от 09.01.2013 N 8), Кочнева А.Г. (доверенность от 09.01.2013 N 8), Шмелева Д.В. (паспорт),
ответчика - Чалышевой Н.С. (доверенность от 01.08.2012 N 25-02-03-14/1302), Андрухович Г.А. (доверенность от 04.06.2012 N 25-02-03-14/902),
в отсутствие:
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" и Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.10.2012 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Александрова Л.Б., Борисова Т.С.)
по делу N А06-4500/2012
по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (ОГРН 1103015003750 ИНН 3017065227) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области (ОГРН 1103015003750 ИНН 3017065227) о признании недействительными и незаконными пунктов 1-4, 10-15, 17-18, 24, 26-32 представления от 11.05.2012 N 25-04-08-18/16, с участием заинтересованных лиц: Федерального казенного учреждения "Объединение стратегического командования Южного военного округа" (г. Ростов-на-Дону), Федерального бюджетного учреждения - военная часть 90878 (г. Астрахань), Федерального бюджетного учреждения - военная часть 59042 (г. Астрахань), Федерального бюджетного учреждения - военная часть 20264 (г. Астрахань, пос. Новолесное), Федерального бюджетного учреждения - военная часть 40140 (г. Астрахань, пос. Стрелецкий), Федерального бюджетного учреждения - военная часть 15197 (г. Астрахань, пос. Стрелецкий), Федерального бюджетного учреждения - военная часть 63895 (Астраханская область, г. Нариманов), Управления "128 Группа судов обеспечения" (Астраханская область, с. Труд-Фронт),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (далее - Управление финансового обеспечения, Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительными и не законными пунктов 1-4, 10-15, 17-18, 24, 26-32 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области (далее - административный орган) от 11.05.2012 N 25-04-08-18/16.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08.10.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 требование Управления финансового обеспечения удовлетворено частично.
Признаны недействительными пункты 1, 2, 3, 12, 13, 14, 24, 26 представления административного органа от 11.05.2012 N 25-04-08-18/16 (далее - представление).
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Учреждение и административный орган обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами.
Управление финансового обеспечения в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными и незаконными пунктов 4, 10, 11, 15, 17, 18, 27, 28, 29, 30, 31, 32 представления и принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Административный орган, в своей кассационной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции и постановлении апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных требований о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 представления.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 14.03.2013 объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 21.03.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов на кассационные жалобы, судебная коллегия находит их подлежащими отмене в неудовлетворенной части требований заявителя, дело - направлению на новое рассмотрение в указанной части.
Как установлено судом, в период с 16.01.2012 по 12.03.2012 административным органом проведена плановая проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в Управлении финансового обеспечения. Проверяемый период определен с 01.01.2011 по 31.12.2011
По результатам проверки составлен акт от 12.03.2012.
На основании акта проверки административным органом вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, которым руководителю Управления финансового обеспечения предложено рассмотреть данное представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Управление финансового обеспечения не согласилось с представлением и обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая в части заявленных требований, суд исходил из их недоказанности и неправомерности.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов.
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
В силу подпункта 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н (далее - Положение), аналогичное право предоставлено территориальным органам этой службы.
За нарушение бюджетного законодательства руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов вправе применять меры принуждения, в том числе выносить представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (пункт 2 статьи 284 Кодекса).
Территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре (пункт 5.1 Положения).
Согласно пункту 5.14 Положения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право, в том числе, проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях-получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации; проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
В силу пунктов 3, 4, 6 Административного регламента Федеральная служба финансово-бюджетного надзора непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.
Таким образом, в соответствии со статьей 268 Кодекса и Административным регламентом Федеральная служба финансово-бюджетного надзора непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета в отношении получателей бюджетных средств (статья 152 Кодекса).
Цель ревизий (проверок) - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
На основании результатов ревизии (проверки) руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (территориального органа) выносит обязательное к исполнению проверенной организации представление по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 122 Административного регламента).
В статье 281 Кодекса установлено, что под нарушением бюджетного законодательства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод, что Управление уполномочено на выдачу по итогам ревизии (проверки) обязательного для исполнения представления по устранению установленных в ходе проверки нарушений только бюджетного законодательства.
Вместе с тем выдача представления по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, гражданского законодательства и т.п.) не относится к полномочиям Управления.
Таким образом, орган финансово-бюджетного надзора имеет право в пределах своей компетенции направлять получателю бюджетных средств обязательные к исполнению представления по устранению выявленных нарушений только бюджетного законодательства, влекущих незаконное использование бюджетных средств, но не любых, установленных в ходе проверки нарушений (бухгалтерского учета, гражданского законодательства, правил либо инструкций делопроизводства и других).
Между тем, отказывая заявителю в удовлетворении требований, судом не приняты во внимание указанные полномочия административного органа.
В связи с чем судебная коллегия не может согласиться с выводом судов в оспариваемой заявителем по делу части обжалуемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы административного органа о несогласии с судебными актами в части признания недействительными пунктов 1, 2, 3 представления, судебная коллегия внимательно изучила, однако находит их подлежащими отклонению, как несостоятельные, направленные на неправильное толкование норм права и переоценку установленных судом обстоятельств.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит вывод судов в оспариваемой заявителем части судебных актов недостаточно обоснованным, а судебные акты в указанной части подлежащими отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию суда.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, повторно проанализировать вменяемые заявителю нарушения применительно к бюджетному законодательству, а также с учетом пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 и разрешить дело в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.10.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 по делу N А06-4500/2012 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными и незаконными пунктов 4, 10, 11, 15, 17, 18, 27, 28, 29, 30, 31, 32 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области от 11.05.2012 N 25-04-08-18/16, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
Кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" - удовлетворить, в удовлетворении кассационной жалобы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области - отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.10.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 по делу N А06-4500/2012 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 3, 4, 6 Административного регламента Федеральная служба финансово-бюджетного надзора непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.
Таким образом, в соответствии со статьей 268 Кодекса и Административным регламентом Федеральная служба финансово-бюджетного надзора непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета в отношении получателей бюджетных средств (статья 152 Кодекса).
...
В статье 281 Кодекса установлено, что под нарушением бюджетного законодательства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
...
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, повторно проанализировать вменяемые заявителю нарушения применительно к бюджетному законодательству, а также с учетом пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 и разрешить дело в соответствии с требованиями закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 марта 2013 г. N Ф06-2246/13 по делу N А06-4500/2012
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2013 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4500/12
28.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2246/13
28.12.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10546/12
23.11.2012 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4500/12
08.10.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4500/12