г. Казань |
|
16 мая 2013 г. |
Дело N А65-21879/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Логинова О.В., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Гареевой Н.Р., доверенность от 14.05.2013 N 7/13,
ответчика - Хайруллина А.Ф., доверенность от 01.03.2013 N РБ-02/2095,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "АС Финанс", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2012 (судья Бредихина Н.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-21879/2012
по заявлению открытого акционерного общества "АС Финанс", г. Казань (ИНН 1660108891, ОГРН 1071690075511) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным решения, с участием третьих лиц: Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Супермаркет недвижимости",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "АС Финанс" (далее - заявитель, Общество, ОАО "АС Финанс") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, УФАС по РТ) о признании недействительным решения от 24.05.2012 по делу N 06-452/2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и общество с ограниченной ответственностью "Супермаркет недвижимости" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "АС Финанс" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании отклонил кассационную жалобу Общества.
Третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия третьих лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя и ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании приказов от 27.04.2011 N 01/197-пр, от 27.05.2011 N 01/278-пр антимонопольным органом в отношении муниципального учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" была проведена внеплановая проверка. По результатам проверки Управлением был составлен акт от 08.07.2011 N 31/06, с выявленными признаками нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе проверки при изучении информационного сообщения от 30.09.2009 N 224-228, опубликованного в районной газете "Зеленодольская правда", было установлено следующее.
В соответствии с постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 24.09.2009 N 2098 организатором торгов проведен открытый аукцион на повышение стоимости по продаже земельных участков: лот N 1 - из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 404 652,00 кв.м, видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, находящихся в государственной собственности, расположенные в Осиновском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (7 земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 16:20:084401:119, 16:20:084401:120, 16:20:084401:121, 16:20:084401:124, 16:20:084401:125, 16:20:084401:126, 16:20:084401:127); в Новопольском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (20 земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 16:20:093401:23, 16:20:090802:73, 16:20:090802:74, 16:20:090802:75, 16:20:090803:97, 16:20:090803:98, 16:20:090803:101, 16:20:090803:102, 16:20:093301:74, 16:20:093301:149, 16:20:093301:150, 16:20:093301:151, 16:20:093301:152, 16:20:093301:153, 16:20:093301:154, 16:20:090801:253, 16:20:090801:255, 16:20:090801:260, 16:20:090801:261, 16:20:090801:262); в Айшинском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (5 земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 16:20:111001:165, 16:20:111001:172, 16:20:111001:173, 16:20:110901:185, 16:20:110901:186); в Бишнинском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (39 земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 16:20:070603:41, 16:20:070603:42, 16:20:070603:43, 16:20:070603:44, 16:20:070603:45, 16:20:070603:45, 16:20:070603:47, 16:20:070603:48, 16:20:070603:50, 16:20:070603:51, 16:20:070603:51, 16:20:070603:54, 16:20:070603:55, 16:20:070603:56, 16:20:070603:57, 16:20:070603:58, 16:20:070603:59, 16:20:070603:60, 16:20:070603:61, 16:20:070603:62, 16:20:070603:63, 16:20:070603:64, 16:20:070603:65, 16:20:070603:66, 16:20:070603:67, 16:20:070603:68, 16:20:070603:69, 16:20:070603:70, 16:20:070603:71, 16:20:070603:72, 16:20:070603:73, 16:20:070603:74, 16:20:070603:75, 16:20:070603:76, 16:20:070603:77, 16:20:070603:78, 16:20:070603:79, 16:20:070701:40, 16:20:070701:41, 16:20:070701:42).
Победителем открытого аукциона согласно протоколу о результатах открытого аукциона по продаже земельных участков от 02.11.2009 N 1 по лоту N 1 стало ОАО "АС Финанс", с которым Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком) впоследствии заключил договор купли-продажи земельных участков от 09.11.2009.
Приказом УФАС по РТ от 16.09.2011 N 01/726-к было возбуждено дело N 06-452/2011 по признакам нарушения Исполкомом статьи 17 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения которого было принято решение от 24.05.2012.
Указанным решением действия Исполкома были признаны нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Общество, полагая, что вышеназванное решение антимонопольного органа нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что Исполкомом в результате нарушения положений статьи 17 Закона о защите конкуренции был ограничен круг претендентов на участие в открытом аукционе.
Судебная коллегия считает, что вышеназванный вывод судов основан на правильном применении норм материального права.
Из положений статьи 17 Закона о защите конкуренции следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. Перечень нарушений, перечисленный в указанной статье, не является исчерпывающим и для квалификации действий по организации и проведению торгов (аукционов) как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещено при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Как следует из оспариваемого решения антимонопольного органа, по его мнению, действия Исполкома по объединению 71 земельного участка в один лот при проведении торгов по продаже, могли привести к ограничению конкуренции и нарушить принцип равнодоступности при проведении торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны, в том числе принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов), в том числе сведения о предстоящих торгах, подлежащие обязательному опубликованию, предусмотрен пунктом 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 (далее - Правила).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в рассматриваемом случае в открытом аукционе участвовали 2 организации - общество с ограниченной ответственностью "Супермаркет недвижимости" и ОАО "АС Финанс", являющийся учредителем общество с ограниченной ответственностью "Супермаркет недвижимости".
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, проанализировав приведенные положения норм материального права, учитывая положения статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Закона о защите конкуренции, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном конкретном случае решение о выставлении 71 земельного участка на аукцион единым лотом было принято при наличии ответов потенциальных участников, желающих приобрести включенные в единый лот земельные участки по отдельности, что в результате могло привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.
Суды также правильно указали, что объединение в один лот земельных участков, обладающих индивидуальными, различными потребительскими свойствами, ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в земельном участке с определенным месторасположением и характеристиками.
При этом ни Гражданский, ни Земельный кодексы Российской Федерации, ни Правила не содержат запрета на передачу в аренду нескольких земельных участков единым лотом по одному договору аренды, а Закон о защите конкуренции не содержит требований к порядку формирования лотов при организации торгов на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
Вместе с тем, как правильно отметили суды, при формировании условий конкурса (аукциона) заказчик должен строго следовать целям проведения торгов, соблюдать публичность, открытость и прозрачность предоставления земельных участков, не нарушать принципов добросовестной конкуренции, соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Таким образом, суды правомерно признали факт ограничения Исполкомом круга претендентов на участие в открытом аукционе и нарушения им положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 по делу N А65-21879/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды также правильно указали, что объединение в один лот земельных участков, обладающих индивидуальными, различными потребительскими свойствами, ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в земельном участке с определенным месторасположением и характеристиками.
При этом ни Гражданский, ни Земельный кодексы Российской Федерации, ни Правила не содержат запрета на передачу в аренду нескольких земельных участков единым лотом по одному договору аренды, а Закон о защите конкуренции не содержит требований к порядку формирования лотов при организации торгов на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
Вместе с тем, как правильно отметили суды, при формировании условий конкурса (аукциона) заказчик должен строго следовать целям проведения торгов, соблюдать публичность, открытость и прозрачность предоставления земельных участков, не нарушать принципов добросовестной конкуренции, соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Таким образом, суды правомерно признали факт ограничения Исполкомом круга претендентов на участие в открытом аукционе и нарушения им положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2013 г. N Ф06-3185/13 по делу N А65-21879/2012
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12752/13
30.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12752/13
16.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3185/13
11.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17202/12
16.11.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-21879/12