г. Казань |
|
16 мая 2013 г. |
Дело N А57-16384/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Салиховой З.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Мачтаковой Л.И.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области представителей:
истца - Дербенова А.П. (доверенность от 06.04.2013 б/н),
третьего лица - Эмиралиева А.М. (доверенность от 16.04.2013 N 01-01.02-710),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
остальных третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шестункина Алексея Павловича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.12.2012 (судья Большедворская Е.Л.)
по делу N А57-16384/2012
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Шестункина Алексея Павловича к областному государственному учреждению "Балаковская районная станция по борьбе с болезнями животных" о понуждении заключить договор на ветеринарное обслуживание,
с участием третьих лиц: Управления ветеринарии Правительства Саратовской области, Министерства финансов Саратовской области, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шестункин Алексей Павлович (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к областному государственному учреждению "Балаковская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ответчик, районная станция) о понуждении к заключению договора на ветеринарное обслуживание.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 04.10.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление ветеринарии Правительства Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.12.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
В суде апелляционной инстанции законность решения суда первой инстанции не проверялась.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушения норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы считает, что поименованные в договоре обязанности исполнителя не должны осуществляться за плату, а мероприятия по осуществлению постоянных ежедневных мероприятий по подтверждению ветеринарно-санитарной безопасности поступающих на предприятие грузов, закреплению за предприятием ветеринарного врача являются функциональными обязанностями ответчика как государственного контролирующего органа, в связи с чем не могут осуществляться на возмездной основе.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Саратовской области.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что 23.05.2012 предприниматель (заказчик) направил в адрес районной станции (исполнитель) проект договора от 23.05.2012 N 11-08/12 на оказание ему услуг специалистами исполнителя по организации ветеринарного обслуживания предприятия, подтверждения соответствия продукции животного происхождения требованиям качества и безопасности в ветеринарном отношении при ввозе, хранении и реализации, а также ветеринарно-санитарного осмотра, вырабатываемой продукции с целью предупреждения поступления на потребительский рынок некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов (пункт 1.1 проекта договора).
В разделе 2 названного договора предусмотрены права и обязанности сторон. Так, на основании пункта 2.1 исполнитель обязуется: осуществлять постоянные ежедневные мероприятия по подтверждению ветеринарно-санитарной безопасности поступающих на предприятие заказчика грузов, ветеринарно-санитарного осмотра продукции при хранении и реализации, обеспечение выпуска продукции, безопасной в ветеринарно-санитарном отношении.
Для оказания ветеринарных услуг заказчику начальником районной станции назначается на должность и закрепляется за предприятием ветеринарный врач.
В своей деятельности ветеринарный врач подразделения обязуется:
- осуществлять постоянные ежедневные мероприятия по подтверждению ветеринарно-санитарной безопасности поступающих на предприятие заказчика грузов, ветеринарно-санитарного осмотра продукции при хранении и реализации, обеспечение выпуска продукции, безопасной в ветеринарно-санитарном отношении. Уведомляет администрацию предприятия (владельцев продукции) о выявленных случаях нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации при организации торговли продуктами животного происхождения;
- отслеживает поступление на предприятие сырья и вспомогательных подконтрольных материалов, включая проверку правильности оформления ветеринарных документов, их соответствие фактически поступившему количеству груза, маркировки и т.д., соблюдению правил транспортировки;
- регистрирует проводимую работу в журнал установленной формы, ведет ветеринарный учет и предоставляет ветеринарную и иную отчетность в вышестоящие ветеринарные организации;
- оформляет ветеринарно-сопроводительную документацию.
Пунктом 2.2 названного проекта договора предусмотрены права исполнителя:
- давать администрации и специалистам заказчика указания по вопросам ветеринарии с целью поддержания надлежащей ветеринарно-санитарной и эпизоотической обстановки и обеспечения выпуска продукции и сырья животного происхождения, отвечающим ветеринарно-санитарным требованиям и правилам;
- не допускать приема для хранения и реализации обезличенной продукции, выдачу сопроводительной ветеринарной документации для транспортировки продукции с предприятия заказчика к месту дальнейшего хранения и реализации с нарушениями требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и без указаний начальника территориального отдела Главного государственного ветеринарного инспектора по Балаковскому и Духовницкому муниципальным районам;
- проводить отбор проб сырья, продукции и материалов для проведения лабораторных исследований;
- получать от администрации и специалистов заказчика сведения, необходимые для выполнения услуг, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего договора, при этом, исполнитель обязуется не выдавать сведения, составляющие коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством;
- беспрепятственно посещать все производственные объекты заказчика;
- принимать решения о возможности и условиях приема продукции животного происхождения для ввоза, хранения и реализации.
В пунктах 6.1-6.2 закреплены прочие условия договора. Так, режим работы ветеринарного специалиста исполнителя соответствует распорядку дня заказчика на предприятии; в случае увольнения, перевода закрепленного ветеринарного специалиста, исполнитель направляет другого ветврача (по представлению).
Пунктом 2.3 проекта договора от 23.05.2012 N 11-08/12 заказчик обязуется:
- безвозмездно обеспечить исполнителя служебными и бытовыми помещениями в соответствии с требованиями к лабораториям, подключенными к электро-, теплосетям, а также канализации и водоснабжению, оборудованными системой вентиляции воздуха и средствами связи;
- соблюдать требования ветеринарного законодательства Российской Федерации, ветеринарных правил и норм в части обеспечения приема, хранения и выпуска в реализацию продуктов питания, безопасных в ветеринарном отношении;
- обеспечивать своевременное проведение работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации территории предприятия и находящихся на ней объектов, используя предприятия и организации, имеющие лицензии на указанный вид деятельности;
- в целях обеспечения лабораторного контроля на предприятиях, для подтверждения безопасности и качества выпускаемой продукции при оформлении сертификата соответствия проводить лабораторные исследования производимой предприятием продукции;
- при заносе на территорию предприятия заразных болезней принимать меры по ликвидации очага инфекции и оплачивать связанные с этим расходы, а также оплачивать расходы по утилизации продуктов питания (включая транспортировку к месту утилизации), признанных по результатам лабораторных исследований некачественными и опасными для здоровья населения;
- ознакомить сотрудников исполнителя, закрепленных за предприятием, с правилами внутреннего распорядка предприятия, требованиями охраны труда, пожарной безопасности и иными требованиями, необходимыми для безопасного и качественного выполнения работ на территории предприятия;
- оплачивать услуги исполнителя в соответствии с условиями настоящего договора;
- в случае приостановления деятельности предприятия на срок до 10 дней и более обязан информировать исполнителя в письменной форме.
Пунктом 2.4 проекта договора от 23.05.2012 N 11-08/12 предусмотрены права заказчика: на достоверную информацию о требованиях, предъявляемых к транспортировке, хранению продуктов животноводства.
В разделе 3 предложенного истцом к подписанию проекта определена стоимость услуг и порядок расчета по договору от 23.05.2012 N 11-08/12. Так, на основании пункта 3.1 проекта договора заказчик производит оплату за оказываемые исполнителем ветеринарные услуги согласно приложению N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора.
Отчетным периодом считается календарный месяц. Оплата услуг исполнителя осуществляется заказчиком на расчетный счет исполнителя ежемесячно в срок, не позднее пяти банковских дней со дня получения счета, выставленного исполнителем, на основании подписанного сторонами акта выполненных работ. В акте выполненных работ исполнитель обязан указать точное число оформленных ветеринарных сопроводительных документов, а также вид и стоимость платных ветеринарных услуг, оказанных исполнителем заказчику в отчетном периоде (пункт 3.2 проекта договора).
Согласно пункту 3.3 в сумму оплаты по договору не входит и оплачивается дополнительно владельцами продукции (контрагентами рынка):
- отбор проб (при наличии показаний) для дополнительных исследований в Балаковской районной ветеринарной лаборатории;
- проведение при наличии показаний дополнительных исследований: гистологических, радиологических, микробиологических и других в испытательном центре.
Согласно приложению N 1 к проекту договора от 21.05.2012 N 11-08/12 в стоимость ветеринарных услуг входит: оформление ветеринарной справки ф. N 4 - 103,40 руб.; оформление ветеринарного свидетельства ф. N 2 - 140,20 руб. При увеличении стоимости закупки бланков строгой отчетности стоимость оформления ветеринарного сопроводительного документа (ветеринарной справки ф. N 4, ветеринарного свидетельства ф. N 2) может быть изменена на основании приказа районной станции и прейскуранта на услуги, оказываемые государственными ветеринарными учреждениями на территории Саратовской области.
26.06.2012 ответчик направил в адрес истца письмо исх.N 42, в котором сообщил, что содержание ветеринарного врача, необходимого для обслуживания предприятия истца за счет районной станции, не представляется возможным. Предпринимателю было предложено компенсировать стоимость услуг по содержанию ветеринарного врача за счет средств предприятия истца.
Кроме того, в адрес истца для подписания был направлен договор от 23.06.2012 N 04-08/11, подписанный и скрепленный печатью со стороны районной станции, предметом которого является оказание услуг заказчику специалистами исполнителя по организации ветеринарного обслуживания предприятия, подтверждения соответствия продукции животного происхождения требованиям качества и безопасности в ветеринарном отношении при ввозе, хранении и реализации, а также ветеринарно-санитарного осмотра вырабатываемой продукции с целью предупреждения поступления на потребительский рынок некачественного и опасного продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Пунктом 2.3 договора от 23.06.2012 N 04-08/11 заказчик обязуется:
- безвозмездно обеспечить исполнителя служебными и бытовыми помещениями в соответствии с требованиями к лабораториям, подключенными к электро-, теплосетям, а также к канализации и водоснабжению, оборудованными системой вентиляции воздуха и средствами связи;
- соблюдать требования ветеринарного законодательства Российской Федерации, ветеринарных правил и норм в части обеспечения приема, хранения и выпуска в реализацию продуктов питания, безопасных в ветеринарном отношении;
- обеспечивать своевременное проведение работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации территории предприятия и находящихся на ней объектов, используя предприятия и организации, имеющими лицензии на указанный вид деятельности;
- в целях обеспечения лабораторного контроля на предприятиях, для подтверждения безопасности и качества выпускаемой продукции проводить лабораторные исследования производимой предприятием продукции;
- при заносе на территорию предприятия заразных болезней принимать меры по ликвидации очага инфекции и оплачивать связанные с этим расходы, а также оплачивать расходы по утилизации продуктов питания (включая транспортировку к месту утилизации), признанных по результатам лабораторных исследований некачественными и опасными для здоровья населения;
- ознакомить сотрудников исполнителя, закрепленных за предприятием, с правилами внутреннего распорядка предприятия, требованиями охраны труда, пожарной безопасности и иными требованиями, необходимыми для безопасного и качественного выполнения работ на территории предприятия;
- за свой счет содержать ветеринарного врача и уплатить исполнителю обусловленную настоящим договором сумму (приложение N 1);
- оказывать содействие исполнителю при выполнении услуг согласно пункту 1.1 настоящего договора;
- в случае приостановления деятельности предприятия на срок до 10 дней и более обязан информировать исполнителя в письменной форме.
В разделе 3 договора от 23.06.2012 N 04-08/11 установлены стоимость услуг и порядок расчета. Так, в целях компенсации расходов исполнителя, связанных с исполнением возложенных на него обязанностей, согласно пункту 1.1 настоящего договора заказчик производит оплату за оказываемые исполнителем ветеринарные услуги согласно приложению N 1 (смета расходов на содержание ветеринарного врача ветсанэкспертизы), которое является неотъемлемой частью настоящего договора, в размере 19 369,63 руб. Стоимость бланков ветеринарных сопроводительных документов (вет. свидетельств ф. N 1, N 2, N 3, справка ф. N 4) и их оформление не входит в сумму стоимости оказанных услуг и оплачивается дополнительно (пункт 3.1 договора от 23.06.2012 N 04-08/11).
Оплата за бланки ветеринарных сопроводительных документов и их оформление производится согласно приложению N 2 по 100% предоплате.
В силу пункта 3.3 договора в сумму оплаты по договору не входит и оплачивается дополнительно заказчиком или владельцами продукции (контрагентами рынка):
- отбор проб (при наличии показаний) для дополнительных исследований в Балаковской районной ветеринарной лаборатории;
- проведение при наличии показаний дополнительных исследований: гистологических, радиологических, микробиологических и других в испытательном центре.
В случае внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации и (или) Саратовской области по оплате труда работников государственных учреждений производится перерасчет стоимости услуг в соответствии с внесенными изменениями (пункт 3.4 договора от 23.06.2012 N 04-08/11).
Истец не согласился с предложенным ответчиком вариантом договора на оказание ветеринарных услуг по организации ветеринарного обслуживания и, полагая, что районная станция в рамках осуществления государственного ветеринарного надзора обязана на безвозмездной основе оказывать ветеринарные услуги, не указанные в перечне платных ветеринарных услуг и поименованные в пункте 2.1 договора, обратился в арбитражный суд с настоящим иском о понуждении заключить договор.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 420 Гражданского кодекса Российской Федерации под договором понимают согласованное волеизъявление субъектов гражданского права, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.
Общий случай заключения договора в обязательном порядке установлен статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу абзаца 1 пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) одними из основных задач ветеринарии в Российской Федерации являются: контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации; осуществление государственного ветеринарного надзора.
В соответствии со статьей 8 Закона о ветеринарии государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор направлен на выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных; организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и надзор за их выполнением; разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства; надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил; надзор за производством и применением в ветеринарии биологических, химических и других лекарственных средств для животных, осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф; применение мер, направленных на пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 3 статьи 5 Закона о ветеринарии, а также другими лицами в порядке, определяемом Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706 (далее - Положение о государственном ветеринарном надзоре). Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации в пределах своей компетенции.
Согласно статье 15 Закона о ветеринарии продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Согласно части 4 статьи 21 этого же Закона запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Из приведенных законоположений следует, что представление продукции животного происхождения организациями и гражданами на ветеринарно-санитарную экспертизу является обязательным условием их реализации и использования для пищевых целей.
Основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства (пункт 5 Положения о государственном ветеринарном надзоре.
Кроме того, в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 в соответствии с Законом о ветеринарии разработаны и утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг, которые определяют порядок и условия их предоставления владельцам (физическим лицам) животных, продуктов животноводства и других видов продукции, подконтрольной ветеринарной службе, в частности, к платным услугам относятся все виды лабораторных исследований, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для продажи на продовольственных рынках, а также некачественных и опасных в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения, а также оформление и выдача ветеринарных документов: ветеринарных проходных свидетельств, сертификатов, справок, паспортов, регистрационных удостоверений и других.
Платные услуги оказываются, в том числе, на условиях заключения договора (пункт 10 Правил). Выдача ветеринарных сопроводительных документов на платной основе не относится к мероприятиям, связанным с осуществлением государственного ветеринарного контроля (надзора), а также не может препятствовать, ограничивать конкуренцию и ущемлять интересы хозяйствующих субъектов, занимающихся производством и реализацией продукции животноводства промышленного изготовления.
Районная станция является государственным учреждением, входит в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации. При этом, учреждение осуществляет государственный ветеринарный надзор и предпринимательскую деятельность, в том числе, деятельность по оказанию платных ветеринарных услуг.
Согласно пункту 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре государственный ветеринарный надзор осуществляется органами управления, учреждениями и организациями государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422 ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Выдача ветеринарных свидетельств и ветеринарной справки не может быть отнесена к функциям государственного ветеринарного надзора (контроля), так как по смыслу определения государственного ветеринарного надзора, содержащегося в Законе о ветеринарии и Положении о государственном ветеринарном надзоре контрольно-надзорными функциями являются мероприятия по проверке наличия правильности оформления ветеринарных сопроводительных документов, а не их выдача, при этом, в соответствии с пунктом 8 Положения о государственном ветеринарном надзоре документами, оформленными при проведении госветнадзора, являются акты, протоколы, постановления и предписания.
Данный перечень является исчерпывающим и ветеринарных сопроводительных документов в нем нет.
Сопроводительные ветеринарные документы характеризуют ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и не устанавливают факты наличия, либо отсутствия нарушений ветеринарного законодательства, не содержат мер, направленных на предупреждение и пресечение таких нарушений.
Таким образом, мероприятия по проведению государственного ветеринарного надзора и мероприятия по выдаче ветеринарных сопроводительных документов различны как по своему содержанию и направленности, так и по субъектам, уполномоченным осуществлять данные мероприятия.
Следовательно, выдача ветеринарных сопроводительных документов не является формой государственного ветеринарного надзора, так как имеет целью лишь подтверждение факта ветеринарного благополучия территории и груза на основании проведения необходимых экспертиз, исследований, обследований, измерений и т.д., которые осуществляются на платной основе и носят характер услуг. На основании пункта 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг и пункта 2 Перечня платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, выдача ветеринарных сопроводительных документов (ветеринарных свидетельств и справок) относится к платным ветеринарным услугам.
Во исполнение требований Закона о ветеринарии и в соответствии с Положением о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, утвержденным главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 14.10.1994 N 13-7-2/173, на предприятиях занимающихся переработкой и хранением продуктов животноводства независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, занятых убоем скота, птицы, заготовкой, переработкой и хранением продовольственного сырья и животного происхождения, созданы подразделения государственного ветеринарного надзора.
В иных предприятиях предоставление платных ветеринарных услуг носит необязательный характер, а осуществляется только на заявительной основе со стороны индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из вышеприведенных положений Закона о ветеринарии и Правил оказания платных ветеринарных услуг видно, что услуги, испрашиваемые истцом в проекте договора от 23.05.2012 N 11-08/12, относятся к платным ветеринарным услугам, осуществляемым ответчиком на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 "Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг", и, следовательно, подлежат оплате согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, довод заявителя кассационной жалобы о том, что ветеринарные услуги, оказываемые учреждениями, входящими в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, должны оказываться индивидуальным предпринимателям бесплатно является несостоятельным. Закон не содержит положений, освобождающих граждан и организации от внесения платы за проведение ветеринарно-санитарных услуг, по инициативе которых они проводятся и, соответственно, не возлагает на учреждения государственной ветеринарной службы Российской Федерации обязанность на проведение услуг за свой счет.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судом дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу оспариваемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом первой инстанции применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.12.2012 по делу N А57-16384/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства (пункт 5 Положения о государственном ветеринарном надзоре.
Кроме того, в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 в соответствии с Законом о ветеринарии разработаны и утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг, которые определяют порядок и условия их предоставления владельцам (физическим лицам) животных, продуктов животноводства и других видов продукции, подконтрольной ветеринарной службе, в частности, к платным услугам относятся все виды лабораторных исследований, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для продажи на продовольственных рынках, а также некачественных и опасных в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения, а также оформление и выдача ветеринарных документов: ветеринарных проходных свидетельств, сертификатов, справок, паспортов, регистрационных удостоверений и других.
...
В соответствии с пунктом 1.4 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422 ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
...
Из вышеприведенных положений Закона о ветеринарии и Правил оказания платных ветеринарных услуг видно, что услуги, испрашиваемые истцом в проекте договора от 23.05.2012 N 11-08/12, относятся к платным ветеринарным услугам, осуществляемым ответчиком на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 "Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг", и, следовательно, подлежат оплате согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2013 г. N Ф06-3039/13 по делу N А57-16384/2012