г. Казань |
|
16 мая 2013 г. |
Дело N А12-27989/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
прокуратуры Волгоградской области - Дындова Д.В. (удостоверение ТО N 119663/1214),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Серединой Светланы Геннадиевны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.02.2013 (председательствующий судья Пономарева Е.В., судьи Наумова М.Ю., Стрельникова Н.В.)
по делу N А12-27989/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Серединой Светланы Геннадиевны к администрации Волгограда о признании недействующим постановления администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы" в части, касающейся отсутствия в утвержденной им схеме возможности размещения палатки по реализации овощей и фруктов, и не соответствующим требованиям постановления главы администрации Волгоградской области от 30.09.2010 N 1552 "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области", с участием третьих лиц: Департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда, администрации Ворошиловского района Волгограда, с участием в деле прокуратуры Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Середина Светлана Геннадиевна (далее - предприниматель, ИП Середина С.Г.) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействующим постановления администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы" в части, касающейся отсутствия в утвержденной схеме возможности размещения палатки по реализации овощей и фруктов по адресу: г. Волгоград, ул. Елецкая, д. 3-5 и киоска по торговле сельскохозяйственной продовольственной продукцией и продукцией общественного питания по адресу: г. Волгоград, ул. Елецкая, д. 3-5, и не соответствующим требованиям постановления главы администрации Волгоградской области от 30.09.2010 N 1552 "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Департамент предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда, прокуратура Волгоградской области в отзывах возражают против доводов кассационной жалобы и просят оставить ее без удовлетворения.
В соответствии со статьей 121 АПК РФ все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены, поэтому дело рассмотрено в отсутствие предпринимателя, администрации Волгограда, Департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда, администрации Ворошиловского района Волгограда.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Администрацией Волгограда принято постановление от 01.10.2012 N 2811 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы", которое опубликовано в установленном порядке в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" "Издательский дом "Пензенская правда" от 06.10.2012 N 109.
Полагая, что постановление нарушает права и законные интересы предпринимателя, ИП Середина С.Г. обратилась в арбитражный суд. Свое обращение мотивировал тем, что утвержденная постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811 схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда противоречит абзацу первому пункта 3 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 30.09.2010 N 1552, согласно которому схема размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования разрабатывается с учетом существующей дислокации нестационарных торговых объектов. Оспариваемым постановлением необоснованно исключены из схемы места размещения нестационарных торговых объектов по адресу: г. Волгоград, ул. Елецкая, д. 3-5.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 данного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 2 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Как установлено судом, схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда утверждена постановлением администрации в пределах его полномочий, предоставленных статьей 39 Устава города-героя Волгограда. Разработка и утверждение вышеуказанной схемы проводилась на основании постановления главы администрации Волгоградской области от 18.09.2012 N 2735 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда".
Ранее размещение киосков на территории Волгограда регламентировалось решениям Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N 29/589 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда" и решением Волгоградской городской Думы от 04.07.2007 N 47/1131 "Об утверждении схем размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда", а размещение остальных нестационарных объектов, за исключением павильонов, проводилось на основании решения Волгоградской городской Думы от 20.02.2008 N 58/1458 "О порядке размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории Волгограда" (далее - Порядок размещения объектов мелкорозничной сети).
В соответствии с Порядком размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории Волгограда администрациями районов ежегодно разрабатывался, согласовывался с комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда и Комитетом градостроительства и архитектуры администрации Волгограда, утверждался Департаментом потребительского рынка администрации Волгограда перечень мест размещения объектов мелкорозничной сети. После утверждения данного перечня администрациями районов Волгограда проводились открытые конкурсы на право размещения объектов мелкорозничной сети, победителям которых выдавались разрешения на право размещения объектов мелкорозничной сети. Кроме разрешения в соответствии с Порядком размещения объектов мелкорозничной сети для размещения сезонных объектов по оказанию услуг общественного питания, палаток, автомагазинов и торговых автоматов требовалось заключение договора аренды земельного участка.
Как установлено судом первой инстанции, предпринимателем были поданы заявки на участие в открытом конкурсе на право размещения объектов мелкорозничной сети, однако в связи с отсутствием пакета необходимых документов, заявитель не был допущен к участию в конкурсе.
С учетом изложенного, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено доказательств, подтверждающих незаконность невключения администрацией Ворошиловского района Волгограда в схему размещения нестационарных торговых объектов места для размещения палатки по улице Елецкая, д. 5.
Судом также дана правильная оценка доводам заявителя в части невключения в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811, киоска по улице Елецкая, между жилыми домами N 3 и 5.
В соответствии с подпунктами 3.9, 3.10, 3.11 Порядка размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N 29/589, основанием для установки объекта или гаража является договор аренды земельного участка, заключенный в порядке, установленном вышеупомянутыми нормами. 22.03.2011 спорный земельный участок для размещения объекта был предоставлен по договору аренды N 5/10-11моб индивидуальному предпринимателю Гулиеву Р.И. Арендатор по истечении срока договора в администрацию за заключением нового договора не обратился.
Кроме того, в связи с нарушением индивидуальным предпринимателем Гулиевым Р.И. правил благоустройства, изменения вида объекта без согласования с межведомственной комиссией администрации Ворошиловского района г. Волгограда, а также, принимая во внимание жалобы жителей близлежащих домов, администрацией Ворошиловского района Волгограда в соответствии с пунктом 3.4 вышеупомянутого Порядка принято решение о незаключении договора аренды на новый срок и исключении вышеназванного места размещения объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Довод заявителя жалобы об отсутствии доказательств отнесения торгового места, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Елецкая, д. 3-5, к охранной зоне водовода и зеленой зоне был рассмотрен и обоснованно отклонен судом первой инстанции. Судом принято во внимание письмо Департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда от 05.05.2012 N 01/935-и, в котором сообщается, что место по улице Елецкой, д. 3 расположено в зеленой зоне, охранной зоне водовода d=1000 мм, в связи с чем в указанном месте не имеется возможности установить торговые объекты. Кроме того, при размещении киоска по адресу: ул. Елецкая, между жилыми домами N 3 и 5 необходимо согласование с балансодержателем инженерных сетей.
Для признания незаконным нормативного правового акта в соответствии со статьей 192 АПК РФ требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушения данным нормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований предпринимателя исходя при этом из того, что оспариваемое постановление издано ответчиком в пределах компетенции; в нарушение статей 65, 192 АПК РФ заявитель не определил, какому закону или иному нормативному правовому акту постановление не соответствует, и не представил доказательств нарушения прав заявителя.
Таким образом, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд обоснованно признал постановление администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811 соответствующим постановлению главы администрации Волгоградской области от 30.09.2010 N 1552 "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области".
Согласно пункту 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании в кассационном порядке судебных актов по делам об оспаривании нормативного правового недействующим государственная пошлина для физических лиц составляет 100 руб.
Определением Федерального арбитражного суда от 01.04.2013 ИП Серединой С.Г. предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу. Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции взыскивает с предпринимателя государственную пошлину в размере 100 руб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.02.2013 по делу N А12-27989/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Серединой Светланы Геннадиевны - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Серединой Светланы Геннадиевны в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 100 руб.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
...
Согласно пункту 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании в кассационном порядке судебных актов по делам об оспаривании нормативного правового недействующим государственная пошлина для физических лиц составляет 100 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2013 г. N Ф06-3101/13 по делу N А12-27989/2012