г. Казань |
|
31 мая 2013 г. |
Дело N А65-22197/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Логинова О.В., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Хасаншиной А.Р. (доверенность от 19.07.2012 N 34-0/4687),
ответчика - Козела П.А. (доверенность от 29.12.2012 N АГ-02/18056),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия "Водоканал", г. Казань, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012 (судьи Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)
по делу N А65-22197/2010
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал", г. Казань (ИНН 1653006666, ОГРН 1021602830370) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконным постановления от 15.09.2010 по делу N А05-702/2010,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по РТ, антимонопольный орган) от 15.09.2010 о наложении штрафа по делу N А05-702/2010 об административном правонарушении.
Решением от 23.03.2011 Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил заявленные требования. Суд признал незаконным и изменил оспариваемое постановление УФАС России по РТ в части размера назначения административного наказания. Арбитражный суд Республики Татарстан уменьшил размер административного штрафа, снизив его до 100 000 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2011 оставлено без изменения, апелляционная жалоба антимонопольного органа - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.04.2012 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 по делу N А65-22197/2010 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При новом рассмотрении суду было указано проверить доводы антимонопольного органа о правомерности размера штрафа, определенного исходя из размера выручки заявителя от реализации товара (работ, услуг) на рынке водоотведения, расположенном на территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского районов Республики Татарстан, в пределах присоединенных сетей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным и изменил постановление УФАС России по РТ от 15.09.2010 по делу N А05-702/2010 в части размера назначенного административного наказания, снизив размер административного штрафа до 3 229 070 руб.
В отмененной части производство по административному делу прекращено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012 оставлено без изменения, апелляционные жалобы антимонопольного органа и Предприятия - без удовлетворения.
Антимонопольный орган и Предприятие, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратились с кассационными жалобами, в которых просят отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
В кассационной жалобе антимонопольный орган указывает на то, что при наложении административного штрафа правомерно определил размер выручки МУП "Водоканал" от реализации товаров (работ, услуг) на локальном рынке услуг водоотведения в географических границах территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей.
Предприятие в кассационной жалобе указывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представители заявителя и антимонопольного органа в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, заслушав представителей заявителя и антимонопольного органа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, постановлением от 15.09.2010 по делу N А05-702/2010 об административном правонарушении антимонопольный орган признал МУП "Водоканал" нарушившим статью 14.31 КоАП РФ. Указанным постановлением на заявителя наложен административный штраф в размере 8 883 110 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Предприятия и снижая размер административного штраф, исходили из наличия в действиях МУП "Водоканал" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ. Однако суды указали, что административный штраф исчисляется исходя из выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, а не из совокупного размера выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг). Суды исчислили размер штрафа исходя из выручки МУП "Водоканал" от реализации услуг за 2009 год на рынке водоотведения, расположенном на территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского районов Республики Татарстан, в пределах присоединенных сетей прочим потребителям.
Судебная коллегия считает, что вышеназванные выводы судов предыдущих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Статьей 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Для целей применения настоящей главы под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановление от 15.09.2010 по делу N А05-702/2010 было вынесено на основании решения УФАС России по РТ по делу N 05-218/2010 о нарушении МУП "Водоканал" антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.10.2011 по делу N А65-18244/2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.03.2012, МУП "Водоканал" было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными решения УФАС России по РТ от 23.06.2010 по делу N 05-218/2010, а также предписаний от 23.06.2010 N 1 и 2.
При рассмотрении указанного дела было установлено, что МУП "Водоканал" занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг водоотведения.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А65-18244/2010 подтверждается факт нарушения МУП "Водоканал" антимонопольного законодательства на локальном рынке услуг водоотведения в географических границах территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что антимонопольный орган исчислил размер штрафа исходя из совокупной выручки от реализации услуг по водоотведению за 2009 год на рынке водоотведения, распложенном на территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан, в пределах присоединенных сетей.
Штраф был установлен в размере одной сотой от суммы указанной выручки в размере 8 883 110 руб. на рынке водоотведения, распложенном на территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан, в пределах присоединенных сетей.
Между тем, как правильно указали суды, в 2009 году на рынке водоотведения постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 17.11.2008 N 9664 "О тарифах на услуги муниципального унитарного предприятия г. Казани "Водоканал" были установлены разные тарифы для населения и для прочих потребителей. Однако данное обстоятельство не было учтено антимонопольным органом при назначении штрафа.
Учитывая то, что заявитель относится к прочим потребителям, выручка заявителя от реализации услуг по водоотведению в границах товарного рынка г. Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей прочим потребителям составила 322 907 000 руб., суды обоснованно снизили размер штрафа, исходя именно из указанной выручки.
Судами установлено, что оспариваемое постановление было вынесено антимонопольным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, в связи с чем доводы Предприятия, изложенные в кассационной жалобе, о пропуске указанного срока подлежат отклонению.
Доводы антимонопольного органа и Предприятия, изложенные в кассационных жалобах, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в суде кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 по делу N А65-22197/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Для целей применения настоящей главы под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
...
Судами установлено, что оспариваемое постановление было вынесено антимонопольным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, в связи с чем доводы Предприятия, изложенные в кассационной жалобе, о пропуске указанного срока подлежат отклонению."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2013 г. N Ф06-3730/13 по делу N А65-22197/2010
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3730/13
07.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-813/13
11.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-22197/10
27.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2837/12
31.01.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4675/11