г. Казань |
|
31 мая 2013 г. |
Дело N А55-9000/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Хайруллиной Ф.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
ответчика - Шарапова Н.Н., доверенность от 02.04.2013,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лентранс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.07.2012 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-9000/2012
по исковому заявлению мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, к обществу с ограниченной ответственностью "Лентранс", г. Тольятти, о взыскании задолженности по договору аренды,
УСТАНОВИЛ:
мэрия городского округа Тольятти (далее - мэрия, истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лентранс" (далее - ООО "Лентранс", общество, ответчик) о взыскании 4 427 738 руб. 48 коп., в том числе: 3 260 290 руб. 94 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 20.06.2008 N 1765 за период с 26.02.2010 по 25.02.2012, 1 167 447 руб. 54 коп. пени за период с 10.03.2010 по 27.02.2012, а также о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 20.06.2008 N 1765 в раздел 2 договора аренды "Арендная плата".
До принятии судебного акта истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об уменьшении размера исковых требований до 3 521 046 руб. 75 коп., составляющих 2 224 402 руб. 62 коп. основного долга за период с 26.02.2010 по 25.02.2012, и 1 296 644 руб. 13 коп. пени за период с 10.03.2010 по 27.06.2012 согласно уточненному расчету.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.07.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 23.05.2013 до 28.05.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 20.06.2008 в соответствии с постановлением мэра г. Тольятти от 29.05.2008 N 1175-1/п, между мэрией и Егорейченковой Валентиной Сергеевной заключен договор аренды земельного участка N 1765, в соответствии с которым арендатору был предоставлен в аренду земельный участок площадью 7974 кв. м, кадастровый номер 63:09:01 02 155:44, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Транспортная, 15, для дальнейшей эксплуатации зданий, сроком на 49 лет.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.09.2008.
В соответствии с договором от 15.02.2010 N 1 перенайма земельного участка, заключенного между Егорейченковой B.C. и ООО "Лентранс" права и обязанности по вышеуказанному договору аренды в полном объеме перешли к ООО "Лентранс".
В пункте 2.1 договора аренды определен порядок расчета арендной платы (годовой размер арендной платы рассчитывается путем умножения площади земельного участка на базовый размер арендной платы). В случае, если земельный участок (здания, помещения на земельном участке) используются лицом в соответствии с двумя или более видами функционального использования, размер арендной платы определяется пропорционально площади объектов (помещений), использующихся под каждый вид функционального использования, к площади зданий (помещений). При этом стороны определили, что арендная плата вносится арендатором за каждый квартал не позднее 10 дня первого месяца расчетного квартала, а размер арендной платы за расчетный период рассчитывается арендатором самостоятельно и перечисляется на единый казначейский счет управления федерального казначейства по Самарской области, реквизиты которого указаны в договоре.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что базовый размер арендной платы за один квадратный метр земельного участка в год определяется по действующей на момент подписания договора методике, утвержденной исполнительным органом местного самоуправления, путем определения процентного соотношения от удельного показателя кадастровой стоимости земли по соответствующему кадастровому кварталу и назначению земель с применением коэффициента за вид разрешенного использования земельного участка и составляет - 35,09 руб. из расчета Бр=((УПКС*ВП)/100%)*Кв*Кд, где: Бр- удельный показатель кадастровой стоимости земли, в рублях за 1 кв.м. в год, равный- 1169,56, указанный в кадастровом паспорте земельного участка N 63-00-102/08-126302 от 29.04.2008; ВП- величина процента от удельного показателя кадастровой стоимости земли, в процентах равный- 3,00%, применяемый для земельных участков под промышленными объектами; Кв- коэффициент за вид разрешенного использования земельного участка, равный- 1,00, применяемый для земельных участков под промышленными объектами; Кд- дополнительный коэффициент, применяемый в соответствии с Положением "О порядке определения размера арендной платы за землю в г.о. Тольятти".
За нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пеню из расчета 0,1% от суммы задолженности за каждый календарный день просрочки (пункт 5.3 договора аренды).
Пунктом 2.8 договора аренды установлено, что в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации, Самарской области либо муниципальных правовых актов городского округа, регулирующих порядок исчисления базового размера арендной платы за землю, а также в случае изменения арендатором фактического функционального использования земельного участка, выявленного по результатам обследования земельного участка на предмет его фактического функционального использования, арендодатель вправе изменить базовый размер в одностороннем порядке. При этом новая величина базового размера арендной платы устанавливается, в первом случае, по истечении месяца с момента официального опубликования в средствах массовой информации, а во втором случае, по истечении десяти дней с момента уведомления арендодателем арендатора об измененном базовом размере арендной платы.
В соответствии с Порядком определения размера арендной платы условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, Решением Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 N 972 "О коэффициентах, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти", Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", была утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков расположенных на территории городского округа Тольятти, и порядок расчета арендной платы. В связи с принятием нормативных актов, изменяющих порядок определения размера арендной платы, с целью приведения порядка расчета арендной платы в соответствие с действующим законодательством, администрация подготовила дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды и письмом от 09.06.2010 N 2320/5.2 направила его ответчику для подписания. Указанное письмо вместе с дополнительным соглашением от 29.07.2010 получено лично директором общества Борщенко А.М.
Поскольку ответчик подписать данное соглашение отказался, подписанное соглашение в адрес истца не возвратил, арендные платежи производил не в полном объеме, истец обратился в суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, руководствуясь нормами статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 309, 424, пунктом 2 части 2 статьи 450, статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.02.2010 N 12404/09, исходили из доказанности обязанности общества по уплате арендных платежей, рассчитанных в соответствии с принятыми нормативными актами.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Принятие соответствующими органами нормативных актов, регулирующих правила определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, является случаем, установленным пунктом 2 части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании которого договор может быть изменен по требованию одной из сторон.
Согласно пункту 4 статьи 421, пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу указанных положений правовых норм стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Содержащееся в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Суды, признав верным расчет задолженности по арендной плате, осуществленный в соответствии с вышеуказанными нормативными актами Самарской области, правомерно удовлетворили требования в заявленном размере.
Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к несогласию с кадастровой стоимостью арендуемого земельного участка, как несоответствующей его рыночной стоимости, подтверждением чему является, в том числе, заявленное им до начала рассмотрения кассационной жалобы ходатайство о принятии для обозрения суда кассационной инстанции отчета об оценке N 053-13И рыночной стоимости земельного участка кадастровый номер 63:09:01 02 155:44, площадью 7 974 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Транспортная, 15, представленное в суд кассационной инстанции 23.05.2013.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. При этом предъявленные к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, требования подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Таким образом, общество не лишено права, в случае несогласия с кадастровой стоимостью земельного участка, и его несоответствием рыночной стоимости, возможности определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости в исковом порядке.
Таким образом, доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку выводов судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что недопустимо в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены или изменения судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Документы, представленные ответчиком 23.05.2013 в суд кассационной инстанции на обозрение, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возврату.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 по делу N А55-9000/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
...
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. При этом предъявленные к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, требования подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2013 г. N Ф06-2378/13 по делу N А55-9000/2012