г. Казань |
|
06 июня 2013 г. |
Дело N А06-6133/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Егоровой М.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16.11.2012 (судья Мирекина Е.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Борисова Т.С., Смирникова А.В.)
по делу N А06-6133/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханское судостроительное производственное объединение", г. Астрахань (ИНН 3017064287, ОГРН 110317001856)Э к государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань, о признании решения незаконным в части,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Астраханское судостроительное производственное объединение" (далее - ОАО "АСПО", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд социального страхования) о признании решения от 31.07.2012 N 274 незаконным в части начисления страховых взносов: в размере 2900 руб. 61 коп. на суммы оплаты выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, в размере 26 257 руб. 21 коп. на суммы оплаты среднего заработка работникам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха, в размере 19 326 руб., 09 коп. на компенсационные выплаты за задержку заработной платы за 2011 год; привлечения ОАО "АСПО" к ответственности по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) в виде начисления штрафа в размере 9696 руб. 78 коп. на указанные суммы недоимки, начисления недоимки в размере 529 919 руб. 32 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 16.11.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013, заявленные требования ОАО "АСПО" удовлетворены.
Фонд социального страхования, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, фонд социального страхования провел документальную выездную проверку предприятия по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.07.2010 по 31.12.2011.
По результатам проверки составлен акт от 03.07.2012 N 299 и принято решение от 31.07.2012 N 274 о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде взыскания 10 872 руб. 23 коп. штрафа. Данным решением предприятию также доначислено и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 535 796 руб. 56 коп.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод фонда социального страхования о неправомерном не начислении предприятием в проверяемый период страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на суммы: оплаты выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, среднего заработка работников - доноров за дни сдачи крови и представляемые им в связи с этим дни отдыха, компенсационные выплаты за задержку заработной платы.
На основании решения фонд социального страхования направил предприятию требование от 20.08.2012 N 274 об уплате в срок до 31.08.2012 года начисленных страховых взносов и штрафа.
Общество, не согласившись с решением фонда, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, в части начисления страховых взносов на суммы оплаты выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в размере 2 900 руб. 61 коп., на компенсационные выплаты за задержку заработной платы за 2011 год в размере 19 326 руб. 09 коп. и начисленного штрафа на указанные суммы, суды предыдущих инстанций, оценив представленные доказательства и руководствуясь статьями 15, 129, 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), пунктом 1 статьи 7, пунктом 1 статьи 8, пунктом 1 части 1, подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212), пришли к выводу о том, что одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из родителей либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка из средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда, и не подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Кроме того, на основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются, в том числе, на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10.
Основанием для принятия оспариваемого решения Фонда социального страхования в части начисления страховых взносов на компенсационные выплаты за задержку заработной платы за 2011 год послужили выводы о том, что общество в 2010 году в нарушение статей 7 и 9 Федерального закона N 212-ФЗ не учитывало при исчислении страховых взносов денежную компенсацию, выплачиваемую в соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, что, по мнению фонда, привело к занижению базы для начисления страховых взносов за 2010 год.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суды предыдущих инстанций, руководствуясь положениями статей 129, 164, 236 ТК РФ, статьи 7 и подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, правомерно указали на то, что спорные суммы носят компенсационный характер, являются материальной ответственностью работодателя перед работником, производятся в силу закона, независимо от условий трудового и коллективного договоров. При этом судами учтено, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между обществом и его работниками не предполагает, что все выплаты, начисляемые работникам, представляют собой оплату труда и относятся к объекту обложения страховыми взносами.
Таким образом, суды предыдущих инстанций обоснованно указали на незаконность решения Фонда социального страхования от 31.07.2012 N 223 в части доначисления страховых взносов на вышеуказанные компенсационные выплаты и суммы оплаты выходных дней по уходу за детьми-инвалидами.
В части доначисления страховых вносов на сумму оплаты среднего заработка работникам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха в размере 26 257,21 руб., суды первой и апелляционной инстанций удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
Статья 186 ТК РФ устанавливает гарантии работникам в виде освобождения их от работы и сохранения за работником среднего заработка в случае сдачи им крови.
При этом оплату работнику дней сдачи крови работодатель производит на основании трудового договора и не за выполнение трудовых обязанностей, а в силу требований закона. Порядок предоставления указанной гарантии не может быть отменен или изменен трудовым договором по соглашению сторон.
Поскольку оплата работнику дней сдачи крови не связана с выполнением им трудовых обязанностей по трудовому договору, то на основании статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, статей 15, 16, 129 ТК РФ, данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.
Суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные дни отдыха в соответствии с трудовым законодательством, не могут считаться выплатами по трудовым договорам.
Указанные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения. Указанные выплаты являются обязательными для работодателя в отношении работников в случае сдачи ими крови и ее компонентов. Эти выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, а являются дополнительными выплатами.
Однако с таким выводом судов предыдущих инстанций судебная коллегия кассационной инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Исходя из пункта 2 названной статьи, страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктом "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктом "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (статья 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Как было отмечено ранее, согласно статье 186 ТК РФ работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Следовательно, данные выплаты подлежат включению в объект обложения страховыми взносами в Фонд социального страхования Российской Федерации на основании статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты, в части признания незаконным решения Фонда социального страхования от 31.07.2012 N 274 по начислению страховых вносов на сумму оплаты среднего заработка работникам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха в размере 26 257,21 руб., подлежат отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Поскольку фактические обстоятельства дела судами установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы права, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене в указанной части с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в части.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 16.11.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013 по делу N А06-6133/2012 отменить в части признания незаконным решения государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 31.07.2012 N 274 в части начисления страховых взносов за 2011 год на суммы оплаты среднего заработка работникам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха в размере 26 257 руб. 21 коп. и в части начисления штрафа на данную сумму.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Астраханское судостроительное производственное объединение" отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктом "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (статья 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Как было отмечено ранее, согласно статье 186 ТК РФ работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
...
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Следовательно, данные выплаты подлежат включению в объект обложения страховыми взносами в Фонд социального страхования Российской Федерации на основании статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2013 г. N Ф06-3989/13 по делу N А06-6133/2012
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3989/13
08.02.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11954/12
16.01.2013 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6133/12
16.11.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6133/12