г. Казань |
|
21 июня 2013 г. |
Дело N А72-10159/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Ляхова И.Е. (доверенность от 06.05.2013), Пергаева П.Н. (доверенность от 06.05.2013),
ответчика - Степановой М.С. (доверенность от 08.11.2012),
третьего лица (Ульяновское МУП "Теплоком") - Матрениной С.Ю. (доверенность от 09.01.2013),
третьего лица (ЖСК "Комплекс") - Анисимовой Л.И. (доверенность от 09.01.2013), Павлова В.А. (протокол от 31.03.2013),
в отсутствие:
третьего лица (Министерства экономики Ульяновской области) - извещено надлежащим образом,
Прокуратуры Ульяновской области - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2012 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А72-10159/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства экономики Ульяновской области, г. Ульяновск, жилищно-строительного кооператива "Комплекс", г. Ульяновск (ОГРН 1027301581746, ИНН 7328014624), Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком", г. Ульяновск (ОГРН 1027301577478, ИНН 7328008028) с участием Прокуратуры Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействительными решения от 28.09.2012 по делу N 8809/04-2012 в части пунктов 1-3 и предписания от 28.09.2012 N 77,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - Общество, ОАО "ВТГК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 28.09.2012 по делу N 8809/04-2012 в части пунктов 1-3 и предписания от 28.09.2012 N 77, выданное на основании вышеуказанного решения.
Арбитражный суд Ульяновской области определением от 12.11.2012, руководствуясь указаниями, содержащимися в пункте 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", объединил указанные заявления для совместного рассмотрения в одно производство с присвоением номера арбитражному делу N А72-10159/2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономики Ульяновской области (далее - Министерство), жилищно-строительный кооператив "Комплекс" (далее - ЖСК "Комплекс"), Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком" (УМУП "Теплоком").
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.11.2012 судом удовлетворено заявление о вступлении в настоящее дело Прокуратуры Ульяновской области (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Общество обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решение суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Представители Министерства и Прокуратуры в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей Министерства и Прокуратуры, извещенных надлежащим образом.
Управление, УМУП "Теплоком" и Прокуратура в отзывах на кассационную жалобу, представленных в соответствии со статьей 279 АПК РФ, просят оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 08.06.2012 в Управление поступило заявление ЖСК "Комплекс" с просьбой провести проверку ценообразования на горячее водоснабжение и отопление ОАО "ВТГК" в отношении жителей, проживающих в жилых домах ЖСК "Комплекс".
По факту обращения ЖСК "Комплекс" приказом руководителя Управления от 10.07.2012 N 203 антимонопольным органом возбуждено дело по признакам нарушения Обществом пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на горячее водоснабжение для открытой системы теплоснабжения в домах ЖСК "Комплекс".
По результатам проверки обоснованности обращения ЖСК "Комплекс" антимонопольный орган решил (в части оспариваемых пунктов 1-3): признать действия Общества, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (п.1); выдать Обществу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, об обязании обратиться в уполномоченный орган за установлением тарифа на 2012 год на горячую воду в рублях за кубический метр воды (п.2); материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п.3).
Оспариваемым предписанием Общество обязано в срок до 28.10.2012 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году.
В срок до 28.10.2012 прекратить применение неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в кубических метрах; обратиться в уполномоченный орган за установлением тарифа на 2012 год на горячую воду в рублях за 1 кубический метр воды.
Не согласившись с пунктами 1 - 3 решения и предписанием антимонопольного органа, Общество обратилось в арбитражный суд.
Судебные инстанции отказали заявителю в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходили из следующего.
Пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), определен статус субъектов правоотношений по поставке коммунальных ресурсов: ресурсоснабжающая организация, исполнитель, потребитель.
В соответствии с приложением N 2 к Правилам N 307 расчет платы за горячую воду осуществляется исходя из тарифа на горячую воду, утвержденную в рублях за куб. м.
Согласно пункту 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
На основании пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными слугами, не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в которых расчет платы за горячее водоснабжение осуществляется исходя из тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования, тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию.
Статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
По настоящему делу установлено, что с 01.01.2012 заявитель является поставщиком тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для ЖСК "Комплекс".
УМУП "Теплоком" прекратило поставку ресурсов в отношении ЖСК "Комплекс", в одностороннем порядке расторгнув действующий в 2011 году договор.
Для обеспечения поставки ресурсов Общество направило УМУП "Теплоком" оферту для заключения договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии.
С 01.01.2012 документы на оплату за поставленные ресурсы ЖСК "Комплекс" выставляются Обществом.
В части поставки горячей воды заявитель оказывает услуги для ЖСК "Комплекс" в отношении домов, имеющих четырехтрубную систему теплоснабжения.
В отношении двухтрубной системы теплоснабжения поставщиком горячей воды Общество не является, поскольку горячая вода производится с использованием внутридомовых систем (в соответствии с пунктом 18 вышеназванных Правил).
В соответствии договором теплоснабжения N 77805птэ, направленным Обществом в ЖСК "Комплекс", теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю от сетей через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель и/или горячую воду от сетей УМУП "Теплоком", а Потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, теплоноситель и/или горячую воду (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 4.1 договора величина тарифа на горячую воду (руб./куб.м, с учетом НДС) составляет: на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 85,76; на период с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 90,91; на период с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 96,05.
В приложении N 1 к договору понятия теплоносителя и горячей воды приравнены, в частности, в ориентировочных договорных (плановых) объемах теплоносителя и (или) горячей воды данные объемы указаны в виде одной величины (за каждый месяц в течение года).
Согласно требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
Из 25 домов, находящихся в управлении ЖСК "Комплекс", 19 имеют двухтрубную систему теплоснабжения (то есть тепловые пункты расположены на внутридомовых сетях многоквартирного дома и находятся в общей собственности жильцов дома), 6 домов имеют четырехтрубную систему теплоснабжения (то есть тепловые пункты, на которых осуществляется доведение теплоносителя/горячей воды до параметров, установленных СанПиН 2.1.4.2496-09, находятся до границы раздела сетей сетевой организации и общедомовых сетей многоквартирного дома).
Следовательно, Общество является поставщиком горячей воды для ЖСК "Комплекс" и обеспечивает поставку горячей воды ЖСК "Комплекс", соответствующей параметрам, предъявляемым к горячей воде СанПиН 2.1.4.2496-09, по домам с четырехтрубной системой теплоснабжения.
В связи с чем судебные инстанции правомерно признали несостоятельным довод Общества, что отсутствие систем, с использованием которых осуществляется непосредственное производство горячей воды, не позволяет отнести Общество к организации коммунального комплекса.
Судами установлено, что из представленных расчетных ведомостей, в которых определен объем поставленного ресурса и применяемый тариф следует, что с мая 2012 года плата за горячую воду по многоквартирным жилым домам, расположенным по адресам: г. Ульяновск, пр-т Созидателей, д. 26; г. Ульяновск, б-р Львовский, д. 2; г. Ульяновск, пр-т Созидателей, д. 30; г. Ульяновск, б-р Пензенский, д. 7; г. Ульяновск, б-р Пензенский, д. 11; г. Ульяновск, пр-т Созидателей, д. 8, выставлялась не по тарифам за кубический метр потребленной воды, а раздельно за теплоэнергию в горячей воде через тепловые сети УМУП "Теплоком" по тарифу 1196,91 руб./Гкал, а также за теплоноситель (химически очищенная вода через тепловые сети УМУП "Теплоком") по тарифу 27,12 руб./т.
Разрешая спор, арбитражные суды обоснованно указали, что Общество обязано было обратиться в уполномоченный орган для установления тарифа на горячую воду на 2012 год.
Судами правомерно принят довод антимонопольного органа о том, что, не утвердив тариф в установленном действующим законодательством порядке, Общество применяет при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тариф на "тепловую энергию для горячего водоснабжения" в рублях за Гкал и тариф на "химически очищенную воду" в рублях за тонну, что подтверждается расчетными ведомостями, выставленными ЖСК "Комплекс" в 2012 году, начиная с мая 2012 года.
Действия Общества при расчете платы за горячее водоснабжение без учета нормативно-правовых актов, определяющих порядок расчета платы за коммунальные услуги, а также бездействие Общества, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в уполномоченный орган для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2012 год, является нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка ценообразования, что не допускается в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, доводы заявителя о том, что тариф на горячую воду не являлся регулируемой ценой в 2012 году, не соответствует Методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, Основам ценообразования.
В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду устанавливаются на основании заявления и обосновывающих материалов, предоставленных организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.
Доводы заявителя о том, что действия Общества не могут быть квалифицированы как нарушение установленного порядка ценообразования, не приняты во внимание.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, "ценообразование" - процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Соответственно, нарушением порядка ценообразования является нарушение порядка расчета регулируемых тарифов (цен), а также нарушение порядка установления регулируемых цен (тарифов).
ОАО "ВТГК" нарушен порядок установления цены.
Общество не обращалось за установлением тарифов на горячую воду на 2012 год.
ОАО "ВТГК" применяло при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тариф на "тепловую энергию для горячего водоснабжения" в рублях за Гкал и тариф на "химически очищенную воду" в рублях за тонну, что подтверждается расчетными ведомостями, счетами-фактурами, выставленными вышеназванным исполнителям коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 положения "О Федеральной антимонопольной службе", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях относится к основным функциям Федеральной антимонопольной службы России и ее территориальных органов.
Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Таким образом, антимонопольные органы обладают полномочиями по выявлению и пресечению правонарушений, выражающихся в нарушении установленными правовыми актами порядка ценообразования.
Оценив все обстоятельства дела, суды пришли к выводу, что в действиях Общества имеется злоупотребление доминирующим положением, что повлекло ущемление интересов других лиц.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 по делу N А72-10159/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, "ценообразование" - процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
...
В соответствии с пунктом 1 положения "О Федеральной антимонопольной службе", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях относится к основным функциям Федеральной антимонопольной службы России и ее территориальных органов.
Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 июня 2013 г. N Ф06-4484/13 по делу N А72-10159/2012
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2013 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-10159/12
21.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4484/13
13.03.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1693/13
24.12.2012 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-10159/12