г. Казань |
|
21 июля 2014 г. |
Дело N А57-16645/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Коноплевой М.В., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие извещенных надлежащим образом сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Денисова Алексея Валерьевича, г. Саратов, на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.02.2014 (судья Сеничкина Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Цуцкова М.Г.) по делу N А57-16645/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Денисова Алексея Валерьевича, г. Саратов, к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, о признании незаконным бездействия; признании пункта 2 постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка недействительным, с участием заинтересованного лица - Комитета по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Денисов Алексей Валерьевич (далее - ИП Денисов А.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным бездействия администрации по рассмотрению заявления предпринимателя от 21.02.2013 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования "отдельно стоящие офисные здания делового назначения, здания многофункционального назначения до 5000 кв. м общей площади" земельного участка с кадастровым номером 64:48:030429:0043, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, д. 167, о признании пункта 2 постановления от 28.08.2013 N 1832 об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования "отдельно стоящие офисные здания делового назначения, здания многофункционального назначения до 5000 кв. м общей площади" земельного участка с кадастровым номером 64:48:030429:0043, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, д. 167, недействительным.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.02.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Денисов А.В., не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП Денисову А.В. на праве собственности принадлежат земельный участок площадью 408 кв. м, с кадастровым номером 64:48:030429:0043 и расположенный на данном земельном участке жилой дом площадью 43,6 кв. м, по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, д. 167.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", в соответствии с которыми территориальная зона Ж-1.1, где находится принадлежащий заявителю земельный участок, отнесена к зоне "перспективная для развития многоэтажной многоквартирной жилой застройки (со сносом существующей застройки)".
Для данной зоны вид разрешенного использования "отдельно стоящие офисные здания делового назначения, здания многофункционального назначения до 5000 кв. м общей площади" является условно разрешенным.
Предприниматель обратился в Комиссию по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" с заявлением от 21.02.2013 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования "отдельно стоящие офисные здания делового назначения, здания многофункционального назначения до 5000 кв. м общей площади" земельного участка с кадастровым номером 64:48:030429:0043, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, д. 167.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о Комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденного постановлением главы Администрации г. Саратова от 27.11.2008 N 1417, Комиссия обеспечивает подготовку рекомендаций администрации города по проектам планировки территорий и проектам межевания территорий в соответствии с законодательством, о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства и о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений.
На основании обращения заявителя, в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 10.06.2013 N 06-01-07 21.06.2013 были проведены публичные слушания по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков.
По итогам слушаний Комиссией по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" вынесена рекомендация отказать в предоставлении разрешения, поскольку территориальная зона Ж-1.1, в границах которой расположен указанный участок, предназначен преимущественно для перспективного развития многоэтажной жилой застройки (со сносом существующей жилой застройки), размещение офисов и объектов социального обеспечения предполагается во встроено-пристроенных нежилых помещениях.
Пунктом 2 постановления администрации от 28.08.2013 N 1832 ИП Денисову А.В. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Предприниматель, полагая, что данное постановление противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме.
Земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
В силу части 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что все положения статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрацией были соблюдены.
Обязательность учета мнения населения, выраженного в ходе проведения публичных слушаний, следует также из положений Конституции Российской Федерации (статьи 2, 3, 32), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющего общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении, в том числе путем проведения публичных слушаний по вопросам местного значения исходя из интересов населения (статья 1, пункт 3 части 3 статьи 28).
На обязательность учета мнения населения, выраженного в результате общественных слушаний, указывается также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
Как правильно указали суды, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Это корреспондирует и действующему земельному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2003 N 387-О), таких как закрепленная статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность собственников земельных участков соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Комиссией по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка были проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, учитывая, что было рекомендовано отказать предпринимателю в предоставлении разрешения, поскольку территориальная зона Ж-1.1 предназначена преимущественно для перспективного развития многоэтажной жилой застройки (со сносом существующей жилой застройки), а размещение офисов и объектов социального обеспечения предполагается только во встроено-пристроенных нежилых помещениях, пришли к правильному выводу о том, что администрация на основании результатов публичных слушаний приняла законное решение об отказе в предоставлении заявителю разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.02.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.02.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 по делу N А57-16645/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указали суды, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Это корреспондирует и действующему земельному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2003 N 387-О), таких как закрепленная статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность собственников земельных участков соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.02.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 июля 2014 г. N Ф06-12873/13 по делу N А57-16645/2013