г. Казань |
|
26 июня 2013 г. |
Дело N А12-19131/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
Департамента городского хозяйства администрации Волгограда - Князева В.С., доверенность от 20.06.2012 N ДГХ/06-06,
закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память" - Резвякова А.В., доверенность от 18.03.2012 N 5-ю,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Моисеева С.В., доверенность от 09.01.2013,
администрации Волгограда - Князева В.С., доверенность от 04.07.2012 N 05нд/151,
прокуратуры Волгоградской области - Сулейманова М.З.., удостоверение,
в отсутствие:
общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память" - извещено, не явилось,
Департамента здравоохранения администрации Волгограда - извещен, не явился,
общества с ограниченной ответственностью "Радоница" - извещено, не явилось,
временно исполняющего обязанности главы Волгограда - извещен, не явился,
общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Память" - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы прокуратуры Волгоградской области и Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.12.2012 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В, судьи Александрова Л.Б., Борисова Т.С.)
по делу N А12-19131/2011
по заявлениям Департамента городского хозяйства администрации Волгограда, г. Волгоград, закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память", г. Волгоград (ОГРН 1023402986804, ИНН 3443033890), общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память", г. Волгоград (ОГРН 1023402984637, ИНН 3443001143) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, с участием заинтересованных лиц: Департамента здравоохранения администрации Волгограда, временно исполняющего обязанности главы Волгограда, общества с ограниченной ответственностью "Радоница", общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Память", администрации Волгограда,
УСТАНОВИЛ:
департамент городского хозяйства администрации Волгограда обратился (далее - Департамент) в Арбитражный суд Волгоградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление, антимонопольный орган) с заявлением о признании недействительными решения от 22.06.2011 по делу N 10-01-15-03/545 и выданного на его основе предписания от 22.06.2011.
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память" (далее - ООО СП "Память") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене решения Управления от 22.06.2011 по делу N 10-01-15-03/545 о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.10.2011 данное заявление принято к производству, возбуждено производство по делу N А12-19626/2011.
Закрытое акционерное общество "Ритуальное предприятие "Память" (далее - ЗАО РП "Память") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления от 22.06.2011 по делу N 10-01-15-03/544 и предписания от 22.06.2011, решения Управления от 22.06.2011 по делу N 10-01-15-03/545 предписания от 22.06.2011.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.10.2011 заявление ЗАО РП "Память" принято к производству, возбуждено производство по делу N А12-19709/2011.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.11.2011 по делу N А12-19709/2011 в отдельное производство выделено требование ЗАО РП "Память" о признании недействительными решения Управления от 22.06.2011 по делу N 10-01-15-03/545 и предписания от 22.06.2011. Делу присвоен статистический номер N А12-20808/2011.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.11.2011 на основании части 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела по заявлениям Департамента, ЗАО РП "Память", ООО СП "Память" объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера арбитражного дела N А12-19131/2011.
Этим же определением суда в качестве заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определены департамент здравоохранения администрации Волгограда, временно исполняющий полномочия главы Волгограда, общество с ограниченной ответственностью "Радоница" (далее - ООО "Радоница"), общество с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Память" (далее - ООО Совместное предприятие "Память"), администрация Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.01.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2012, требования заявителей удовлетворены. Решение Управления от 26.09.2011 по делу N 10-01-15-03/545, а также вынесенное на основании данного решения предписание от 26.09.2011 признаны недействительными, как не соответствующие положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). С антимонопольного органа в пользу ЗАО РП "Память", ООО СП "Память" взыскано по 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.08.2012 решение арбитражного суда Волгоградской области от 10.01.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2012 по делу А12-19131/2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Волгоградской области.
Суд кассационной инстанции отметил, что при новом рассмотрении суду первой инстанции следует разрешить спор с учетом выводов суда кассационной инстанции, установить нарушают ли оспариваемые ненормативные акты права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и экономической деятельности, рассмотреть заявленные требования по существу, разрешить вопрос между сторонами по распределению расходов по оплате государственной пошлины, в том числе за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 07.12.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013, признаны недействительными решение антимонопольного органа от 26.09.2011 по делу N 10-01-15-03/545, предписание от 26.09.2011 N 10-01-15-03/545 как не соответствующие положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
С антимонопольного органа в пользу ЗАО "Ритуальное предприятие "Память", ООО "Специализированное предприятие "Память" взысканы 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Прокуратура Волгоградской области и Антимонопольный орган, не согласившись с решением суда первой инстанции 07.12.2012 и постановлением суда апелляционной инстанции от 26.02.2013, обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить вышеуказанные судебные акты.
В соответствии со статьями 156, 284 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия ООО СП "Память", Департамента здравоохранения администрации Волгограда, ООО "Радоница", временно исполняющего обязанности главы Волгограда, ООО "Совместное предприятие "Память".
В судебном заседании 18.06.2013 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11 часов 45 минут 25.06.2013.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов на них, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает, что судебные акты следует оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 24.01.2007 администрацией Волгограда принято постановление N 113 "О создании круглосуточного городского специализированного информационного центра по организации перевозки тел умерших в Волгограде".
ООО "Радоница" полагая, что указанное постановление администрации Волгограда создает административный барьер, поскольку обязывает врачей муниципального учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" рекламировать специализированные службы по вопросам похоронного дела, обратилось в Управление с заявлением (от 15.10.2009 вх. N 6394).
На основании этого заявления антимонопольным органом 08.12.2010 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 10-01-15-03/545 по признакам нарушения администрацией Волгограда части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 10-01-15-03/545 антимонопольным органом принято решение от 26.09.2011, в соответствии с которым администрация Волгограда признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В этот же день 26.09.2011 администрации Волгограда выдано предписание N 10-01-15-03/545, которым на администрацию Волгограда возложена обязанность устранить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно отменить постановление администрации Волгограда от 24.01.2007 N 113 "О создании круглосуточного городского специализированного информационного центра по организации перевозки тел умерших в Волгограде" или внести изменения, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства.
Полагая, что указанные решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы Департамента, ООО СП "Память", ЗАО РП "Память" обратились в Арбитражный суд Волгоградской области с требованиями о признании данных ненормативных правовых актов недействительными.
Удовлетворяя требования заявителей, суды предыдущих инстанций, руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", сделали вывод, что антимонопольный орган не доказал наличие правовых и фактических оснований для принятия оспариваемых решения и предписания. Суды указали, что возможность создания особых условий для специализированных служб по вопросам похоронного дела в г. Волгограде из текста постановления от 24.01.2007 N 113 не следует.
Кроме того, суды указали, что как следует из решения от 26.09.2011, анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке ритуальных услуг антимонопольным органом не проводился, выводы об условиях обращения товара на данном товарном рынке сделаны без формирования какой-либо доказательственной базы, как-то заключение экспертов, специалистов, проведения опросов потребителей ритуальных услуг.
Таким образом, по мнению судов, в рассматриваемой ситуации антимонопольный орган не исследовал юридически значимые действительные либо возможные последствия по факту создания административного барьера, не дал им оценки как негативным в отношении правильно определенного товарного рынка, опираясь на требующие установления фактические обстоятельства.
Прокуратура Волгоградской области не согласилась с вынесенным решением и обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента ЗАО "Ритуальное предприятие "Память", ООО "Специализированное предприятие "Память" по тем основаниям, что антимонопольный орган доказал наличие правовых и фактических оснований для принятия решения и предписания, а также доказал факт ограничения конкуренции на товарных рынках ритуальных услуг принятием Администрацией постановления от 24.01.2007 N 113.
Антимонопольный орган не согласился с вынесенным решением и обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт по тем основаниям, что у антимонопольного органа отсутствовали основания для проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке ритуальных услуг в Волгограде, а также, что заключение экспертов, специалистов, проведение опросов потребителей ритуальных услуг как потенциальных, так и фактических заинтересованных лиц не являются обязательным элементом доказательств ограничений конкуренции, заявители не доказали каким образом оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, принятие Администрацией постановления от 24.01.2007 N 113 создало преимущественные условия для специализированных служб по вопросам похоронного дела в г.Волгограде.
Прокуратура Волгоградской области не согласилась с вынесенным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента ЗАО "Ритуальное предприятие "Память", ООО "Специализированное предприятие "Память" по тем основаниям, что антимонопольный орган доказал наличие правовых и фактических оснований для принятия решения и предписания, а также доказал факт ограничения конкуренции на товарных рынках ритуальных услуг принятием Администрацией постановления от 24.01.2007 N 113.
Антимонопольный орган не согласился с вынесенным решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт по тем основаниям, что у антимонопольного органа отсутствовали основания для проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке ритуальных услуг в Волгограде, а также, что заключение экспертов, специалистов, проведение опросов потребителей ритуальных услуг как потенциальных, так и фактических заинтересованных лиц не являются обязательным элементом доказательств ограничений конкуренции, заявители не доказали каким образом оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, принятие Администрацией постановления от 24.01.2007 N 113 создало преимущественные условия для специализированных служб по вопросам похоронного дела в г.Волгограде.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.01.2007 администрацией Волгограда (далее - Администрация) принято постановление N 113 "О создании круглосуточного городского специализированного информационного центра по организации перевозки тел умерших в Волгограде".
08.12.2010 антимонопольным органом возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 10-01-15-03/545 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с поступившим заявлением от ООО "Радоница" от 14.10.2009 N 19, в котором ООО "Радоница" сообщило, что постановление Администрации от 24.01.2007 N 113 "О создании круглосуточного городского специализированного информационного центра по организации перевозки тел умерших в Волгограде" заставляет врачей муниципального учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" рекламировать специализированные службы по вопросам похоронного дела.
Антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 10-01-15-03/545 22.06.2011 принято решение о нарушении Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольный орган в решении указал, что нарушение выразилось в принятии Администрацией 24.01.2007 постановления N 113 "О создании круглосуточного городского специализированного информационного центра по организации перевозки тел умерших в Волгограде", применение которого привело к ограничению конкуренции на рынках ритуальных услуг в городе Волгограде путём создания для специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде условий по использованию информации обо всех фактах смерти граждан, поступающей к ним от муниципальных медицинских учреждений Волгограда через созданный специализированными службами круглосуточный городской специализированный информационный центр по организации перевозки тел умерших в Волгограде, для направления первыми заказчикам предложений о заключении договора на оказание услуг по организации похорон по погребению, а также путём создания условий для расширения возможностей для рекламирования специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде и реализуемых ими ритуальных услуг.
На основании решения антимонопольный орган выдал предписание от 26.09.2011 N 10-01-15-03/545, которым на Администрацию была возложена обязанность по устранению нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путём совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: отменить постановление Администрации от 24.01.2007 N 113 "О создании круглосуточного городского специализированного информационного центра по организации перевозки тел умерших в Волгограде" или внести изменения, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства.
Департамент, ООО "Специализированное предприятие "Память", ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" посчитали указанные решение и предписания антимонопольного органа не соответствующими законодательству, нарушающими их права и законные интересы, в связи с чем обратились в суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют Закону о защите конкуренции.
Кассационная коллегия считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными по следующим основаниям.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что решение и предписание принято антимонопольным органом в пределах предоставленной законом компетенции.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно решению антимонопольного органа от 22.06.2011 Администрацией допущено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в принятии Администрацией постановления от 24.01.2007 N 113 "О создании круглосуточного городского специализированного информационного центра по организации перевозки тел умерших в Волгограде", применение которого привело к ограничению конкуренции на рынках ритуальных услуг в городе Волгограде путем создания для специализированных служб по вопросам похоронного дела в г. Волгограде условий по использованию информации обо всех фактах смерти граждан, поступающей к ним от муниципальных медицинских учреждений Волгограда через созданный специализированными службами круглосуточный городской специализированный информационный центр по организации перевозки тел умерших в г. Волгограде, для направления первыми заказчикам предложений о заключении договора на оказание услуг по организации похорон по погребению, а также путём создания условий для расширения возможностей для рекламирования специализированных служб по вопросам похоронного дела в г. Волгограде и реализуемых ими ритуальных услуг.
Принятие Администрацией постановления от 24.01.2007 N 113 привело к ограничению конкуренции на рынках ритуальных услуг в г.Волгограде. Администрация, реализовав свои полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ), тем самым нарушила статью 15 Закона о защите конкуренции, так как применение указанного постановления привело к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг. В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Ограничение конкуренции антимонопольный орган усмотрел в создании для специализированных служб по вопросам похоронного дела в г. Волгограде условий по использованию информации обо всех фактах смерти граждан, поступающей к ним от муниципальных медицинских учреждений г. Волгограда через созданный специализированными службами круглосуточный городской специализированный информационный центр по организации перевозки тел умерших в Волгограде, для направления первыми заказчикам предложений о заключении договора на оказание услуг по организации похорон по погребению, а также путем создания условий для расширения возможностей для рекламирования специализированных служб по вопросам похоронного дела в г. Волгограде и реализуемых ими ритуальных услуг.
Между тем, судами установлено, что из текста постановления от 24.01.2007 N 113 не усматривается создание или возможность создания указанных антимонопольным органом условий, которые противоречили бы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Из пунктов 1 и 2 резолютивной части решения и его мотивировочной части суд первой инстанции усмотрел противоречие по объему положений постановления от 24.01.2007 N 113, нарушающих часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В пункте 1 резолютивной части решения указывается на ограничение конкуренции последствиями применения постановления от 24.01.2007N 113 в целом, а пунктом 2 этого решения предписывается обязанность Администрации устранить нарушение антимонопольного законодательства путем отмены постановления от 24.01.2007 N 113 полностью или внесением изменений, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.
Мотивировочная часть решения антимонопольного органа не содержит указание на конкретные положения постановления от 24.01.2007 N 113, нарушающие часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Мотивировочная часть решения не обосновывает ограничение конкуренции именно конкретными пунктами постановления от 24.01.2007 N 113, в связи с чем данное обстоятельство создает неопределенность в вопросе об объеме нарушения и самом факте нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившемся в принятии постановления от 24.01.2007 N 113.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что решение антимонопольного органа не содержит обоснование и вывод комиссии антимонопольного органа о наличии конкретных норм постановления администрации N 113 от 24.01.2007, которые ограничивают конкуренцию и направлены на её ограничение.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства N 10-01-15-03/545 антимонопольным органом не предприняты меры к определению установленных законом общих признаков ограничении конкуренции. Решение не содержит мотивации отказа от установления наличия общих признаков ограничения конкуренции.
Признаком ограничения конкуренции антимонопольный орган определил как иное обстоятельство, при котором создается возможность городских специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде воздействовать на общие условия обращения ритуальных услуг в Волгограде, а именно изменить условия заключения договора на оказание услуг по организации похорон по погребению (абзац 2 лист 39 решения от 22.06.2011).
По мнению антимонопольного органа таким обстоятельством является возможность незамедлительного получения информации городскими специализированными службами по вопросам похоронного дела в Волгограде через городской специализированный информационный центр обо всех фактах смерти вместе с информацией о заказчике, его местонахождении и номере телефона, по которому с ним можно связаться, с момента возникновения у него потребности в организации похорон, что создает возможность первым обратиться к заказчику с предложением о заключении договора.
Из решения не усматривается, как именно изменяются условия заключения договора на оказание услуг по организации похорон и по погребению, и какие условия данного договора изменяются в результате получения городскими специализированными службами по вопросам похоронного дела возможности незамедлительного получения информации обо всех фактах смерти вместе с информацией о заказчике, его местонахождении и номере телефона.
Антимонопольным органом не предоставлено доказательств того, что изменение условий заключения договора на оказание услуг по организации похорон по погребению является воздействием специализированных служб по вопросам похоронного дела в г. Волгограде на общие условия обращения ритуальных услуг в г. Волгограде, а соответственно, и признаком ограничения конкуренции.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что возможность специализированных служб по вопросам похоронного дела в г. Волгограде воздействовать на общие условия обращения товара на рынках ритуальных услуг Волгограда не доказана антимонопольным органом. Возможность первым обратиться к заказчику с предложением о заключении договора не может свидетельствовать об автоматическом воздействии специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде на общие условия обращения ритуальных услуг на данном товарном рынке, так как за потребителем остается право выбора исполнителя услуг и продавца товара. Ограничение конкуренции может быть определено в совокупности с иными признаками, установленными пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольным органом не предпринято попыток установить наличие иных признаков ограничения конкуренции, установленных пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, так как возможность воздействия специализированных служб на общие условия обращения ритуальных услуг в Волгограде не следует из решения антимонопольного органа.
Судами установлено, что в решении антимонопольного органа по делу N 10-01-15-03/545 усматривается неопределенность антимонопольного органа в определении момента и субъекта изменения общих условий обращения ритуальных услуг в г. Волгограде.
Согласно решению антимонопольного органа изменение общих условий обращения товара произошло в момент принятия Администрацией постановления от 24.01.2007 N 113, однако изменение общих условий обращения ритуальных услуг в Волгограде, как признак ограничения конкуренции, вменяется специализированным службам по вопросам похоронного дела в г. Волгограде уже после принятия постановления, а не именно Администрации Волгограда, которая по мнению антимонопольного органа, изменила общие условия обращения ритуальных услуг.
Антимонопольный орган определил общие условия обращения товара на рынке ритуальных услуг на территории г. Волгограда, а именно: непродолжительность времени, в течение которого заказчик желает решить вопрос по организации похорон умершего; поиск потребителем информации о товаре (услуге) и продавцах товара (исполнителях услуги) и последующий за ним выбор товара (услуги), его продавца (исполнителя услуги), отсутствие информации у продавца (исполнителя услуги) о покупателе (заказчике), его местонахождения и способах с ним связаться в момент возникновения у него потребности в товаре (услуге) - до принятия приказа N 179 от 11.04.2007, обращение с предложением о заключении договора следовало от заказчика, а не от продавца (исполнителя) - до принятия приказа от 11.04.2007 N179.
С учетом вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что антимонопольным органом не доказана обоснованность определения им общих условий обращений товара на товарных рынках ритуальных услуг.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, ограничение конкуренции по признакам, указанным в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, может иметь место в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в пределах одного рынка товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
На основании пункта 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в том числе утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Согласно части 4.9 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 15.12.2006 N 324 (далее - Положение), территориальный орган в том числе обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, проводит анализ состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
В силу прямого указания Закона о защите конкуренции в полномочия Федеральной антимонопольной службы России входят, в том числе и полномочия по утверждению порядка проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, следовательно, проведение анализа состоянии конкуренции в целях выявления случаев ограничения конкуренции является обязательным.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что выводы антимонопольного органа об условиях обращения товара на данном товарном рынке сделаны без формирования какой-либо доказательственной базы (заключение экспертов, специалистов, проведения опросов потребителей ритуальных услуг как потенциальных, так и фактических заинтересованных лиц и т.д.).
Таким образом, возможность специализированных служб по вопросам похоронного дела в г. Волгограде воздействовать на общие условия товара на рынках ритуальных услуг Волгограда антимонопольным органом не доказана.
Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке ритуальных услуг антимонопольным органом не проводился, выводы об условиях обращения товара на данном товарном рынке в оспариваемом решении сделаны безосновательно.
С учетом вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности антимонопольным органом обстоятельств установления общих условий обращения товара на товарном рынке ритуальных услуг в Волгограде.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация функции по медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи. Аналогичная норма содержится в пункте 15 части 1 статьи 5 Устава города-героя Волгоград.
На основании пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава города-героя Волгоград к вопросам местного значения городского округа Волгоград относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно подпункту 13 пункта 7 статьи 39 Устава города-героя Волгограда Администрация в сфере жилищно-коммунального хозяйства, бытового и трудового обслуживания населения Волгограда обладает полномочиями по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Издавая указанное постановление, Администрация действовала в пределах предоставленных полномочий.
С учетом вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что у антимонопольного органа не имелось оснований для принятия решения и предписания по делу N 10-01-15-03/545.
Антимонопольный орган не исследовал юридически значимые действительные либо возможные последствия по факту создания административного барьера и не дал им оценки как негативным в отношении правильно определенного товарного рынка, опираясь на требующие установления фактические обстоятельства.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно приняли довод Департамента о нарушении его прав и законных интересов принятым антимонопольным органом решением и выданным предписанием.
Согласно Положению о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда, утвержденному решением Волгоградской городской Думы от 04.02.2009 N 15/446, Департамент городского хозяйства администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет полномочия органа местного самоуправления Волгограда от лица администрации Волгограда по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Департамент городского хозяйства администрации Волгограда в целях реализации своих полномочий, предусмотренных Решением Волгоградской городской Думы от 04.02.2009 N 15/446, в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 04.07.2007 N 47/1124 "О Правилах организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде" организовал путем заключения хозяйственного договора, за счет средств бюджета Волгограда, перевозку (доставку) тел умерших в отделения судебно-медицинской экспертизы и отделения патологоанатомических бюро.
Функции контроля и ответственности за деятельностью городского специализированного информационного центра обеспечиваются Департаментом как отраслевым подразделением Администрации, уполномоченным в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения как одного из вопросов местного значения городского округа в силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, пунктом 1.1 Положения о Департаменте.
Согласно пункту 1.1. Постановления Администрации от 28.04.2003 N 505 "О похоронном деле в Волгограде" заявки на перевозку умерших (погибших) из жилых помещений, лечебных учреждений, с мест происшествий и т.п. круглосуточно принимаются диспетчером специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Департамент осуществляет организацию ритуальных услуг, в том числе и по предоставлению гражданам услуг по перевозке (доставки) тел умерших в отделения судебно-медицинской экспертизы и отделения патологоанатомических бюро, и сможет осуществлять их реализацию только в случае, если будет обладать всей информацией по фактам всех смертей, которая может сосредотачиваться в созданном специализированном центре и передаваться организациям, осуществляющим перевозку тел умерших (погибших).
Таким образом, возложение обязанности на работников станции скорой медицинской помощи о всех фактах смерти граждан, посредством принятия постановления от 24.01.2007 N 113 "О создании круглосуточного городского специализированного информационного центра по организации перевозки тел умерших в Волгограде" является способом гарантированно, своевременно обеспечить перевозку тел умерших (погибших) за счет средств бюджета Волгограда, направленных на эти цели, а также обеспечивать, в первую очередь, реализацию прав граждан на предоставление данной услуги безвозмездно.
С учетом вышеизложенного постановление Администрации от 24.01.2007 N 113 направлено на решение вопроса местного значения, целью которого является оптимизация организации деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде.
Отмена постановления от 24.01.2007 N 113 или внесение в него изменений может повлечь ухудшение работы Департамента в сфере реализации прав жителей на обеспечение своевременной перевозки тел умерших работы в отделения судебно-медицинской экспертизы и отделения патологоанатомических бюро, а так же повлечет его противоречие с другими нормативно-правовыми актами, в соответствии с которыми перевозка тел умерших может осуществляться специализированными службами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что решением антимонопольного органа нарушаются права и охраняемые законом интересы юридического лица в сфере экономической деятельности - ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" и ООО "Специализированное предприятие "Память".
ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" и ООО "Специализированное предприятие "Память" являются специализированными службами по вопросам похоронного дела в Волгограде, созданными для осуществления и исполнения возложенных на них задач установленных Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и реализации Администрацией вопросов местного значения.
На специализированные службы по вопросам похоронного дела данным законом возложен ряд обязанностей в сфере оказания ритуальных услуг гражданам. Организация оказания ритуальных услуг является вопросом органов местного самоуправления.
Деятельность специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с обязанностью Администрации организовать оказание ритуальных услуг на территории Волгограда возникла необходимость организовать сбор информации об умерших (погибших) гражданах с целью последующей перевозки тел покойных, в связи с чем Администрацией принято постановление от 24.01.2007 N 113, в соответствии с которым специализированные службы реализовали свое право на создание круглосуточного специализированного городского центра и выполнение обязанности по перевозке тел умерших.
Между ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" и Департаментом 30.09.2002 заключен договор N 12 на осуществление погребения граждан. Предметом данного договора, в том числе является и доставка (перевозка) умерших (погибших) в морг судебно-медицинской экспертизы и отделения патологоанатомических бюро.
24.01.2007 Администрацией принято постановление N 113, которым был организован круглосуточный городской специализированный центр с целью систематизированного сбора информации и передачи специализированным службам информации о необходимости перевозки тел умерших (погибших) граждан.
С учетом вышеизложенного у ЗАО "Ритуальное предприятие "Память", как и у контрактного перевозчика, и у ООО "Специализированное предприятие "Память", как у специализированной службы, которые выполняют услуги по перевозке тел умерших, имеется право получать своевременную и полную информацию об умерших.
Отмена или изменение постановления Администрации от 24.01.2007 N 113 может привести к нарушению прав и законных интересов заявителей - ООО "Специализированное предприятие "Память", ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" как специальных хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг.
В соответствии со статьями 25 и 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" правовое регулирование организации похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления в целях возможности достижения задач и исполнения обязанностей специализированных служб по вопросам похоронного дела, в связи с чем реализуется потребность специализированных служб по вопросам похоронного дела в правовом регулировании данного вопроса, так как создание круглосуточного информационного центра по сбору информации продиктовано объективными причинами и влияет на качество, сроки выполнения возложенных на специализированные службы задач городского значения.
Постановление Администрации от 24.01.2007 N 113 является частью правового регулирования организации похоронного дела на территории г.Волгограда.
ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" и ООО "Специализированное предприятие "Память" в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" обязаны оказывать все услуги по погребению, в том числе и предусмотренные гарантированным перечнем услуг по погребению, то есть являются хозяйствующими субъектами в соответствии с Законом о защите конкуренции, осуществляющими экономическую деятельность.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно посчитали, что отмена или изменение постановления Администрации от 24.01.2007 N 113 затронет правовое регулирование организации деятельности специализированных служб по перевозке тел умерших.
Таким образом, в настоящем деле нарушены законные интересы ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" и ООО "Специализированное предприятие "Память" в сфере правового регулирования деятельности специализированных служб в части получения достоверной и своевременной информации для перевозки тел умерших, решением и предписанием нарушаются права заявителей как хозяйствующих субъектов в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ"О погребении и похоронном деле" специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют погребение умерших и оказание услуг по погребению.
Таким образом, все, что связано с непосредственным осуществлением возложенных на специализированные службы задач, в том числе и правовое регулирование деятельности по перевозке тел умерших, входит в круг законных интересов по предоставлению в департамент полной и необходимой информации в связи с получением бюджетных средств на компенсацию расходов по перевозке.
С учетом вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что решение антимонопольного органа не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении заявленных требований судами установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов судов не находит.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы индивидуального предпринимателя необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.12.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2012 по делу N А12-19131/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 июня 2013 г. N Ф06-4472/13 по делу N А12-19131/2011
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14493/13
26.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4472/13
25.06.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6513/13
26.02.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-337/13
07.12.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-19131/11
23.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6706/12
12.05.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1811/12